Введение
Глава I. Основные представители марбургской школы неокантианства
Глава II. Сущность и ценности неокантианства
Глава III. Основные идеи марбургского неокантианства
Заключение
Библиография
Курсовая работа|Философия
Авторство: Solnze
Год: 2020 | Страниц: 16
Введение
Глава I. Основные представители марбургской школы неокантианства
Глава II. Сущность и ценности неокантианства
Глава III. Основные идеи марбургского неокантианства
Заключение
Библиография
Неокантианство - под этим термином обычно понимают философское направление начала ХХ века. Неокантианство подготовило благодатную почву для развития феноменологии, повлияло на формирование концепции этического социализма, помогло разделить естественные и гуманитарные науки. Неокантианство-это целая система, состоящая из множества школ, которые основали последователи Канта.
Неокантианство как философское учение сформировалось в Германии в конце XIX-начале XX в. Смешение идеологий произошло в нем потому, что среди некоторых неокантианцев социализм рассматривался как недостижимый идеал, что послужило основой для «этического социализма» - идеального объекта, недостижимого в ближайшем будущем, но к которому должно стремиться все человечество .
Наиболее влиятельными среди неокантианцев были школы Марбурга и Бадена (Фрейбург).
Цель работы – проанализировать суть и основные идеи марбургско1 школы неокантианства.
Задачи:
1) рассмотреть основных представителей марбургской школы неокантианства;
2) раскрыть сущность и ценности неокантианства;
3) проанализировать основные идеи марбургского неокантианства
Глава I. Основные представители марбургской школы неокантианства
Основные усилия направлены на разработку метода транссендентального познания. Представители марбургской школы рассматривали математику как модель социально-гуманитарного знания, методы образования понятий в математике использовались как эталон для образования понятий в целом. Они выступали против обоснования (интерпретации) «вещи в себе» как объективной реальности, которая производит ощущения, воздействуя на наши органы чувств. "Вещь в себе" не может быть дана познанию, она дана как математическая функция. Конечная цель философии - изучение логических основ точных наук.
Наибольшее внимание анализу научных знаний уделял основатель марбургской школы Герман Коген (1842-1818). Научное знание понимается г. Коген как полностью независимая и постоянно меняющаяся система, в которой развертывается все многообразие отношений между знанием и реальностью, субъект и объект Коген отстаивает позицию Канта о том, что вне знания нет ничего, поэтому сравнивать реальность не с чем, а только с той формой, в которой мыслится знание, поэтому любое изменение знания приводит к изменению реальности, но не наоборот .
Пауль Наторп (1854-1924), интерпретируя философию как метод получения положительного знания, развил концепцию панметодизма, доказав, что мышление имеет в себе основу и источник. Рассматривая познание как последовательную реконструкцию актов, в которых субъект реализуется в противоположность миру субъекта, который он заложил, он разработал социальную педагогику, целью которой было включение человека в контекст мирового культа, эволюционирующего в идеальное общество, в котором личность выступает как самоцель.
Как и многие неокантианцы, Эрнст Кассирер (1874-1945) пытался преодолеть метафизическое противопоставление бытия и мышления, разработав трансцендентальный метод, связанный с отражением форм научного познания, а не с самой реальностью. Он считал, что познание касается не вещи, а отношения, данности, а не данности. Логика развития философии предполагает, таким образом, ее эволюцию от философии науки к философии культуры и философской антропологии.
Эрнст Кассирер был учеником Когена, идеи которого он развивал позже. В начале своей деятельности он развил теорию понятий, или «функций», в духе неокантианской гносеологической концепции критики в работе «существенная и функциональная концепция» (1910). После 1920 года Кассирер создает оригинальную философию культуры, выраженную в работах «философия символических форм» в 3 тт. (1923-1929; символистская философия: формы. Введение и постановка проблемы/ Культурология. 20 век: антология, 1995), " очерк о человеке. Введение в философию человеческой культуры 1944; избранное. Эксперимент над человеком. М.: Гардарика, 1998) .
