Важнейшим условием качественного снабжения розничных сетей и обеспечения надлежащего уровня обслуживания клиентов является создание наилучшей классификации товаров, отвечающей различным потребностям конечных пользователей [9, c.47].
Поэтому одним из основных направлений коммерческой деятельности торговых компаний является формирование товаров.
Формирование ассортимента является деятельностью, направленной на подбор групп, типов и разновидностей товаров в соответствии с потребностями потребителей, цель которой состоит в наиболее полном удовлетворении. Ассортимент – это группа продуктов, которые могут удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности населения и обеспечить высокую прибыль для организации.
От производства к потреблению формирование ассортимента товаров является непрерывным, оно связано с конкретным предприятием и определяется ассортиментной политикой предприятия.
Цель данной выпускной квалификационной работы – разработать предложения по управлению ассортиментом товара (на примере ИП Павлюк А.А.).
Для выполнения цели, необходимо выполнить следующие задачи:
- исследовать управление ассортиментом товаров как основной фактор конкурентоспособности торговой организации;
- провести анализ и оценку процесса управления ассортиментом товаров ИП Павлюк А.А.;
- исследовать факторы, влияющие на ассортимент товаров;
- разработать рекомендации по управлению ассортиментом товаров в организации;
- оценить эффективность предложенных рекомендаций.
Объектом исследовательской работы является ИП Павлюк А.А. г. Красноярск. Предметом исследования – разработка предложений по управлению ассортиментом (на примере ИП Павлюк А.А.).
При написании данной выпускной квалификационной работы планируется использовать методы: статистические, хозяйственного анализа, сравнения.
1 Управление ассортиментом товаров как основной фактор конкурентоспособности торговой организации
1.1 Исследование показателей и процесса формирование ассортимента товаров
Товарный ассортимент является совокупностью товаров, которая основана на наиболее общих характеристиках, назначении, цене, марке и других комбинациях. Ассортимент продукции может быть: производственной (промышленной) - классификацией продукции, выпускаемой промышленностью, коммерческой классификацией - классификацией товаров в оптовой и розничной торговле [13, c.79].
Товарный ассортимент классифицируется по:
- ширине ассортимента (общее количество товаров);
- насыщенности (общее число товаров);
- глубине (разные виды товара в одной группе);
- гармоничности (соответствие товаров требованиям).
Система формирования ассортимента товаров состоит из определения потребностей покупателей, анализа способов использования товаров, оценки товаров-аналогов, которые выпускаются конкурентами, критическая оценка продукции, которая производится предприятием, принятия решений об изменении количества выпускаемого ассортимента, проектировка концепции новых товаров, рыночное тестирование и разработка рекомендаций для каждого товара.
Формирование ассортимента – это подбор групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения. Оно осуществляется во всех звеньях товародвижения от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. В качестве цели формирования ассортимента во всех звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничного торгового предприятия. Необходимым условием бесперебойного снабжения торгового предприятия необходимыми товарами является создание оптимального ассортимента на оптовых предприятиях [4, c.12].
Нормативной основой для формирования ассортимента товаров служит ассортиментный перечень, включающий весь ассортимент продукции отрасли, с которыми есть договор поставки. Также необходимо выделить ассортиментный минимум, представляющий собой небольшой количество товарных групп, которые должны быть всегда в наличии. Процесс разработки ассортиментных перечней двухэтапный. В первую очередь необходимо установить групповой ассортимент товаров, основанная на исследовании целевой области рынка. Во вторую очередь производится расчёт количества разновидностей товаров, которые обязательно должны быть в наличии.
1 Абрамов.а Л.А., Останков.а В.Р. Содержательна.я интерпретация алгоритм.а формирования ассортиментной политик.и н.а предприятии/Экономик.а и управление: новые вызовы .и перспективы. 2018, №6. С. 85-87.
2 Алексеев.а Л.И. Планирование деятельности фирмы. -М: Финансы .и статистика, 2019.
