Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования конкурентоспособности организации
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность: сущность и уровни
1.2. Методики оценки конкурентоспособности организаций
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Нижтранс»
2.1 Анализ деятельности ООО «Нижтранс»
2.2 Оценка конкурентоспособности ООО «Нижтранс»
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Нижтранс»
3.1 Проблемы конкурентоспособности ООО «Нижтранс»
3.2 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Нижтранс»
Заключение
Список литературы
Приложения
На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.
Рыночные условия функционирования российских предприятий требуют новых стратегических подходов к решению проблемы их конкурентоспособности. Эффективность функционирования предприятия в условиях рынка предполагает активный поиск и разработку каждым из них собственной стратегии повышения их конкурентоспособности. Именно конкурентная стратегия устанавливает направление деятельности предприятия в определении типа конкурентного преимущества и формирования ресурсного потенциала его реализации. Конкурентные преимущества, которыми обладают на конкретном рынке хозяйствующие субъекты, являются существенными факторами конкурентной ситуации на рынке. Конкурентные преимущества определяются набором характеристик и свойств товаров, которые создают для предприятий определенные превосходства над их прямыми конкурентами. При этом количественная оценка уровня конкурентоспособности предприятия позволяет ему целенаправленно формировать и распределять свой ресурсный потенциал и тем самым обеспечивать его конкурентоспособность.
Цель курсовой работы - исследование конкурентоспособности предприятия. Задачи работы:
1. Раскрыть понятие конкурентоспособности;
2. Рассмотреть понятие конкуренции;
3. Охарактеризовать деятельность ООО «Нижтранс»;
4. Оценить конкурентоспособность ООО «Нижтранс»;
5. Предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Нижтранс».
Предмет работы – конкурентоспособность предприятия. Объект работы – ООО «Нижтранс».
Курсовая работа основана на исследованиях российских и зарубежных экономистов. Портер М.Э. и Юданов А.Ю. анализируют в своих исследованиях конкуренцию предприятий в рыночной экономике. Затронута проблема повышения конкурентоспособности и в периодических изданиях. Ферапонтов А.П. и Рыбаков И.П. исследуют проблему оценки конкурентоспособности в своих публикациях. Информационной базой исследования являются документы ООО «Нижтранс». Курсовая работа содержит три главы. Первая глава – теоретическая – посвящена изучению понятий конкуренции и конкурентоспособности, а также анализу методики оценки конкурентоспособности. Вторая глава – практическая – содержит анализ деятельности ООО «Нижтранс», оценку его конкурентоспособности, анализ внешней и внутренней среды предприятия. Третья глава раскрывает пути повышения конкурентоспособности ООО «Нижтранс».
Глава 1. Теоретические основы исследования конкурентоспособности организации
1.1 Конкуренция и конкурентоспособность: сущность и уровни
Толкование слова «конкуренция» восходит к латинскому «concurrntia» – состязание, столкновение. Вся экономическая литература оперирует этим термином, как основополагающим. Однако конкуренция не является исключительно экономической категорией, она заимствована из других областей познания.
Говоря о рынке, имеют в виду именно рыночную конкуренцию – механизм соперничества, состязательности участников рынка за право найти своего покупателя, за возможность продать товар на наиболее выгодных условиях, захватить большую долю рынка и получить соответствующую прибыль. Однако у конкуренции есть общие особенности, которые проявляются не только на рынке.
Конкуренция возникает в некоторой среде, которая ограничивает развитие конкурентов, т.е. любых особей, расходующих в своем развитии компоненты из сферы их жизнедеятельности. Для всего живого объектом конкуренции является воздух, вода, пища, свет и т.п. Для людей, дополнительно к материальным благам, существуют информационные потребности.
Производное от названного термина – конкуренты. Это субъекты, в том числе особи одного или разных видов, которые «состязаются» за преимущества в пользовании жизненными благами. Конкурентная среда – материя или субстанция, содержащая компонент, расходуемый конкурентами. Содержание указанного компонента в среде ограничено и конкуренты претендуют на максимальную его часть.
Конкуренция естественно включает в себя выигрыши и проигрыши, селекцию лидеров и аутсайдеров. Их можно характеризовать признаками конкуренции, количественными и качественными.
Для рынков экономисты признают главным ценовой признак. На реальных рынках в качестве признаков конкуренции могут быть интеллектуальные, социальные, экономические и т.п. Ценовой признак принято считать универсальным при рыночной конкуренции. В экономической литературе все признаки конкуренции принято считать неценовыми, второстепенными при моделировании. Предполагается, что шкалирование всех признаков посредством денег в достаточной мере обосновывает однофакторную модель. Однако, с маркетинговых позиций, первичными являются потребности, причем среди них тяга к экономии или к прибыли может быть второстепенной.
Рыночные признаки конкуренции характеризуют конкурентную среду – рынок, на котором независимые продавцы свободно соперничают за право продать свой товар независимому покупателю. Конкурентная среда регламентирует взаимоотношения конкурентов, определяет их приоритеты, ранжирует признаки конкуренции, устанавливает нормы внешних воздействий, включая работу администрации всех уровней.
Конкуренция, как и любое состязание, протекает по предписанным правилам – легальным или нелегальным. Конкурентные преимущества при честной конкуренции достигаются превышением общепризнанных признаков, например, надежности.
