Современная розничная торговля - сложный, многоуровневый, динамично развивающийся бизнес. Тому, кто хочет успешно торговать и быть конкурентоспособным, необходимо искать и завоевывать новые сегменты рынка, выявлять нужды и изменяющиеся потребности покупателей, закупать соответствующие товары и регулировать уровень цен на товары.
Торговля является одной из крупнейших отраслей экономики любой страны, как по объему деятельности, так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия этой отрасли являются наиболее массовыми. Деятельность торговых предприятий связана с удовлетворением потребностей каждого человека, подвержена влиянию множества факторов и охватывает широкий спектр вопросов организационно-технологического, экономического и финансового характера, требующих повседневного решения.
Розничная торговля как сфера деятельности обеспечивает нормальное функционирование потребительского рынка. Ей присуща важная роль в решении социально-экономических проблем экономики, ее деятельность стимулирует развитие производства в целом и, в том числе, производство товаров и оказание услуг.
Розничная торговля неизбежно превращается в один из основных факторов, отражающих уровень жизни населения, определяющих эффективность функционирования экономики страны.
Актуальность работы состоит в том, что в решении задач устойчивого развития экономики важное место принадлежит услугам розничной торговли: они связаны с глобализацией и диверсификацией бизнеса, со структурными преобразованиями в экономике, способствуют активизации производства потребительских товаров, расширению межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей, развитию экономики страны, регионов, повышению эффективности деятельности субъектов рынка, улучшению качества жизни населения.
Кардинальные изменения, происходящие в системе социально-экономических отношений постиндустриального общества, обусловили необходимость глубокого исследования современного состояния услуг розничной торговли потребительскими товарами.
Научные исследования и хозяйственная практика России и зарубежных стран свидетельствуют о том, что услуги розничной торговли способствуют развитию и повышению эффективности как отдельных экономических структур, так и экономики в целом. Одной из целей политики правительства и местных органов управления является обеспечение баланса в развитии различных форматов розничной торговли, создание благоприятных условий в этой сфере для предприятий разных размеров и организационно-управленческих форм.
Цель работы - выявить проблемы экономической деятельности предприятий розничной торговли и пути их решения.
Цель работы определила задачи:
- изучение теоретических основ экономической деятельности розничных предприятиях торговли;
- анализ состояния розничной торговли в г.Екатеринбург
- выявить проблемы совершенствования и предложить пути по улучшению деятельности розничной торговли г.Екатеринбурга
Объект исследования – розничная торговля.
Предмет исследования в работе - экономическая деятельность предприятия.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов по финансированию предприятий торговли, законодательные и нормативные документы Министерства финансов РФ, Министерства труда и социального развития РФ. Основой информационной базы послужили отраслевая статистическая отчетность за период с 2009-2017гг., статистические данные Госкомстата РФ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе я рассмотрел теоретические основы экономической деятельности предприятий торговли.
Во второй главе проанализирована деятельность предприятий розничной торговли г. Екатеринбург.
В третьей главе выявлены проблемы экономической деятельности предприятий розничной торговли и предложены пути их решения.
1. Сущность, функции и принципы организации предприятий розничной торговли
1.1 Экономическая сущность финансов предприятий как составной части финансовой системы РФ
Торговля выступает как организатор рынка потребительских товаров и торговых услуг. Рынок розничных торговых услуг определён специалистами как система экономических отношений добровольного, возмездного обмена торговых услуг между розничной торговлей и покупателями на взаимовыгодных условиях. Изучение рынка торговых услуг направлено на достижение триединой цели.
Во-первых, это обеспечение комплексности услуг, охватывающее все элементы и сегменты рынка, в совокупности отражающие рыночную ситуацию в определенный период.
Во-вторых, в рыночных условиях производители услуг, выходя на рынок, действуют в условиях неопределенности и риска. Объективная оценка рынка услуг позволяет снизить предпринимательский риск и степень влияния негативных факторов на эффективность торговых услуг.
В-третьих, достижение совпадения интересов социальной и экономической политики государства с интересами розничных объектов, территорий и отраслей, которые находят отражение в результатах анализа рынка.
Сущность розничной торговли заключается в продаже товара или продукции непосредственно потребителю. Функции розничной торговли не подразумевают дальнейшую перепродажу товара. Как правило, розничная торговля ведётся в объёмах, на порядок меньших, чем в оптовой.
Само понятие розничной торговли говорит о том, что её основное назначение – конечное распределение товаров среди большой массы покупателей. Без предприятий розничной торговли распределение товаров невозможно как таковое, причём в ряде случаев розничным торговцем может быть даже сама компания-производитель. В основном же в этой роли выступают магазины.
Розничная торговля – это конечный уровень структуры распределения товаров.
Отношения между субъектами розничной торговли – покупателем и продавцом – в большинстве стран регламентируются законодательством. В Российской Федерации, например, это закон о защите прав потребителей.
Формирование и управление каналами распределения в розничной торговле в соответствии с требованиями рынка.