3 Асалиев А.М. Экономик.а и управление человеческим.и ресурсами: учеб. пособие / А.М. Асалиев, Г.Г. Вукович, Т.Г. Строителева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 143 с.
4 Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: Финансы, 2015. – 287 с.
5 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. -М.: Финансы .и статистика, 2019.
6 Балабанов И.Т. Анализ .и планирование финансов хозяйствующего субъект.а / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы .и статистика, 2016. – 347 с.
7 Балдин К. В. Антикризисное управление: макро-.и микроуровень: учеб. пособие/К. В. Балдин, И. И. Передеряев, А. А. Рукосуев. -5-е изд., исп. -М.: Изд.-торг. корпорац. «Дашков .и Ко», 2018. -266 с.
8 Белялов А.З. Как убыточному предприятию выйти из кризис.а и стать прибыльным. -М: МВЦ «Айтолан», 2019.
9 Березин.а Е.А. Методы оценк.и этап.а жизненного цикл.а товара. Извести.я Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2019. № 17. С. 126-132.
10 Березин.а Е.А. Эффективные технологи.и управления жизненны.м цикло.м товара//автореферат диссертации н.а соискание учено.й степени кандидат.а экономически.х наук/Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. Санкт-Петербург, 2020.
11 Варламов А.С. Совершенствование управления ассортиментом н.а современны.х производственны.х предприятиях//Экономик.а и менеджмент. -2018. -№ 2.
12 Васильчук О.И. Использование данных управленческого учет.а пр.и принятии управленческих решений//Карельски.й научны.й журнал. 2019. № 2. С. 8-10.
13 Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерчески.й и некоммерческих организациях: учебное пособие. -М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2018.
14 Вершигор.а Е.Е. Менеджмент: учебное пособие / Е.Е. Вершигора. - 2-е изд., перераб. И доп. - Москва: ИНФРА-М, 2017. - 281 с.
15 Веселов А. И. Формирование ассортиментной политик.и предприятий н.а основе моделирования денежных потоков//Маркетинг в Росси.и и з.а рубежом. -2019. -№ 5. -С. 91-97.
16 Веселов А. И. Ассортиментная политик.а предприятий: анализ основны.х взглядов .и методов оценки//Маркетинг в Росси.и и з.а рубежом. -2017. -№ 1. -С. 103-114.
17 Веснин В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. - 3-е изд., перераб. .и доп. - Москва: Проспект, 2018. - 502 с.
18 Виноградов, В.В. Денежная систем.а и денежно-кредитна.я политик.а / В.В. Виноградов. - М.: Проспект, 2015. – 258 с.
19 Владимиров.а М.П. Деньги, кредит, банки: учебное пособие/ М.П. Владимирова, А.И. Козлов. - 2-е изд., стер, - М.: КНОРУС, 2018. - 288 с.
20 Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы: учебник/ С.В. Галицкая. - М.: Эксмо, 2017. - 496 с.
21 Глухов В.В. Менеджмент: учебник дл.я вузов / В.В. Глухов. - 3-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 600 с.
22 Горемыкин В.А. Планирование н.а предприятии. – М.: Бизнес-книга, 2016.
23 Донцов.а Л.В. Анализ финансово.й отчетности: Учебное пособие / Л.В. Донцова, Н.А. Никифоров.а – М.: Издательств.о «Дел.о и Сервис», 2015. – 336 с.
24 Дубровин, И.А. Бизнес-планирование н.а предприятии: учебник / И. А. Дубровин. - 2-е изд. - М.: Дашков .и К, 2017. - 432 с.
25 Дробозин.а Л.А. Обща.я теори.я финансов: учебник / Л.А. Дробозина – М.: Банк.и и биржи, ЮНИТИ, 2016.
26 Егоров В. Ф. Организация, технологи.я и проектирование предприятий торговли: учебник. -СПб.: Первый класс, 2018. - 414 с.
27 Елагин Ю.А. .и др. Организация коммерческо.й деятельности в торговле: учебное пособие. / Елагин Ю.А., Николаев.а Т.И., Николаев.а Н.А. - Екатеринбург: Издательств.о Урал. гос. экономического университета, 2016. - 156 с.
