Тема, выбранная для анализа в данной курсовой работе, - «Управление организацией в условиях глобализации».
Эффективное управление предприятием направлено на адаптацию его деятельности к изменениям внешней среды при решении проблем его развития и обеспечении успеха на целевом рынке. Условия глобализации распространяются на все основные сферы организации бизнеса и отражают объективные факторы и тенденции изменений, требующие совершенствования управления предприятием и адаптации его деятельности к этим изменениям.
Глобализация рынка и усиление международной конкуренции оказали существенное влияние, прежде всего, на принципы управления, выразившееся в поиске новых подходов к защите рыночных позиций и формированию возможностей постоянного развития предприятий. При этом следует учитывать, что для эффективного управления организацией уже были разработаны и прошли апробацию в практике менеджмента различные подходы, технологии и инструменты, учет и использование которых позволяет достигать успеха в конкретных ситуациях. В то же время динамика изменений во внешней среде и условия применения апробированных подходов, технологий и инструментов эффективного управления требуют рассмотрения их дополнительной адаптации и развития в новых условиях хозяйствования.
Одним из парадоксов современности является то, что в условиях глобализации труднее адаптируются те предприятия, которые в течение длительного времени совершенствовали свои организацию, структуру и функционирование. У них все предусмотрено, проконтролировано, упорядочено, но именно это затрудняет приспособление к непостоянству внешних факторов. В окружении, характеризующемся все большей изменчивостью, хозяйствующие субъекты должны научиться быть в крайне важной степени эластичными и управлять изменениями. По этой причине для них важной задачей сегодня является, с одной стороны, создание такой организации, продукты и услуги которой позволят эластично реагировать на потребности локальных клиентов, а с другой - одновременное развитие глобальной организационной культуры и глобальной сферы деятельности.
Объект исследования – процесс управления организацией.
Предмет исследования - управление организацией в условиях глобализации.
Цель курсовой работы – проанализировать проблемы и перспективы развития управления организацией в условиях глобализации.
Задачи:
1) дать понятие и раскрыть сущность глобализации;
2) определить влияние глобализации на управление;
3) выявить проблемы управления человеческими ресурсами в российских компаниях в условиях глобализации;
4) предложить пути совершенствования процессом управления организацией в условиях глобализации экономики.
Глава 1. Теоретические аспекты управления организацией в условиях глобализации
1.1 Понятие и сущность глобализации
В XXI веке понятие глобализация стало поистине ключевым, определяющим становление множества процессов, развитие отношений на новом, более высоком и масштабном, мировом уровне. Сегодня все чаще при описании того или иного процесса в экономике, политике, социальной сфере используют такие определения как международный, глобальный, мировой.
Изучение самого феномена глобализации привлекает многих ученых, теоретиков, общественных и политических деятелей, представителей делового мира (бизнеса). Тема процессов глобализации - одна из популярных тем проходящих семинаров, встреч, конференций. Сама сущность или понятие глобализации трактуется не всегда одинаково с точки зрения различных специалистов - экономистов, политологов, социологов, географов - в силу специфики сферы их деятельности. Тем не менее, все сходятся на том, что суть глобализации заключается в расширении и усилении взаимосвязи и взаимозависимости между субъектами, в роли которых могут выступать страны, отдельные сферы хозяйства или конкретные люди.
Таким образом, определяющими понятиями глобализации являются взаимосвязь и взаимозависимость участников этого процесса. Взаимосвязь подразумевает сближение, переплетение, сращивание отдельных элементов, образование общей сферы деятельности и интересов субъектов. Сам этот процесс, процесс объединения отдельных элементов в единое целое, единую мировую систему, носит название интеграция.
Взаимозависимость - это состояние взаимной ответственности, зависимости друг от друга, при котором ни одна из сторон не может обойтись без другой. По нашему мнению, это понятие следует отличать от «зависимости», так как во взаимозависимых отношениях подразумевается, что все участники каким-либо образом влияют друг на друга, пусть в большей или меньшей степени.
Глобализацию можно описать как процесс ускорения научно-технической революции и слияние мировых экономик в условиях резкого роста конкуренции. Глобализацию можно рассматривать как способ объединения человечества в единое целое.
Глобализация - объективный, естественный процесс распространения достижений «высоких» культур на весь мир, прежде всего на культуры «низшие» с целью их приближения к культуре передовых стран. Так же глобализацию можно описать как стремление к диктатуре США и Запада над остальными народами и культурами с целью их эксплуатации, как подчинение всех национальных культур единому космополитическому (американскому по преимуществу) культурному стандарту, т.е. выступает крайней формой вестернизации (глобализация «белая» и «черная»).
Глобализация - Процесс, в ходе которого мир превращается, как утверждается, в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е гг., хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались социологами уже начиная с 1960-х и 1970-х гг. В 1960 Г. М. Маклюэн ввел в научный оборот в области анализа культуры и средств массовой коммуникации выражение «глобальная деревня», попытавшись таким образом описать уменьшение размеров мира в результате появления новых технологий.
Таким образом, можно сделать вывод, что глобализация - это исторический процесс, развивающийся столетиями. Глобализация подразумевает стремление многих стран к универсальному образу жизни. Глобализация охватывает все сферы человеческой жизни, начиная с религиозных воззрений, традиций, норм поведения, ценностных понятий, заканчивая финансово-экономической сферой.
Так как глобализация распространяется повсеместно, то можно утверждать, что глобализация - это признание взаимозависимости человечества. В связи с этим активная роль в управлении обществом передается транснациональным корпорациям, глобальным фирмам, религиозным группировкам. Они взаимодействуют не только внутри своей организации, но и между собой, создавая мировые информационные сети.
