Тема выпускной квалификационной работы: «Организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и пути ее совершенствования».
Сегодня коммерсант должен владеть искусством вести коммерческие переговоры с партнерами, знать способы и методы регулирования хозяйственных взаимоотношений между покупателями и поставщиками товаров и услуг, потребительские свойства и методы качественной экспертизы товаров, хорошо разбираться в основах рекламного дела, маркетинга, менеджмента и многих других специальных дисциплин.
Столетие назад коммерция рассматривалась как деятельность, не требующая глубокого изучения и исследования. Сейчас такая трактовка торгового бизнеса примитивна и абсурдна.
Диапазон работы коммерсанта в современных условиях чрезвычайно широк — в коммерческих, сбытовых и маркетинговых службах предприятий разных форм собственности, розничных и оптовых предприятиях, фирмах, акционерных обществах и товариществах, совместных торговых предприятиях, экспортно-импортных конторах, организациях и предприятиях потребительской кооперации и т. д.
Коммерсант в рыночной экономике становится центральной фигурой торгового бизнеса, так как выполняет функции по руководству торговым процессом, регулированию хозяйственных связей по закупке и продаже товаров с поставщиками и покупателями, по формированию оптимального ассортимента, организации рекламы товаров, контролю качества изделий, обслуживанию покупателей. Это универсальный специалист торгового дела, от результативной работы которого зависит эффективность работы предприятия или фирмы в целом.
Что такое коммерция? Умение перепродать дороже? В какой-то мере да, но не только это. Понятие "коммерция" значительно шире, более глубоко по содержанию и умению ее осуществлять.
Коммерция — вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основной любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.
Коммерция — слово латинского происхождения. Однако надо иметь в виду, что термин "торговля" имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом — торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли — торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли [20].
Объектом исследования дипломной работы является коммерческая деятельность розничного торгового предприятия ООО «FIVE SEASONS».
Таким образом, целью выпускной квалификационной работы является анализ организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия и пути ее совершенствования на примере магазина спортивной одежды ООО «FIVE SEASONS».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия;
2) исследовать организацию коммерческой деятельности в ООО «FIVE SEASONS»;
3) предложить мероприятия по совершенствованию коммерческой работы в ООО «FIVE SEASONS
1. Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия
1.1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия
Коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т. п., т. е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.
Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли [40].
Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля определяет коммерцию как "торг, торговля, торговые обороты, купеческие промыслы". Иначе говоря, эти понятия предполагают осуществление актов купли-продажи с намерением купить дешевле, а продать дороже. В широком смысле под коммерцией часто понимают любую деятельность, направленную на получение прибыли.
Однако такое широкое толкование коммерческой деятельности не согласуется с ранее изложенным подходом к коммерции как торговым процессам по осуществлению актов купли-продажи товаров.
Коммерческая деятельность — более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство — это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т. д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности. В то же время и в некоторых видах предпринимательской деятельности могут осуществляться операции по купле-продаже товаров, сырья, заготовленной продукции, полуфабрикатов и т. п., т. е. элементы коммерческой деятельности могут осуществляться во всех видах предпринимательства, но не являются для них определяющими, главными.
Следовательно, коммерческая работа в торговле представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли [41].
Из этого вытекает, что коммерческая работа в торговле понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара, т. е. чтобы акт купли-продажи состоялся, торговому предпринимателю необходимо совершить некоторые оперативно-организационные и хозяйственные операции, в том числе изучение спроса населения и рынка сбыта товаров, нахождение поставщиков и покупателей товаров, налаживание с ними рациональных хозяйственных связей, транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров, организацию торгового обслуживания и т. д.
Как уже отмечалось истинной чистой функцией товарного обращения является смена формы стоимости. Но помимо этого товарное обращение выполняет и дополнительные (производственные) функции, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. (Однако К. Маркс, основоположник учения о товарном обращении, эти производственные функции называл гетерогенными, т. е. чужеродными, и, как известно, абстрагировался от этих функций, исследуя торговый капитал в его чистом виде) [9].
Соответственно по характеру выполняемых функций процессы, совершаемые в торговле, также можно подразделить на два основных вида [6]:
- коммерческие (или чисто торговые);
- производственные (или технологические).