Кассирер рассматривал символическое восприятие как продукт специфически человеческой рациональности, отличающейся от практического воображения и рациональности животных. Философ утверждал, что особая, и, пожалуй, самая худшая роль в мифологии XX века принадлежит «мифу» о государстве, мифу, возникшему в середине XIX века. Такого рода государственная мифология воплотилась во всевозможном почитании и даже поклонении государственным символам и геральдике, что заменило почитание предметов религиозных культов.
Другие философы принадлежали к марбургской школе неокантианства в различные периоды своей творческой деятельности. Среди них следует выделить оригинального мыслителя Николаса Гартмана (1882-1950) - основателя «критической онтологии». Гартман родился в Риге. Некоторое время он жил в России, где изучал классическую филологию в Санкт-Петербургском университете и получил степень бакалавра в 1901 году. После революционных событий 1905 года Гартман переехал в Германию и начал заниматься философией. В 1907 году под руководством Когена защитил в Марбурге докторскую диссертацию на тему" Логика бытия у Платона", а с 1909 года начал посещать курс философии в Марбургском университете, где в 1920 году стал экстраординарным профессором. В то же время здесь работал Мистер Хайдеггер. С 1925 по 1931 год в качестве профессора Гартман преподавал в Кельнском университете, а затем в Берлинском университете. С 1945 по 1950 год жил и работал в Геттингене .
Согласно "позднему" Гартману, метафизика познания предполагает рассмотрение отношения субъект-объект с более широкой онтологической точки зрения с точки зрения его укоренения в бытии. "Всякое априорное знание основано на взаимосвязи между познавательными категориями и предметами, утверждал немецкий мыслитель. - Ибо только на основе онтологии тождество познавательных категорий и предметов приобретает весь свой смысл».
Так, стремясь добиться возврата к первоначальным принципам критики Канта, представители марбургской школы описали ряд проблем, ставших отправными точками в развитии европейской и мировой философии .
1. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономичских наук: специальный выпуск, посвященный III Межд. науч.- практ. конф. «Проблемы войны и мира в свете практической философии: неокантианство и современный мир, 22 апр. 2016 г., г. Саратов / Под общ. ред. Л.И. Тетюева. – М.: Перо, 2016. – 107с.
2. Балановский, В.В. Приоритетные задачи кантоведения на ближайшее десятилетие / В.В.Балановский // Кантовский сборник. – 2014. – №4 (50). –С.116-122.
3. Белов, В.Н. Крайнен, К. Изучение неокантианства: указания к чтению / В.Н. Белов, К. Крайнен // Кантовский сборник. – 2008. – № 2 (28). – С. 66-74.
4. Белов, В.Н. Современные исследования философии Германа Когена / В.Н. Белов // Вопросы философии. – 2016. – № 6. – С. 218 - 222.
5. Владимиров П.А. Проблема рационального и иррационального в русском неокантианстве. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Саратов – 2018.
6. Владимиров, П.А. Интерпретация кантовского трансцендентализма в работе Г.Когена «Теория опыта И. Канта» / П.А. Владимиров // Актуальная эстетика: II. Материалы международного форума (15-26 мая 2014 г., г.СанктПетербург). – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2014. – С.50-52.
7. Коген, Г. Теория опыта Канта / Г. Коген: пер. с нем. В.Н. Белова. – М.: Академический проект, 2012. – 618 с.
8. Мамардашвили, М.К. Классический и неклассический тип рациональности / М.К. Мамардашвили. – СПб.: Азбука - Аттикус, 2010. – 288 с.
9. Мельникова Л.Л. Неокантианство // История философии / под ред. Ч.С. Кирвеля. – 2-е изд. – Минск: Новое знание, 2011. – С. 379–387.
10. Никулина Ольга Вячеславовна Марбургская школа неокантианства о логическом первоначале и предмете научного познания // Вестник БГУ. 2010. №6.
11. Никулина О. В. Марбургская школа неокантианства: г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер, Н. Гартман // Вестник НВГУ. 2008. №2.
12. Тетюев, Л.И. Эстетика в системе философии Пауля Наторпа / Л.И. Тетюев // Кантовский сборник. – 2014. – № 2 (48). – С. 53-62.
13. Философия Канта и основания практической философии : монография / Под общ. ред. В.Н. Белова и Л.И. Тетюева. – Саратов: Новый проект, 2013. – 204 с.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!