Тема, анализируемая в курсовой работе, - «Методы управления как механизм мотивации работников организации».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что глубокое преобразование в производстве стало причиной изменения отношения к персоналу организации. Если ранее акцент делался на технике, в то время как человек рассматривался как дополнение к ней, то сейчас техника является помощником человека. В связи с этим и были разработаны новые, современные стили и методы управления персоналом организации. Раньше люди стремились к усовершенствованию технологий настолько, чтобы они перестали быть зависимыми от человека, его квалификации или рабочей силы, что давало возможность заметно сэкономить не только на заработной плате, но и на поиске и найме сотрудников.
В последнее десятилетие все изменилось. Повышается количество сотрудников на производствах, так как традиционная технология более гибкая - она позволяет человеку работать с техникой (компьютерная техника, био- и лазерная технологии). Повышается вес руководителей, рабочих высоких квалификаций, возрастает объем капитала, который вполне может быть увеличен одним работником .
Рабочая сила уже не так важна, зато повышается необходимость владеть устной и письменной речью, иметь концептуальные навыки. Под концептуальными навыками понимают способности человека, позволяющие ему воспринимать организацию единым целым, но при этом четко выделять ее составляющие и их связь между собой. Возрастает необходимость контроля рабочего процесса самим сотрудником, что является одной из мотивационных теорий (распределение обязанностей среди работников, которые до таких обязанностей еще «не доросли», называется делегированием).
Раньше понятия управления персоналом как такового не было. Конечно, присутствовала определенная подсистема управления кадрами, но ей было далеко до современности.
Объект исследования – процесс мотивации сотрудников организации.
Предмет исследования – метод управления как механизм мотивации.
Цель курсовой работы – проанализировать метод управления в качестве механизма мотивации работников организации.
Задачи:
1) рассмотреть методы управления персоналом;
2) проанализировать методы мотивации персонала;
3) определить взаимосвязь мотивации персонала и результативность труда;
4) выявить влияние методов управления на мотивацию сотрудников.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Глава 1. Теоретические основы мотивации и управления персонала
1.1 Методы управления персоналом
Концепция управления персоналом представляет собой теории и способы, направленные на понимание целей, задач, принципов. Сюда можно отнести и методы управления персоналом.
Методы управления персоналом условно разделены на группы, каждая из которых включает различные способы воздействия на подчиненных.
Если рассматривать методы управления персоналом кратко, можно разделить все подходы на 4 больших группы:
- социальные;
- психологические;
- организационно-распорядительные (административные);
- экономические .
В комбинации они образуют систему, удовлетворяющую потребности подчиненных и компании.
Методы отличаются содержанием, направленностью и способом воздействия, формой исполнения. Они не должны ставить работников в невыгодное положение, нарушать нормы законов, ущемлять права граждан. При выборе способов влияния на персонал придерживайтесь основных принципов.
Подобрать оптимальные технологии и методы управления персоналом с первого раза не всегда удается, поэтому при построении системы вам придется экспериментировать до тех пор, пока вы не найдете эффективные способы влияния.
Эксперты рекомендуют комбинировать вспомогательные и основные технологии и методы управления персоналом. Своевременно корректируйте систему, чтобы добиваться высокой производительности труда, исполнительности и соблюдения установленных норм. Учитывайте, что она считается успешной, когда подчиненные ощущают свою значимость, возможность роста и развития. В этот момент они стремятся принести пользу организации, а не просто отсидеть норму часов на работе.
Внимательно относитесь ко всем сотрудникам, ищите индивидуальный подход к неординарным личностям, иначе они могут уйти к конкурентам со всеми наработками и секретами.
Если вы начали разработку системы или приступили к корректировке имеющейся, помните о том, что она должна учитывать основные потребности людей. Обращайте внимание на финансовые, экономические и психологические методы воздействия, но не игнорируйте и эффективность административных мер влияния на коллектив.
Проанализируем основные методы управления персоналом:
Экономические методы.
В систему управления включайте экономические методы влияния на персонал - санкции и материальное поощрение. Так как многие люди преследуют цель улучшить материальное положение, они начинают проявлять себя, стремясь получить повышение зарплаты или премию. Но при разработке системы учитывайте тот факт, что в погоне за наживой люди могут не брать во внимание интересы организации. Чтобы этого избежать, четко пропишите в локальных актах, за какие нарушения последуют штрафы в виде невыплаты премии.
При выборе экономических методов управления персоналом анализируйте ситуацию на рынке труда. Заработная плата в вашей организации не должна быть ниже среднерыночной. Важно, чтобы отслеживалась и иерархическая взаимосвязь - чем выше должность или шире круг обязанностей, тем больше получает специалист .
Включайте в систему различные виды премирования, льгот, беспроцентное кредитование. Привязывайте размер дополнительных бонусов к стажу, заслугам. Например, выплачивайте премию при выполнении или перевыполнении плана, а лучшим работникам пересматривайте размер зарплаты по итогам 6 месяцев или года.
Финансовую группу методов управления персоналом согласуйте с бухгалтерским отделом. Не обещайте сотрудникам больше, чем может позволить себе организация. Привлеките финансиста при определении окладов, премий. Если штатные сотрудники чрезмерно заняты, обратитесь к внештатным экспертам. Сервис Главбух Ассистент облегчит составление материальной части системы управления.