Коммерческие процессы — процессы, связанные со сменой стоимости, т. е. с куплей и продажей товаров. К ним относятся и организационно-хозяйственные процессы, непосредственно не связанные с актами купли-продажи, но обеспечивающие беспрерывность их осуществления и не имеющие производственного (технологического) характера (изучение потребностей, заключение договоров купли-продажи, реклама и др.).
Основные коммерческие процессы в торговле можно подразделить на следующие виды [39]:
- изучение и прогнозирование покупательского спроса, изучение и выявление потребностей населения в товарах и услугах;
- выявление и изучение источников поступления и поставщиков товаров;
- организация рациональных хозяйственных связей с
поставщиками товаров, включая заключение договоров (контрактов) на поставку товаров, разработку и представление заявок и заказов на товары, организацию учета и контроля за выполнением договорных обязательств, различные формы коммерческих расчетов и др.;
- организация и технология проведения оптовых закупок товаров у различных поставщиков (на оптовых ярмарках, оптовых продовольственных рынках, товарных биржах, аукционах, у изготовителей продукции, торговых посредников и т. д.);
- организация и технология оптовой и розничной продажи товаров, включая формы и методы продажи товаров, условия их применения, качество обслуживания и т. д.;
- рекламно-информационная деятельность по сбыту товаров;
- формирование торгового ассортимента на складах и в магазинах, управление товарными запасами. Коммерческие процессы являются объектом коммерческой деятельности в торговле.
Технологические процессы — процессы, связанные с движением товара как потребительной стоимости и являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка и т. д.). Они представляют собой единство трех элементов — живого труда, средств труда и предметов труда [2].
Средствами труда служат все те вещи, при помощи которых человек воздействует на предмет своего труда и видоизменяет его. К средствам труда относятся, прежде всего, орудия труда, а также производственные здания, склады, транспортные средства и др. Орудиями труда в торговле являются торговые машины, аппараты, различное торгово-технологическое оборудование.
К предметам труда в технологических процессах относятся находящиеся в обращении товары, тара.
Технологические процессы являются объектом изучения специальной дисциплины — организации и технологии торговли, важнейшая задача которой заключается в научной организации взаимодействия орудий и предметов труда с рабочей силой с тем, чтобы рационально использовать, с одной стороны, живой труд, а с другой — вещественные элементы труда, т. е. орудия и предметы труда [3].
Помимо коммерческих и производственных процессов в торговле выполняются так называемые дополнительные торговые услуги, поскольку осуществление актов купли-продажи товаров обрастает разнообразными операциями по обслуживанию покупателей. В цивилизованной торговле именно эти дополнительные услуги по своей сущности становятся все более доминирующими по массе затрачиваемого на них труда (доставка товаров на дом, установка купленных технически сложных товаров на дому у покупателей, прием заказов у покупателей и др.).
По своему функциональному содержанию дополнительные торговые услуги могут быть отнесены как к технологическим, так и к коммерческим процессам.
Торговые услуги в зависимости от того звена сферы товарного обращения, где они оказываются покупателям, можно подразделить на два вида [24]:
- услуги, оказываемые оптовыми организациями и предприятиями своим клиентам (оптовые торговые услуги);
- услуги, оказываемые покупателям в магазинах.
Первый вид услуг связан, как правило, с процессом оптовой продажи товаров. Состав и виды оптовых торговых услуг могут быть самыми разнообразными, как по функциям, назначению, так и по источникам финансирования, видам расчетов и т. д. Например, по функциональному назначению услуги могут быть технологическими (хранение товаров, подсортировка, фасовка, упаковка, транспортировка и др.), коммерческими (комиссионные, рекламные, маркетинговые и т. д. [5]), организационно-консультативные (консультативно-информационные, торгово-расчетные).
Услуги, оказываемые покупателям в магазине, можно подразделить на три вида [12]:
- связанные с покупкой товара (например, прием предварительных заказов на временно отсутствующие в продаже товары, упаковка товара, доставка крупногабаритных товаров на дом покупателя и др.);
- связанные с оказанием помощи покупателям при использовании приобретенных товаров (раскрой купленных в магазине тканей, мелкая переделка и подгонка готового платья и т. д.);
1. Абрамчук В.А. Коммерция: Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2000. – 475 с.