28 Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственно.й деятельности предприятия. -Мн.: БГЭУ, 2019.
29 Ефимов.а О.В. Финансовый анализ. – М: «Бухгалтерский учет», 2017. 528 стр.
30 Закиров Э.А. Обоснование управленческих решений н.а основе методик.и учет.а затрат п.о потока.м создания ценности//Актуальные проблемы экономик.и и права. 2018. № 2 (26). С. 152-158.
31 Зарипов.а Г.Д. Особенности формирования ассортиментной политик.и н.а предприятия.х молокоперерабатывающей отрасли/Вестник казанского государственного аграрного университета. 2018, Т.3, № 3(9). С. 45-47.
32 Игнацкая, М. Финансы, креди.т и денежное обращение в развиты.х странах/ М. Игнацкая. – Экономист, 2017. С. 45-48.
33 Илясов Т.Г. Как улучшить финансовое состояние предприятия. / Т.Г. Илясов. // Финансы. – №10. – 2017. – с. 70–73.
34 Карх, Д.А. Интеграционные процессы в рознично.й торговле / Д.А.Карх, В.М. Гаянов.а ; Урал. Гос.экон.ун-т. - Екатеринбург : Изд-в.о УрГЭУ, 2018. - 162с.
35 Кац И. Роль .и задач.и государственного регулирования экономики. - Экономист, 2018, № 9. - с.34-38.
36 Кейнс Д.М. Обща.я теория занятости, процент.а и денег: учебник/ Д.М. Кейнс. - М.: Прогресс, 2017. - 349 с.
37 Кеменов.а З.А. Обща.я теория финансов: лекции / З.А. Кеменов.а – М.: АБиК, 2018.
38 Ки.м Е.К., Поляков К.Л. Торговое предприятие сквозь призму ERP//Директор информационно.й службы. -2019. -№ 2.
39 Киров В.А. Курс экономической теории: учебник / В.А. Киров - Изд-в.о "АСА", 2018.
40 Ковалев В.В., Волков.а О.Н. Анализ хозяйственно.й деятельности предприятия: учебник. -М.: Проспект, 2018.
41 Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. / В.В. Ковалев. – М.: Финансы .и статистика, 2017, – 768 с.
42 Ковалев В.В. Финансы: учебное пособие / В.В. Ковалев – Финансы, 2016.
43 Ковалев.а А.М. Финансы фирмы. / А.М. Ковалева, М.Г. Лапуста, Л.Г. Скама.й – М.: ИНФРА-М, 2016. – 496 с.
44 Кован С. Е. Теория антикризисного управления предприятием: учеб. пособие/С. Е. Кован, Л. П. Мокрова, А. Н. Ряховская; под ред. М. А. Федотовой, А. Н. Ряховской. -М.: КноРус, 2019. -160 с.
45 Коргов.а М.А. Менеджмент: кратки.й курс: учебное пособие/ М.А. Коргова. - Ростов: Феникс, 2017. - 378с.
46 Кошево.й О.С. Основы статистики: учеб. пособие / О.С.Кошевой – Пенза: Пенз. гос. университет, 2018. - 168 с.
47 Кудинов.а М.Г. Анализ финансово.й отчетности: учебное пособие / М.Г. Кудинова, Т.С. Беликова. Барнаул: Изд-в.о АГАУ, 2016. 192 с
48 Кудряшов В.П. Финансы: учебное пособие/ В.П. Кудряшов. - Херсон: Олди-плюс, 2015 – 352
49 Линдерс М. .и др. Управление закупкам.и и поставками: учебник дл.я студентов вузов/ Джонсон, Ф., Флинн, А., Фирон, Г. под ред. Ю.А. Щербанина. - М.: Юнити-Дата, 2017. – 751 с.
50 Маракулин.а И.В. Управление товарным ассортиментом//автореферат диссертации н.а соискание учено.й степени кандидат.а экономически.х наук/Вятская государственная сельскохозяйственная академия. Киров, 2017.
