Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования групповой сплоченности
1.1 Особенности групповой сплоченности в организации
1.2 Современные подходы к командообразованию как методу повышения групповой сплоченности
Глава 2. Исследование групповой сплоченности в ООО «Аркис»
2.1 Методики, использованные в исследовании
2.2 Анализ результатов исследования групповой сплоченности в ООО «Аркис»
Заключение
Список литературы
Групповая сплоченность способствует удовлетворению потребностей человека от пребывания в группе. Силы сплочения группы имеют две образующих: во-первых, степень привлекательности собственной группы, во-вторых, сила притяжения других доступных групп. Группу вследствие этого можно определить как совокупность индивидов, связанных так, что каждый расценивает преимущества от объединения как большие, чем можно получить вовне.
Объект работы – ООО «Аркис».
Предмет работы – групповая сплоченность сотрудников ООО «Аркис».
Цель курсовой работы – исследовать особенности групповой сплоченности сотрудников ООО «Аркис.
Задачи работы:
- Изучить теоретические основы исследования групповой сплоченности;
- Рассмотреть современные подходы к командообразованию;
- Выбрать методики для исследования групповой сплоченности в ООО «Аркис»;
- Провести исследование групповой сплоченности в отделе продаж ООО «Аркис».
Структурно работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть содержит две главы. Первая глава носит теоретический характер. Вторая глава посвящена исследованию групповой сплоченности в отделе продаж.
Работа основана на материалах научной и учебной литературы, периодических изданий по данной теме и источников сети Интернет.
Глава 1. Теоретические основы исследования групповой сплоченности
1.1 Особенности групповой сплоченности в организации
Групповая сплоченность - это процесс групповой динамики, который призван характеризовать, насколько каждый из членов группы привержен к этой группе. Оценивание и определение групповой сплоченности, как правило, рассматривают не однобоко, а многообразно: и с точки зрения симпатии в межличностных отношениях, и по степени полезности и привлекательности самой группы для ее участников. В настоящее время было проведено множество исследований по этой теме, и групповая сплоченность в психологии определяется как результат тех сил, который удерживает людей в группе.
Многие известные американские психологи, среди которых и такие как Д. Картрайт, К. Левин, А. Зандер, Л. Фестингер, групповую динамику и групповую сплоченность рассматривают объединено. Группа всегда развивается – в ней меняются отношения, статус и многие другие факторы, и все они влияют на то, насколько сплоченными оказываются ее участники.
Считается, что группа, в которой состоит человек, удовлетворен деятельностью этой группы, то есть издержки значительно менее ощутимы, нежели выгоды. Иначе у человека просто не будет мотивации оставаться членом группы. При этом выгоды должны быть настолько большими, чтобы исключать переход человека в другую, еще более выгодную группу.
Отсюда становится ясно, что сплоченность группы – это очень сложный баланс, в котором участвуют не только выгоды от членства группы, но и взвешиваются потенциальные выгоды от вступления в другие группы.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на групповую сплоченность:
- взаимозависимость участников группы, которая обязательно проявляется в процессе их общей деятельности,
- демократический стиль лидерства, то есть отсутствие жесткого управления,
- общие ценности, интересы и приоритеты членов группы,
- точность групповой цели, ее ясность и определенность,
- сравнительно небольшое количество членов в группе,
- имидж, престижность группы.
Как правило, для того чтобы говорить о сплоченной группе, одного или двух из этих факторов недостаточно: чем больше их реализует та или иная группа, тем лучше результат.
1. Авдеев В.В. Управление персоналом. Оптимизация командной работы. Реинжиниринговая технология. - М: Финансы и статистика, 2013. - 960 с.
2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом.- М: Академия, 2012.- 224 с.
3. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – Минск, 2013. – 218с.
4. Голубков Е.П. Сущность и характерные особенности управления конфликтами на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. - №4. С. 45-49
5. Гринберг Дж. Управление стрессом.- СПб: Питер, 2012.- 496 с.
6. Грошев И.В., Юрьев В.М.Менеджмент организационной культуры.- М: МОДЭК, 2013.- 744 с.
7. Димитриева З. Школа менеджмента. Книга практикующего руководителя и бизнес-тренера.- М: Речь, 2012.- 240 с.
8. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. - М: Инфра-М, 2012.- 448 с.
9. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере.- М: МГУКИ, 2011. - 88 с.
10. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. 3-е изд. -Н. Новгород: Нимб, 2011.- 324 с.
11. Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом. – М: Инфра-М, 2012.- 473 с.
12. Конфликтология: Учеб. пособие для вузов / В.И Курбатов. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 446 с.
13. Котов Е.И. Командообразование в отделе продаж: когда оно во благо, а когда - во вред? // Управление персоналом. – 2014. - №5. С. 85-89
14. Мириманова М.С. Конфликтология. Учеб. – Академия, 2013. – 326 с.
15. Определение индекса групповой сплоченности Сишора / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2012. - 218с.
16. Сенге Питер М. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. – М.: ЗАО “Олимп-Бизнес”, 2014. – 178с.
17. Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 591с.
18. Шерягин В. Как оценить работу отделов маркетинга и продаж // Профессиональный журнал коммерсанта. – 2013. - №4. С. 48-52
19. Широкопояс А., Семин С. Тимбилдинг: «веревка» вам в помощь // HRD лучшие практики. – № 01(08). - 2014. - С. 16-19
20. Якокка Ли Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 2012. – 318с.
21. Тренд «Инвестиции в командность или командообразование по-умному» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hr-media.ru/investitsii-v-komandnost-ili-komandoobrazovanie-po-umnomu/