Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последние годы актуальность изучения физической подготовленности и средств управления ею особенно очевидна в связи с повышением двигательной и игровой активности волейболистов в игре и тренировке, характеризующаяся непрерывным изменением действий игроков, передвижением по площадке в условиях постоянно меняющихся ситуаций, широким варьированием усилий, нестандартным чередованием фаз нагрузки и отдыха. Отечественные и зарубежные специалисты считают, что при достаточно высоком уровне технико-тактического мастерства основную роль для достижения победы играет высокая физическая подготовленность волейболистов
В теории и методике спортивной тренировки подготовка спортсмена представляет собой процесс всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих обеспечить спортсмену максимальную готовность к соревнованиям (Железняк Ю.Д. 1970 г., Матвеев Л.П. 1991 г., Платонов В.П. 1978 г.). Поэтому в настоящее время весьма актуальной является разработка конкретных технологий процесса подготовки спортсмена.
В качестве комплексной системы подготовка спортсмена включает в себя: спортивную тренировку; спортивные соревнования; вне тренировочные и вне соревновательные факторы, которые дополняют тренировочные и соревновательные воздействия. Соревновательная и тренировочная деятельность спортсменов представляет собой непрерывную цепь этапов, периодов, макро- и микроциклов подготовки.
Объект исследования – квалифицированные волейболисты.
Предмет исследования – тренировочный процесс подготовки квалифицированных волейболистов к соревнованиям.
Цель курсовой работы – проанализировать систему, методы и особенности подготовки квалифицированных волейболистов к соревнованиям.
Задачи:
1) изучить состояние исследуемой проблемы в научно-методической литературе;
2) проанализировать средства и методы тренировки;
3) исследовать особенности подготовки квалифицированных волейболистов к соревнованиям.
Структура и объем работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. Работа содержит 30 страниц компьютерного текста, иллюстрированного 5 таблицами. Библиография включает 17 источника
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ
1.1 Понятие и организация тренировочного процесса квалифицированных волейболистов к соревнованиям
Волейбол - один из самых доступных и распространенных видов командной спортивной игры. Эта игра благоприятна для здоровья и стара, и млада. Каждый, увлекающийся этой игрой, полной задора и радости движений, не расстается с ней в течение всей своей жизни.
Волейбол - это отличное средство приобщения человека к систематическим занятиям физической культуры и спортом, активного отдыха [4, с. 11].
В последние годы в нашей стране проведен ряд мер, направленных на усовершенствование системы подготовки спортивных резервов высококвалифицированных волейболистов, внесены изменения в организационно-методические формы подготовки спортивных резервов, усовершенствованы тренировочные и соревновательные режимы, изменены принципы наполняемости учебных групп. В соответствие с этими изменениями были созданы поурочные программы подготовки юных волейболистов.
Понятие «подготовка волейболистов» включает совокупность мероприятий, обеспечивающих подведение волейболиста к высшим спортивным результатам, с одной стороны, и массовый охват систематическими занятиями как можно большего числа занимающихся, с другой. Подготовка спортивных резервов тесно связана с работой общеобразовательных школ, средних специальных заведений и других организаций, осуществляющих массовую физкультурно-оздоровительную и спортивную работу [10, с. 19].
Спортивные школы организуют работу групп начальной подготовки главным образом на базе общеобразовательной школы, специализированных классов по волейболу, помогают в проведении массовых соревнований в своем районе, оказывают методическую помощь и т.д. Лучших юных волейболистов привлекают к занятиям в спортивных школах, школах-интернатах спортивного профиля.
Многолетняя подготовка волейболистов строится с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста и их возможностей на каждом возрастном этапе. Начинать заниматься волейболом предпочтительно с 9-10 лет. В этом возрасте уровень развития высшей нервной деятельности позволяет успешно формировать у детей спортивные двигательные навыки.
Причем обучение их спортивной технике проходит успешнее, чем новичков более старшего возраста и взрослых. Объясняется это большей пластичностью нервной системы детей [16, с. 148].
Развитие интеллекта, волевых качеств, способностей к более устойчивому вниманию также дает возможность проводить занятия достаточно эффективно. Необходимость многолетней подготовки (начиная с детского возраста) обусловлена также тем, что волейбол отличается сложной техникой (несмотря на кажущуюся простоту игры). Эта сложность в первую очередь объясняется следующим - все технические приемы игры выполняются при очень кратковременном прикосновении руками к мячу. К тому же эти приемы должны быть эффективными в быстро меняющихся условиях игры.
Понятно поэтому, что высокая степень владения навыками игры может быть достигнута только при длительном планомерном и квалифицированном обучении начиная с детского возраста. Принимая во внимание сложность подготовки волейболистов, совершенствование их возможно только на основе систематического подхода, внедрение которого характерно для спорта на современном этапе его развития.
Тренировочный процесс как целое строится на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов данного процесса (его частей, сторон и звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность.