Социальные методы управления персоналом основываются на моральном воздействии на сотрудников организации и взаимоотношениях в коллективе. Они нередко зависят от индивидуальных способностей руководителя управлять подчиненными, его личных и деловых качеств.
Основные социальные методы управления персоналом заключаются в формировании групп сотрудников с учетом характеров и интересов, привлечении работников к управлению. Создавайте ощущение значимости каждого подчиненного, отмечайте его успехи, удовлетворяйте духовные и материальные потребности. Дополнительно поддерживайте этические нормы общения.
Разработайте социальный пакет: медицинское страхование, бесплатное питание и проезд, оплату мобильной связи и т.д. Если компания не может себе позволить оплачивать социальный пакет всем сотрудникам, частично компенсируйте затраты, но не разделяйте персонал на группы привилегированных и ущемленных .
Психологические способы влияния на персонал связаны с поддержанием доброжелательной атмосферы, развитием ответственности и инициативности, моральном стимулировании. С помощью них удается выявлять неформальных лидеров, отслеживать взаимоотношения в коллективе, причины недовольств и конфликтов.
Установив первопричины проблем, выбирайте способы их устранения. Это может быть публичное порицание, похвала, убеждение, побуждение. Подбирайте способы воздействия, опираясь на ситуацию. Уделяйте внимание развитию персонала, корпоративной культуре, квалификации. Только так вы сможете поддерживать оптимальный уровень мотивации и вовлеченности сотрудников.
Административные методы управления персоналом затрагивают чувство долга, влияют на сознание, ответственность. Четко регламентируйте правила и нормы, составьте положения, графики, прочую документацию. Ознакомьте каждого сотрудника с его правами, обязанностями, ответственностью, возможными наказаниями, способами поощрения.
Выбирайте только обоснованные методы, не ущемляйте права подчиненных. Гармонично сочетайте их с другими способами влияния на персонал. Не делайте упор только на административном воздействии, иначе текучесть кадров стремительно возрастет, а организация понесет материальные затраты или надолго потеряет конкурентоспособность .
1. Антосенков, Е.Г. Эффективное управление персоналом на малых и средних предприятиях: проблемы, опыт решения / Е.Г. Антосенков, В.В. Курамы-шев // Труд и социальные отношения. -2014. - № 2. - С. 48-60.
2. Акифьев, И.В. Мотивация как один из основных факторов управления персоналом / И.В. Акифьев, И.К. Пономарева // Инновации. - 2017. - № 1. -С. 1-10.
3. Афанасьев, В.Г. Индивидуально ориентированный подход к мотивации и бизнес-обучению: особенности и современные тренды / В.Г. Афанасьев // Мотивация и оплата труда. - 2014. - № 4. -С. 274-277.
4. Базык, Е.Ф. Теория и практика применения системы мотивационного менеджмента / Е.Ф. Базык // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 8. - С. 95-107.
5. Волгин, А.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики / А.П. Волгин. - М.: Дело, 2010. - 167 с.
6. Галимова И.И., Худайбергенов Т.Х. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала // Инновационная наука. 2017. №9.
7. Генкин, Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика): монография / Б.М. Генкин. -2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 352 с.
8. Горощенко В.В. Мотивация труда как фактор повышения эффективности управления персоналом // Вестник Института экономических исследований. 2017. №3 (7).
9. Евплов, А.В. Совершенствование мотивации работников в системе менеджмента [Текст] / А.В. Евплов // Менеджмент. – 2015. – № 3. – С. 14-16. 19.
10. Успенская, Е.А. Стратегия эффективной мотивации / Е.А. Успенская // Справочник по управлению персоналом. - 2009. - № 2. - С. 23-26.
11. Жуковский И.В. Методика изучения и развития мотивации профессионального самосовершенствования сотрудников фирмы [Текст] / И.В. Жуковский // Управление персоналом. – 2015. – N 13. – С. 55-56.
12. Меркушова, Н.И. Совершенствование системы мотивации в контексте процесса управления персоналом в новых экономических условиях [Текст] / Н.И. Меркушова // Вестник Тихоокеанского государственного экономического университета. – 2016. – № 1. – С. 49-58.
13. Рассадин В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала // Труд и социальные отношения. 2008. № 3. С. 53-59
14. Сорочайкин, А.Н. Управление персоналом: глоссарий: терминолог. слов./ А.Н. Сорочайкин, Л.В. Ермолина. Самара : Изд-во Самар. Ун-та, 2012 № 1. С. 121-125
15. Суслова, И.М. Мотивация как фактор совершенствования управления персоналом [Текст] / И.М. Суслова // Научные и технические библиотеки. – 2016. – № 12. – С. 5-12.
16. Шапиро, С.А. Мотивация и стимулирование персонала. – М.: ГроссМедиа, 2015. – 112с. 63.
17. Шишикина,Е.С. Национальные аспекты формирования мотивационной системы / Е.С.
18. Шишикина//Экономика , управление и право в современных условиях: междунар. сб.ст./под общ. ред. В.Б. Тасеева. Вып. 5 (17). Самара: Из-во Самар. Ун-та, 2012.С. 185-193
19. Щеглов, Е.В. Стимулирование труда – основной инструмент управления трудовым коллективом [Текст] / Е.В. Щеглов // Вестник кадровой политики, аграрного образования и инноваций. – 2016. – № 4. – С. 22-24.