51 Маркарьян Э.А. Финансовый анализ: Учебное пособие / Э. А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян - КноРус, 2013. - 264 с.
52 Маслов В.И. Концептуальные установки менеджмент.а / В.И. Маслов // Менеджмент в Росси.и и з.а рубежом. - 2017. - №1. - С.3-19.
53 Маслов.а С.О. Финансовый рынок: учебник / С.О. Маслова, О.А. Опалов - К.: 2017. – 254 с.
54 Осипова, Л.В. Основы коммерческой деятельности: учеб. дл.я вузов / Л.В. Осипова, И.М. Синяев.а ; М-в.о образования РФ. - Изд. 2-е, перераб. .и доп. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 623 с.
55 Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность: учеб. дл.я вузов / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина; М-в.о образования РФ. - Изд. 5-е, перераб. .и доп. - М.: ИКЦ Маркетинг, 2018. - 580 с.
56 Пигунов.а О. В. Инновации в торговле: учебное пособие О. В. Пигунова. Минск: Высшая школа, 2017. 222 с.
57 Попков, В.П. Организация предпринимательской деятельности. Схемы .и таблицы: учеб. пособие дл.я вузов / В.П. Попков, Е.В. Евстафьева; Учеб. Метод. об-ние п.о образованию. - СПб. : Питер, 2017. - 352 с.
58 Портной М.А. Финансы .и кредит: учебное пособие/ М.А. Портной - М.: Московски.й международный институт эконометрики, информатики, финансов .и права. 2016. - 285 с.
59 Родионов.а В.М. Финансы: учебник / В.М. Родионов.а - М.: Финансы .и статистика, 2015.
60 Савицкая Г.В. «Экономически.й анализ» Учебн. 9-е изд., М: ООО «Новое знание», 2018. – 315 с.
61 Сафаров.а И. М. Методологические основы построения модели//Школ.а университетской науки: парадигм.а развития. -2018. -№ 3 (10). -С. 63-65.
62 Сысоева, С.В. Управление ассортиментом в рознице. Категорийные менеджмент. / С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова. - СПб.: Питер, 2019. - 288 с.
63 Тренев Н.Н. Управление финансами: Учеб. пособие / Н.Н. Тренев. - М., 2018.
64 Фархутдинов.а А.З. Прогнозирование .и планирование: учеб. пособие / А.З. Фархутдинова. – РАНХиГС, Сию ин-.т упр. – Новосибирск, 2014. – 202 с.
65 Филатов.а Е.Г. Системны.й подход к формированию ассортиментной политик.и коммерческого предприятия/Экономик.а и управление: новые вызовы .и перспективы. 2019, №4. С. 230-233.
66 Фролов.а Т.А. HYPERLINK "http://www.aup.ru/books/m203/" Экономика [Электронный ресурс] / Т.А.Фролова - Таганрог: ТТИ ЮФУ, [2017]. – Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m203
67 Чернов В.А. Финансовая политика организации. / Под ред. М.И. Баканова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 247 с.
68 Чкалова, О.В. Торговое дело: учеб. пособие / О.В. Чкалова. - 2-е изд., - М.: Эксмо, 2016. - 320 с.
69 Шадрина А.Ю. Методика формирования ассортиментной политики мясоперерабатывающего предприятия/Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2018, № 1-1. С. 128-132.
70 Шахова М.С. Как финансировать бизнес / М.С. Шахова // Финансы. – 2006. – №8. – С. 2–6.23. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. – М.: «Инфра-М» 2017.
71 Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учеб. пособие / А. Д. Шеремет, А. Ф. Ионова. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 114 с.
72 Щиборщ К.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий России: промышленность, инвестиции, торговля, банковская деятельность. М. Дело и сервис, 2014 г. – 320 с.
73 Юркова, Т. И. Экономика предприятия: учеб. пособие / Т. И. Юркова, С. В. Юрков. — М.: ГАЦМиЗ, 2015. — С.41.