Введение
Глава 1. Платон и Аристотель – великие философы Античности
1.1 Биография Платона
1.2 Биография Аристотеля
Глава 2. Представления ο человеке и его душе в учениях Платона
2.1 Разновидности и функции души по Платону
2.2 Теория бессмертия Платона
Глава 3. Учения Аристотеля ο человеке и душе
3.1 Учение Аристотеля ο природе человека
3.2 Три вида души и сущность счастья по Аристотелю
Заключение
Библиографический список
В течение длительного времени психическая деятельность человека объяснялась наличием в его теле специфической субстанции или силы души. Представления о душе существовали еще в древнейшие времена и предшествовали возникновению первых научных воззрений на ее природу. В этих донаучных и вненаучных представлениях душа рассматривалась как сверхъестественное начало, источник движения и жизни в целом.
Душа была иерархична: существовали божественные духи и человеческие души как их слабые копии. Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола душ. Вера в духов - анимизм - стал неотъемлемой частью любой первобытной религии. Каждая конкретная чувственная вещь наделялась сверхъестественным двойником - душой.
Первые научные представления о душе были направлены на объяснение природы души и ее функций. Они возникли в рамках древней философии и составили учение о душе. Прежние анимистические, мифологические представления начинают уступать место попыткам истолкования души с точки зрения натурфилософской картины мира [10, с. 72].
Объект исследования – учения Платона и Аристотеля.
Предмет исследования – человек и его душа.
Цель работы – проанализировать учения Платона и Аристотеля ο человеке и его душе.
Задачи:
1) изложить биографии Платона и Аристотеля как великих философов Античности;
2) рассмотреть разновидности и функции души по Платону;
3) проанализировать теорию бессмертия Платона;
4) изложить основные положения учения Аристотеля ο природе человека;
5) исследовать три вида души и сущность счастья по Аристотелю;
6) сделать выводы по теме исследования.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Платон и Аристотель – великие философы Античности
1.1 Биография Платона
Платон родился в Афинах около 429/428 до н.э. и умер в 347 г. до н.э. Его отец Аристон был потомком короля Кодроса и Периктии. Платон - это прозвище и означает «с широкими плечами». У Платона было два брата, Адеймантос и Глаукон, и сестра по имени Потона [2, с. 285].
Мало что известно о ранней юности Платона, за исключением того, что он получил хорошее образование и занимался борьбой и рисованием. Он также сочинял дифирамбы (гимны в честь бога Диониса), а ещё песни и трагедии.
Аристотель сообщает, что первым учителем философии для Платона был Кратилос, который был последователем Гераклита. Платон хотел быть политиком, стремящимся участвовать в общественной жизни своего города во времена упадка и кризиса. В возрасте двадцати лет Платон встретил Сократа. Платон сопровождал Сократа до самой смерти, которая постигла его восемь лет спустя. Смерть Сократа стала поворотным моментом в жизни Платона, и начался период поиска и изучения [11, с. 405].
За это время он вступил в контакт с некоторыми очень важными философскими группами, среди которых, вероятно, были школы мистерий. Платон покинул Афины и переехал в Мегару, чтобы услышать учение Евклида. Затем он поехал в Кирену, где он учился математике у Теодора. Он продолжил свое путешествие и отправился в Италию, где стал учеником пифагорейцев Филолая и Эврита.
Последний этап его путешествия привел Платона в Египет, где он тяжело заболел. Однако священники смогли вылечить Платона, погрузив его в море. Этот эпизод может быть намёком на ритуал посвящения в египетские тайны.
По возвращении из Египта Платон посетил на обратном пути сначала Сирену на Крите, а затем Таранто и Сиракузы на материковой части Италии. Эти два города стали ключевыми в его биографии. Таранто был управляем пифагорейскими архитами. Это была модель правительства философов и внедрения пифагорейской системы, которая была важной частью философской работы Платона.
Когда Платон вернулся в Афины, начался долгий период преподавания и учебы, который длился около сорока лет и был ненадолго прерван двумя поездками в Сиракузы (366 г. до н.э. и 361 г. до н.э.).
В это время он основал свою собственную философскую школу, Академию Платона. Среди учеников Платона были Спейсиппос, Аристотель.
Рукописи Платона принимают форму диалогов или писем с тонким и глубоким стилем письма. Он старается показать наиболее рациональный путь к самым отвлеченным загадкам знания.
На протяжении веков тридцать пять диалогов и тринадцать писем Платона были систематизированы по периодам: Ранний период, Переходный период, Зрелый период, Поздний период.
В аллегорической фреске Рафаэля под названием «Афинская школа» появляется Платон с текстом в руке. Этот текст является наиболее значительным наследием философии Платона, он касается мировой души и относится к древним линиям философии и мудрости, которые также возникли в мистических традициях древней Греции [7, с. 328].
1. Аристотель. Соч. в четырех т. – М.: Мысль, 1976. – Т. 1. – 550 с.
2. Асмус В.Ф. Платон. - М.: Мысль, 1975.
3. Болдырев Н.Ф. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 2005.
4. Геворкян А. Т. Иносказания Платона. – Ереван: Айастан, 2002.
5. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект, 2004.- 576 с.
6. Лега В. История западной философии. В двух частях. Часть 1. Античность. Средневековье. Возрождение. - Изд-во ПСТГУ. – 2016.
7. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель, - М.: Молодая гвардия, 2003.
8. Марцинковская Т.Д. История психологии. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004 - 544 с.
9. Мир философии. Антология философской мысли. - М.: Политиздат, 2010.-814 с.
10. Попова Л. О. Понимание души в учении Платона и Аристотеля // Аналитика культурологии. 2010. №17.
11. Хант Морис. История психологии / пер. с англ. А.В. Александровой. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. – 863 с.
12. Шилкина И.С. Учение о душе в рамках философско-психологических воззрений Аристотеля // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014. №1.