Выход на ключевые позиции розничного сектора на современном этапе экономического развития России потребовал новых подходов к организации торговой деятельности в рамках каналов распределения.
Сейчас розница — это не отдельно взятый магазин, а сеть магазинов, проводящая единую ценовую и ассортиментную политику.
Соответственно и емкость канала также состоит в прямой зависимости от емкости розницы. Возникает проблема не только обеспечения функционирования розничного торгового предприятия, но и оценки потенциального уровня продаж.
Методика определения емкости каналов распределения розничных сетей включает в себя учет следующих факторов:
- географическое расположение магазинов розничной сети;
- развитость инфраструктуры района, где расположены магазины розничной сети;
- историко-культурные и национальные традиции;
- социально-демографическое состояние региона;
- территориально-климатические условия;
- статистические данные по экономическому развитию региона, где располагается розничная сеть;
- индексы цен, численность населения;
- маркетинговые данные: полевые исследования и опросы экспертных групп предпочтения по ассортименту, магазинам, дополнительному сервису и пр.;
Основные признаки магазина, как части розничной сети:
-архитектурно-географические особенности расположения, конструктивно-технические особенности здания, организация внутреннего пространства, уровень организации торговли, дополнительный сервис, реклама и промо мероприятия;
- товароведческие факторы: ассортиментная политика, работа с учетом правил мерчендайзинга.
На основании вышеперечисленных факторов выявляются стратегически значимые параметры для каналов распределения розничной сети: зона влияния, тенденции в ведении ассортиментной политики, построение логистической схемы движения материального потока от поставщиков к магазинам розничной сети, фактический и потенциальный товарооборот розничной сети - емкость канала распределения, то есть качественные и количественные характеристики.
Среди факторов, определяющих эффективность розничных торговых предприятий, их рациональное размещение (выбор места) является одним из самых главных. Понятно, что действие этого фактора взаимосвязано и с другими (специализация, размер торгового предприятия и т.д.).
Большое значение выбору местоположения розничного торгового предприятия придавалось в России в период развития капиталистических отношений до революции 1917 г. В «Практических советах по торговой практике», изданных в 1912 г., говорилось, что если купец открывает какой-либо магазин или лавку, то делает он это для того, чтобы торговать, чтобы сбывать как можно больше товаров, чтобы получать как можно больше пользы и на эту пользу жить. Это основа каждого торгового предприятия, разумная цель его существования. Размер успеха предприятия розничной торговли зависит от величины капитала купца, его работоспособности и места, в котором расположен магазин.
В настоящее время в России действуют пять различных форматов розничной торговли, принятых компаниями, специализирующимися в основном на продаже продуктов питания: гипермаркет, супермаркет, cash & carry, дискаунтер, магазин «у дома».
Два новых формата – гипермаркеты и мелкооптовые предприятия розничной торговли cash & carry, предложенные западными сетями, работают в среднем и экономичном сегментах рынков, но более демократичны по сравнению с супермаркетами. Экономичный супермаркет делится на категории по ценовому признаку или дополняется новым видом магазина – «у дома». Магазин «у дома» (или, в современной западной терминологии, «convenience store») представляет собой продовольственный розничный магазин, который расположен в удобном месте, имеет удлиненный рабочий день, в нем реализуется ограниченный ассортимент товаров повседневного спроса. Рост благосостояния населения, глобальная экспансия иностранных компаний вынуждает дискаунтеров предпринимать шаги к постепенному расширению ассортимента и улучшению сервиса. Поэтому дискаунтеры привлекают потребителей не только с низким уровнем дохода, как было раньше, но и со средним и высоким доходом, иначе говоря, заново позиционируют себя, подстраиваясь под актуальные нужды потребителей.
Новые форматы объединяет использование таких приемов организации торговли и сбыта, как самообслуживание потребителей, предложение смешанного ассортимента товаров, объединение в сети под едиными торговыми марками, использование кумулятивного эффекта сетевой организации. В то же время в развитии российских торговых предприятий, работающих в рамках форматов, наблюдается ряд особенностей. Так, компании, действующие в формате гипермаркетов, работают в соответствии с западными стандартами. В отличие от них принципы работы предприятий таких форматов, как супермаркет, дискаунтер, «у дома», не соответствуют стандартам аналогичных иностранных форматов, прежде всего в области ценовой политики.
Например, высокая наценка, устанавливаемая на товары западными предприятиями розничной торговли формата «у дома», объясняется удобством месторасположения данных предприятий, которое рассматривается в данном контексте как услуга. Специфика российского формата «у дома» заключается в том, что уровень цен должен отвечать покупательной способности потребителей данного района.
Отсутствие определенных элементов потребительской культуры у отечественного покупателя приводит к недопониманию роли различных форматов. Посещение предприятий розничной торговли каждого формата должно быть обусловлено определенными мотивами.
Современное развитие розничной торговли характеризуется большими изменениями в типах магазинов, методах продаж и формах обслуживания.