1. Гражданский кодекс РФ, часть I, утвержденная Федеральным законом № 51-ФЗ от 30.11.1994 (ред.08.05.2009)
2. Гражданский кодекс РФ, часть II, утвержденная Федеральным законом № 14 ФЗ от 26.01.1996. (ред.17.07.2009)
3. Налоговый кодекс РФ, часть 2, утвержденная Федеральным законом № 117-ФЗ от 05.08.2000 (ред. от 05.04.2010)
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 07.11.2011)
5. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О рекламе" (с изм. и доп. от 15.08.2011)
6. Кеглер Т., Доулинг П., Тейлор Б., Тестерман Дж. Реклама и маркетинг в Интернете. - М.: Альпина Паблишер, 2008. - 640 с.
7. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2008. - 272 с.
8. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007. – 361с.
9. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 241с
10. Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России. - М.: ЮНИТИ, 2008.- 295с.
11. Локомов С.В. Организация рекламной деятельности. - М.: Гелла-Принт, 2009. – 350с.
12. Портер М.Э. Конкуренция. – СПб.: 2009 - 495 с.
13. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: Гном и Д, 2009. – 457с.
15. Белковский А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний // Маркетинг в России и за рубежом. - 2010. - №4 с. 3-8.
16. Андрианов, В.А. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Экономист. – 2009. – № 10. – С. 33 – 42.
17. Бараничев В.П. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия // Маркетинг. –2010. – № 3. – С. 42 – 50.
18. Баумгартен Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. – № 4. – С. 17-24
19. Баутмартян Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукций // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 4 - С.72-85.
20. Белоусов В.Л. Методика оценки конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - № 8 - С.33-41.
21. Березин И. Ловушка ассортимента// Лаборатория рекламы, маркетинга и PR. - 2009. -№1 . – С. 45-53
22. Березин И. Любимые брэнды среднего класса// Маркетинг. – 2009. - №2
23. Березин И. Маркетинговые исследования в процессе создания бренда// Identity. – 2009. - №6. – С. 14-18
24. Березин И. Пять ступений от названия к бренду// Практический маркетинг. – 2009. - №85. – С. 27-32
25. Блинов А.О. Имидж организации как фактор конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом. – 2009. – № 4. – С. 35 – 43.
26. Богомолова И.П. Анализ формирования категории конкурентоспособности как фактор рыночного превосходства экономических объектов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – № 1 (45). С. 113 – 119.
27. Валитов А.И. Факторный анализ конкурентоспособности компании// Экономист. - №1. – 2011. – С. 12-19
28. Васильева, З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности объектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – № 2(52). – С. 83 – 89.
29. Воронов А.А. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий // Машиностроитель. – 2008. – № 12. – С. 27 – 29.
30. Воронов, А. Конкуренция в ХХI веке // Маркетинг. – 2009. – № 5. – С. 16 – 24.
31. Гельвановский, М.И. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. – 2008. – № 3. – С. 67–68.
32. Гузков, И. Тенденции изменения конкурентоспособности отечественной продукции // Маркетинг. – 2009. – № 1. – С. 20 – 34.
33. Завялов, П.С. Проблемы международной конкурентоспособности товаропроизводителей // Маркетинг. – 2009. – № 2. – С. 20 – 32.
34. Захарченко, В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий // Машиностроитель. – 2009. – №11. – С. 13 – 17.
35. Кеворков В.А. Маркетинг на предприятии: плюсы и минусы// Новые рынки. – 2010. - №3. – С. 24-28
36. Крутова Е.А. Маркетинговые принципы управления предприятием// Маркетинг сегодня. – 2008. -№6. – С. 21-16
37. Кутин А.А. Модель взаимосвязи конкурентоспособности и методов управления предприятием// Российский экономический журнал. – 2009. – № 2. – С. 41 – 44.
38. Литвиненко В.С. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции // Стандарт и качество. – 2009. – № 8. – С. 23 – 28.
39. Ловандова И.Д. Какая маркетинговая информация нужна руководителю// Практический маркетинг. – 2009. - №8. – С. 34-39
40. Минин А.А. Рынок кондитерских изделий России// Маркетинг сегодня. – 2009. -№1. – С. 7-11
41. Островский, Г. Конкурентоспособность предприятия как объект управления // Консультант директора. – 2009. – № 20. – С. 34 – 36.
42. Равдина А.А. Фундаментальный анализ рынка: практика применения// Открытые системы. – 2009. - №7. – С. 14-19
43. Рыбаков И.П. Качество и конкурентоспособность при рыночных соотношениях // Стандарты и качество. – 2010. – № 12. – С. 43 – 47.
44. Синько, В.И. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. – 2009. –№ 4. – С. 54 – 59.
45. Фатхутдинов Р.А. Оценка конкурентоспособности страны // Промышленность Росси. – 2009. – № 3. – С. 62 – 67.
46. Ферапонтов А.П. Математическая модель расчета коэффициентов весомости показателей продукции по результатам экспертных оценок // Стандарт и качество. – 2010. – № 4. – С. 34 – 36.
47. Ферапонтов А.П. Один из вариантов математической модели показателей конкурентоспособности технической продукции // Стандарты и качество. – 2010. – № 4. – С. 44–45.
48. Целикова Л.В. Конкурентоспособность рынка кожаной обуви в республике Беларусь // Маркетинг. – 2009. – № 3. – С. 47 – 55.
49. Чайка, И.И. Конкурентоспособное качество отечественных предприятий – ключевая проблема выхода России из экономического кризиса // Стандарты и качество. – 2009. – № 6. – С. 47.
50. Шаврин П.Л. Маркетинг возвращается и становится стратегическим// Маркетинговые исследования. – 2009. - №12
51. Шеховцева А. Конкурентоспособность региона: фактора и методы создания // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. – № 4. – С. 11 – 15.
52. Яновский, А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики // Стандарты и качество. – 2007. – № 2. – С. 43–44.