Если детализировать это определение с помощью сформулированных ранее понятий, можно сказать, что структура спортивной тренировки характеризуется в частности:
- Целесообразным порядком взаимосвязи различных сторон содержания подготовки спортсмена (компонентов общей и специальной физической подготовки, физической и технической подготовки и т.д.).
- Необходимыми соотношениями параметров тренировочной нагрузки (частных и общих величин ее объема и интенсивности), а также тренировочных и соревновательных нагрузок.
- Определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), которые являются фазами, или стадиями, этого процесса, выражающими его закономерные изменения во времени [6, с. 21].
Тренировочный процесс основывается на следующих принципах:
- принцип комплексности предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон тренировочного процесса (физической, технической, тактической, интегральной, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);
- принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам обучения и соответствия его требованиям высшего спортивного мастерства с тем, чтобы обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объёмов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической и технико-тактической подготовленности;
- принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного спортсмена, вариативность программного материала для практических занятий, характеризующиеся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определённой задачи [1, с. 86].
Тренировочный процесс в организации, осуществляющей спортивную подготовку, ведется в соответствии с годовым тренировочным планом, рассчитанным на 52 недели.
Основными формами осуществления спортивной подготовки являются:
- групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- тренировочные сборы;
- участие в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
- инструкторская и судейская практика;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и контроль [8, с. 13].
Работа по индивидуальным планам спортивной подготовки осуществляется на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
Для проведения занятий на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера (тренера-преподавателя) допускается привлечение дополнительного второго тренера (тренера-преподавателя) по общей физической и специальной физической подготовке при условии их одновременной работы с лицами, проходящими спортивную подготовку.
Для обеспечения круглогодичности спортивной подготовки, подготовки к спортивным соревнованиям и активного отдыха (восстановления) лиц, проходящих спортивную подготовку, организуются тренировочные сборы, являющиеся составной частью (продолжением) тренировочного процесса в соответствии с перечнем тренировочных сборов.
1. Абдель, С.Х. Особенности планирования развития скоростно-силовых способностей волейболистов на этапе начальной подготовки к соревновательной деятельности / С.Х. Абдель, Е.П. Волков. - Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков, 2012. — 255 с.
2. Андреев, В.И. Совершенствование техники атакующих действий волейболистов /И.А. Зюбанова, Л.М. Иценко, В.И. Андреев, Л.В. Капилевич - Томск: Изд-во Томского политехнического университета,2010. -100 с.
3. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки /А.В. Беляев. - М.: ТВТ Дивизион, 2011 – 176с.
4. Бердникова, Ю.Г. Волейбол. Техника и тактика игры. П часть: Методические указания (для изучения теоретического курса) для студентов очной формы обучения. / Ю.Г. Бердникова, Ю.С. Жданова - Екатеринбург, 2011.
5. Бутенко, Б. И. Специализированная подготовка волейболиста /Б. И. Бутенко. - Москва: Физкультура и спорт, 2007. - 442 с.
6. Железняк, Ю.Д. Волейбол. Поурочная программа для детскоюношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ Олимпийского резерва / Ю.Д. Железняк, К.А. Швец, Н.В. Долинский. – М., 2014. – 58с
7. Зедгенидзе, В.И. Технико-тактическая подготовка высококвалифицированных волейболистов. /Сост. Н.В. Луткова, Б.Е. Лосин; Национальный гос. ун-т физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПБ.: 2009. - 79 с.
8. Колодницкий, Г. А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол; /Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М.В. Маслов. - Просвещение - Москва, 2012. - 649 c. 24.
9. Кондаков, В.Л.Организация и проведение соревнований по волейболу в ВУЗе: учебно-методическое пособие / В.Л. Кондаков, О.Э. Сердюков, О.В. Селезнева. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2010.- 44с.
10. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям: учеб.пособие / Ю.Н. Клещев.– М.: СпортАкадемПресс, 2008.
11. Лисянский, В. К.Управление тренировочным и соревновательным процессом волейболистов высокой квалификации при помощи систем педагогических наблюдений: метод, пособие. / В. К. Лисянский. - Харьков, 2000. - 45 с.
12. Литвиенко, А.Ю. Волейбол высшего уровня./ А.Ю. Литвиенко- М.: ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2007. – 32с.
13. Рыцарев, В.В. Волейбол: попытка причинного истолкования приемов игры и процесса подготовки волейболистов. / В.В. Рыцарев. М.: 2009. -384с.
14. Фурманов, А.Г. Волейбол: Учеб.пособие / А.Г. Фурманов. – Минск: Соврем.шк., 2009. – 240с.
15. Шабурова С.А. Методическая разработка для тренеров - преподавателей по волейболу по общей физической подготовке. – Екатеринбург. – 2014 г.
16. Шомуратов А. А. Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях // Молодой ученый. -2015. - №13. - С. 760-763.
17. Шулятьев, В.М. Теоретико-методические и организационные основы подготовки резервов квалифицированных волейболистов. Дис.докт.пед.наук. / В.М. Шулятьев. - Омск, 2000. - 323 с.