Введение
Глава I. Научно-теоретические основы преодоления афазии
1.1 Современный подход к изучению афазии
1.2 Эфферентная моторная афазия и её характеристика
1.3 Методические аспекты диагностики и восстановительного обучения письму при эфферентной моторной афазии
Глава II. Особенности письма у пациентов с эфферентной моторной афазией
2.1 Организация и методика проведения эксперимента
2.2 Анализ результатов эксперимента
2.1 Содержание восстановления письма пациентов с эфферентной моторной формой афазии
Результаты контрольного эксперимента
Заключение
Библиографический список
Приложение
Тема, исследуемая в дипломной работе, - «Восстановление письма у больных с эфферентной моторной афазией разной степени выраженности».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что среди различных видов нарушений речи афазия занимает особое место. Это объясняется тем, что афазия одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенности остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности.
Исследование афазии является одной из старейших классических проблем логопедии, нейропсихологии, неврологии, нейрофизиологии, период изучение которой охватывает не менее двухсот лет. Несмотря на это интерес к этой области знания не уменьшается, а наоборот увеличивается. Это объясняется рядом причин.
Во-первых, междисциплинарный анализ этого сложнейшего явления открывает путь к пониманию многих методологических и теоретических вопросов современной науки, таких как, мозг и психика, взаимосвязь речи с мозговой активностью, интегративная деятельность мозга, его уровневая организация, принципы его работы.
Во-вторых, роль принципов работы мозга и его взаимодействия с высшими психическими функциями в понимании сущности афазии, природы и механизмов ее возникновения, проблемы функциональной системы как интегративной единицы работы мозга, пластичности центральной нервной системы, ее компенсаторных возможностей. Исследования афазии делает существенный вклад в понимание проблемы взаимосвязи социального и биологического в психике человека.
Наиболее частым последствием инсульта, черепно-мозговой травмы, нейрохирургического вмешательства и др. (примерно в 40 – 50% от общего числа больных) являются нарушения речевой функции, проявляющиеся в форме афазий и дизартрий, которые нередко сочетаются с патологией других высших психических функций (различными видами агнозий и апраксий), правосторонним гемипарезом и психическими расстройствами.
Эмоционально-личностные расстройства, наблюдающиеся у данной группы пациентов, связаны либо непосредственно с очаговой или общемозговой патологией, либо являются реакцией на дефект, т.е. на резко изменившийся социальный статус и положение в семье. По выходе из острого состояния больной начинает оценивать свое положение: невозможность речевого общения, социально-бытовую некомпетентность, ограничение самостоятельного движения и неуверенность в будущем, сомнения в эффективности реабилитационных мероприятий, возможности возвращения к профессиональной деятельности.
Согласно мировой статистике, в настоящее время отмечается стремительная тенденция к увеличению числа больных с инсультом, а также к их «омоложению». По данным ВОЗ, 30% больных составляют лица трудоспособного возраста (соотношение мужчин и женщин - 3:1). 75-80% больных, перенесших инсульт или перенесших тяжелую черепно-мозговую травму, полностью утрачивают профессиональные навыки и трудоспособность. В результате нарушения речи и расстройств двигательной сферы больные переводятся на инвалидность 1 или 2 группы без права работы. При этом важнейшим фактором при определении инвалидности является именно нарушение речи.
Объект исследования - состояние функции письма пациентов с афазией в результате поражения различных отделов головного мозга.
Предмет исследования – работа по восстановлению письма на этапе реабилитации пациентов с эфферентной моторной афазией.
Глава I. Научно-теоретические основы преодоления афазии
1.1 Современный подход к изучению афазии
Афазия - одна из старейших и интереснейших проблем медицины, психологии и специальной педагогики. Еще в 1874г. известный невропатолог и психиатр А.Я.Кожевников отмечал: “Болезненное расстройство речи, известное под названием “афазия”, представляет собой большой интерес не только в собственно медицинском, но и в антропологическом отношении”.