Глобализация развивалась волнообразно. На смену аграрной цивилизации пришла индустриальная цивилизация, на смену которой теперь приходит сверхиндустриальная цивилизация. Следовательно, можно утверждать, что общество подошло к новой технологической революции.
Природа глобализации наблюдается в процессе преобразования культурного пространства, а так же в преобразования экономической среды. Причиной данных изменений становится резкий рост различий в уровнях жизни людей и сокращение культурных традиций.
Информационное общество - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.
Основу данной концепции, как концепции постиндустриального общества, положили З.Бжезинский, Э. Тофлер и другие западные ученые. Основная роль в изучении информационного общества отводится социологии и футурологии, которые устанавливают, что главным фактором развития общества является производство, хранение и использование научно-технической информации.
Постиндустриальное общество становится обществом, которое формируется под влиянием техники и электроники, а главное под воздействием развитой компьютерной сферы. Технократизм затрагивает такие сферы как культурное наследие общества, его психология и экономические отношения. Под таким влиянием индивид начинает воспринимать реальность с новой стороны. Разрушаются привычные устои и традиционные связи между поколениями и внутри самой семьи. Не смотря на то, что уровень глобализации возрастает, общественная жизнь становится более фрагментарной, и человек перестает быть частью целого и находит пользу для себя в уединении. По мнению З. Бжезинского именно этот парадокс является основной причиной для краха привычного строя общества и формирования нового видения на правила жизни людей.
Сторонники данной теории придерживаются мнения, что информационное общество есть смена стадий и связывают его со становление с информационным сектором экономики, который следует за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой в сфере услуг. При становлении этой четвертой стадии капитал, как основа экономического строя, уступает свое место информации, технике и знаниям. По мнению Й. Масуды в таком обществе социальные классы заменяются «недифференцированными информационными сообществами».
Авторы данной концепции спорят на предмет того, что стало отправной точкой информационного общества. Однако, они сходятся на том, что:
- история человечества делится на три основные волны: «аграрная», «индустриальная», «постиндустриальная»;
- все стадии развития человеческого общества имеют четкие границы, которые ярко отслеживаются благодаря смене производственных отношений и отношений человека и природы;
- человечество стоит на пороге этапа научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания человека и его взгляд на мир в целом;
- завершающим этапом становления информационного общества является наступление эпохи модерна в культуре.
Во время своего становления, по мнению А. И. Рактова информационное общество переживет пять информационных революций:
- распространение языка;
- появление письменности;
- массовое книгопечатание;
- применение электрической связи (телефон, телеграф, радио, телевидение);
- компьютеризация и распространение глобальных компьютерных сетей. Именно на этой стадии прослеживается выход информации на передовую позицию, происходит технологическая революция.
Отличительные черты информационного общества:
- главная роль в жизни общества отводится информации и знаниям;
- увеличение доли продуктов коммуникации в ВВП;
1. Думная, Н. Н. Современная экономическая наука: учебное пособие / Н. Н. Думная, И. П. Николаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г. - 534 с. 2.
2. Евдокимов, А. И. Проблемы глобализации мировой экономики: монография / А. И. Евдокимов, Л. С. Тарасевич. - СПб.: СПбГУЭФ, 2005 г. - 133 с. 3.
3. Иолкин Д.А. Управление персоналом в транснациональных компаниях в контексте глобализации мировой экономики // Вестник ГУУ. – 2014. – №12. – С. 201-204.
4. Кузменков Р.А. Глобальные процессы и их влияние на практику управления персоналом современных организаций // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. – 2010. – №1. – С. 95-99.
5. Кузнецов А. Структура российских прямых капиталовложений // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. – №4. – С. 69-70.
6. Максаковский, В. П. Географическая картина мира / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2004. - 496 с. 4.
7. Митиль, А. Дилеммы глобализации. Социумы и цивилизации: иллюзии и риски / А. Митиль // Вопросы философии. - 2002. - № 9. - С. 178–181. 5.
8. Основы мировоззренческой безопасности в условиях глобализации: Краткий курс лекций / В. А. Ефимов, И. В. Солонько, М. В. Величко. – СПб.: СПбГАУ, 2013. – 92 с.
9. Полянский С.Я., Степанов А.А. Управление предприятием в условиях глобализации экономики: проблемы и пути совершенствования // УЭкС. 2012. №2 (38).
10. Савченко, д-ра экон. наук, проф. Н. С. Шашиной. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2016. - 262 с.
11. Синцеров, Л. Длинные волны глобальной интеграции / Л. Синцеров // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - № 5. - С. 56–58.
12. Тарасова Н. Е. Сущность и особенности глобализации на современном этапе развития экономики // Молодой ученый. - 2013. - №10. - С. 398-400. - URL https://moluch.ru/archive/57/7903/ (дата обращения: 21.11.2019).
13. Теория и практика государственного, муниципального и корпоративного управления в условиях глобализации: монография / под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Л. С.
14. Федорова, Е. А. Глобализация и ее влияние на управление человеческими ресурсами в российских компаниях / Е. А. Федорова. // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – 12. – С. 189-196.
15. Хачатуров, А.Е. Менеджмент в России и за рубежом // Все о теории и практике управлении бизнесом. – 2013. – №2. – C. 121-122.
16. Шкляр Т.Л. Развитие и мотивация персонала в условиях информатизации // Менеджмент качества. – 2015. – №3. – С. 222-229.