Другим важным фактором размещения торговых предприятий являются типы товарных групп. Обычно товары делятся на три основные группы: товары повседневного спроса, крупные дорогие вещи и предметы роскоши.
Товары повседневного спроса — это дешевые, регулярно покупаемые товары, отличающиеся высокой устойчивостью спроса, продать которые не составляет особого труда. Они входят в обязательную потребительскую корзину, покупаются, как правило, по привычке и продаются в многочисленных торговых точках. В качестве примера можно назвать молоко, хлеб и хлебобулочные изделия, конфеты, сигареты.
В России определен состав продуктов питания, входящих в так называемую потребительскую корзину, которая включает наиболее существенную часть товаров повседневного спроса. К ним относятся: хлеб; пшено; вермишель; картофель; капуста; лук; яблоки; морковь; сахар; говядина; колбаса; молоко; сметана; масло животное; сыр; яйца; масло растительное; мука; творог; маргарин; рыба; птица.
Магазины, торгующие дорогими товарами и предметами роскоши, лучше размещать в центральных районах, куда покупатели поедут более охотно, чем за товарами повседневного спроса или лекарствами.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. ФЗ от 22 сентября 2009 года N 218-ФЗ (Российская газета, N 179, 24.09.2009) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 3 октября 2009 года N 229-ФЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3. Налоговый кодекс Российской Федерации Ф З от 22 июля 2008 г. № 155- ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
4. Багиев Г.Л., Козейчук Д.А. Оценка стоимости бренда потребительских товаров с учетом фактора лояльности: учебно-методическое пособие — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. -77 с.
5. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. -СПб: Питер, 2016. -736 с.
6. Бакшт К. А. Усиление продаж / Константин Бакшт. - СПб. [и др.] : Питер, 2010. - 295 с.
7. Буланов А. Завтра-маркетинг. - СПб: ИД «Питер», 2012. -253 с.
8. Бронникова Т. С. Маркетинг: теория, методика, практика : учеб. пособие / Т. С. Бронникова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : КноРус, 2010. - 208 с.
9. Григорьев М. Н. Маркетинг : учеб. пособие / М. Н. Григорьев. - М. : Юрайт, 2010. - 366 с.
10. Гузелевич Н. Ю. Фокусы мерчандайзинга. Эффективные "трюки" для торговцев и поставщиков / Наталия Гузелевич. - СПб. [и др.] : Питер, 2010. - 158 с.
11. Димитриева З. М. Управление продажами в любых условиях. Как
найти таких продавцов, которые действительно будут продавать? / З. М.
Димитриева. - СПб. : Речь, 2010. - 248 с.
12. Дубровин И. А. Поведение потребителей : учеб. пособие / И. А. Дубровин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2010. - 311 с.
13. Жданова Т.С. Собственная торговая марка в российских условиях // Бренд менеджмент - 2012. -№ 6. -С. 362-371.
14. Захарова Ю. А. Стратегии продвижения товаров / Ю. А. Захарова. - М. : Дашков и К, 2010. - 157 с.
15. Карх Д.А. Совершенствование услуг розничной торговли на потребительском рынке (на примере Свердловской области)// Серия экономика и управление. Изд-во УГТУ – УПИ.- 2010г.- № 4.- С.86-92
16. Михайлов Д. М. Эффективное корпоративное управление (на современном этапе развития экономики РФ) : учеб.-практ. пособие / Д. М. Михайлов. - М. : КноРус, 2010. - 448 с
17.Наумов В.Н., Шарапова О.А. Формирование восприятия собственной торговой марки розничного предприятия // Бренд-менеджмент. -2016. - № .
18.Николаева Т. И. Карх Д. А. Комплексная оценка результативности торговых услуг розничных предприятий Свердловской области /Т. И. Николаева, Д. А. Карх // Изд-во УрГЭУ.- 2010г.- № 2 .- С.129-135
19.Нечаева Е. В. Маркетинговое управление товарным ассортиментом предприятия : автореф... канд. экон. наук: 08.00.05 / Е. В. Нечаева ; Урал. гос. экон. ун-т. - Екатеринбург : [б. и], 2010. - 23 с.
20.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия – М.: ИНФРА-М, 2012. 512 с.
21. Селезнева Н.Н. , Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. -М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012 . 479с.
22. Современный экономический словарь./Под ред. Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой. - М.: Инфра-М, 2012 . 478 с.
23. Сысоева С. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент / С. Сысоева, Е. Бузукова. - СПб.: Питер, 2010. - 285 с.
24.Теплухин А. Матрица эффективных продаж и маркетинга. Антикризисная перезагрузка / А. Теплухин. - М. ; СПб. : АСТ: Прайм-Еврознак: ВКТ, 2010. – 312с.
25. Деловой квартал 13.12. 2010 № 45 (761) ТОП-лист С.18-23
26.Официальный сайт министерства торговли, питания и услуг Свердловской области http://mintorg.midural.ru