В развитии учения об афазии выделяют два этапа. Первый этап начался во второй половине XIX в. и связан с возникновением двух научных направлений: локализационизма (П.Брока, К.Вернике и др.) и антилокализационизма (П. Мари и др.), имеющих важное значение для дальнейших исследований мозга: первое направление положило начало учению о локализации функций в коре головного мозга, второе - указало на важность деятельности мозга как единого целого.
На первом этапе изучения афазии были выделены моторная (П.Брока, 1861), сенсорная (К.Вернике, 1874), семантическая (Г.Хэд, 1926), динамическая (К.Клейст, 1934) и другие формы афазии. Создавались различные классификации афазий, в том числе и известная классификация Вернике - Лихтгейма (1885), отголоски которой можно найти в современных учебниках по неврологии.
Исследования крупнейших неврологов и психологов XIX и начала XX вв. существенно продвинули представления об афазии. Однако в целом первый этап афазиологии характеризовался описательным подходом. Взгляды исследователей более ста лет не претерпевали каких-либо существенных изменений, чем вызвали кризис в афазиологии: стала очевидной необходимость аналитического подхода к изучению афазии.
Второй этап учения об афазии связан с именем А.Р.Лурия, ставшим одним из основоположников нейропсихологии - науки, занимающейся изучением мозговых основ высших психических (корковых) функций человека.
Существенным вкладом для современных представлений об афазии явились достижения неврологии, физиологии, нейрофизиологии (Н.М. Сеченов, 1863-1903; И.П.Павлов, 1903-1935; В.М.Бехтерев, 1905-1910; П.К.Анохин, 1940-1956; И.Н.Филимошкин, 1940-1957; Р. Пенфилд, 1964 и др.), позволившие разработать концепцию динамической локализации функций в коре головного мозга, что явилось важным шагом в понимании механизмов речи в норме и патологии.
А.Р.Лурия создана нейропсихологическая классификация афазий, основанная на представлении о речевой деятельности, как о сложной, но единой функциональной системе, состоящей из многих афферентных и эфферентных звеньев. Им были предприняты синдромный анализ различных форм афазии, а также изучение псевдоафазических расстройств при поражениях глубинных отделов мозга. Были начаты исследование речевых нарушений при поражении конвекситальных отделов правого полушария, изучение нейрофизиологической природы различных афазических синдромов.
Согласно А.Р.Лурия, афазические расстройства являются результатом нарушения аналитико-синтетической деятельности различных анализаторов мозговой коры, объединенных в сложную функциональную систему, “речевую зону”. Форма афазии зависит от поражения того или иного участка “речевой зоны” коры доминантного для речи полушария головного мозга (преимущественно левого). Нельзя не учитывать и тот факт, что различные по этиологии поражения мозга обусловливают различия в симптомокомплексе речевых расстройств. Афазии отличаются друг от друга по основному механизму и по своим клинико-психологическим признакам.
Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. - М.: «Ассоциация дефектологов», В Секачев, 2000. — 96 с.
Визель Т.Г. Как вернуть речь. М: Сфера, 2005 2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ: 2006. – 384. 3. Винарская Е.Н. Клинические проблемы афазии (нейролингвистический анализ). М.: Сфера, 2007. 4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008. – 624 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»). 5. Лурия А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М., 2002. 6. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов — на- Дону: Издательство Феникс, 1998. 7. Тонконогий И.М., Пуанте А. Клиническая нейропсихология. – СПб.: Питер, 2007. – 528с.: ил.– (Серия «Мастера психологии»). 8. Цветкова Л.С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление: Учеб.пособие / Л.С.Цветкова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 360 с. 9. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. – М.: «Ассоциация дефектологов», Секачёв, 2000. – 96 с. 10. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М., 2002. 11. Шохор-Троцкая М.К. Речь и афазия: Методологический подход к преодолению речевых расстройств. М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.
1. Афазия и восстановительное обучение: Учебное пособие/ Цветкова Л.С. – 1988.
2. Коррекционно-педагогическая работа при афазии/ Бурлакова М.К. – 1991.
3. Афазия: Учебно-методическое пособие/ Зайцев И.С. – 2006.
4. Клиника и лечение афазий/ Бейн Э.С. – 1970.