2. Агафонова М.Н. Оптовая и розничная торговля. - "Бератор-Пресс", 2002 г. – С. 280.
3. Алексунин В.А. Маркетинг и основы предпринимательства – М.: 1994. – С. 212-114.
4. Андреева Л. Продажа товаров. Руководство по подготовке и заключению договоров. - М., 1997. – С. 136-138.
5. Баженов Ю.К. Организация рекламы в магазине – М.: 1998 – С. 136-137.
6. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа- М.: ИНФРА – М, 2001 г.-222 с.
7. Брагин Л.А. Основы коммерческой деятельности. – М.: Экономист, 1999.
8. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. Учебное пособие: — Мн. Выш. шк., 1998. – С. 168-171.
9. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности – М.: Финансы и статистика, 1995
10. Гвозденко А.А. Основы коммерческой деятельности. – М.: Норма, 1998.
11. Гурская С.П. Организация хозяйственных связей по поставкам товаров: Лекция. — Гомель, ГКИ, 1998. – С. 47-50.
12. Гуккаев В.Б. Розничная торговля. Правила, учет и налогообложение. - "Бератор", 2004 г.. 2. Правила торговли
13. Дашков Л.П. Коммерция и технологические торговли – М.: 1999 – 87 с.
14. Елагин Ю. А., Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность. 4.1. Розничная торговля: Учебное пособие – Екатеринбург: Издательство Урал. Гос. Экон. Ун-та,2000.-207 с.
15. Зеленин Д., Бутусов К. Торговля потребительской кооперации – «Прайм Чейз» - 2001 – С. 42-44.
16. Карнаухова В.К., Краковская Т.А. Сервисная деятельность: учебное пособие/Под общ. ред. Ю.М. Краковского – М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006 – 256 с.
17. Ковалев А.С. Основы коммерческой деятельности. – М.: Святоч, 1998
18. Коммерческая деятельность. Учебник Ф.П. Половцева. М.: “Инфра-М”, 2000 г. – С. 94-95.
19. Коммерческая деятельность. Учебник Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина. М.: ИВЦ “Маркетинг”, 2000 г. – С. 69.
20. Коренева Т.В. Критерии формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли – М.: 2001 – С. 34-36.
21. Кравченко Н.. Экономика торгового предприятия. – М.: 1999 – С. 360.
22. Лаптев В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий// Маркетинг. 2000,- номер 5 - с 72.
23. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли. — СПб.: ПИТЕР, 1999. – С. 71.
24. Маклаков Г.В. Теоретические основы коммерческой деятельности – Новосибирск, 1997
25. Макаренко А. П., Крашенинников А. И., Кизилевич А. В., Паламарчук В. Е., Хвостов Б. Н., «Теория кооперации», Москва, Экономика, 1992. – С. 159-161.
26. Организация коммерческой деятельности: Справ. пособие / С.Н. Виноградова, С.П. Гурская, О.В. Пигунова и др. Под общ. ред. С.Н. Виноградовой. — Мн.: Выш. школа, 2000. – С. 208-209.
27. Основы предпринимательской деятельности: маркетинг / Под.ред. проф. В.М. Власовой М:,, Финансы и статистика", 1999.
28. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – С. 74-76.
29. Панкратов Ф.Т. Коммерческая деятельность – М.: 2003 – 13 с.
30. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник.: ИНФРА-М, 2000. – С. 144-147.
31. Рацкий К.А. Экономика предприятия: М: Информационно – внедренческий центр " Маркетинг ", 2000-696с.
32. Русалева Л.Ю. Коммерческая логистика – Новосибирск, 2004 – 206 с.
33. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. – Минск: ООО «Новое знание», 2000. – С. 39-41.
34. Сервисная деятельность: Учебное пособие / С. Н. Коробкова, В. И.
35. Синецкий Б.И.Основы коммерческой деятельности. – М.: Март, 1998.
36. Технологии продаж: Методические указания и задания контрольных работ и методические указания по их выполнению / Сост. Профессор В.В. Бакаева. – Новосибирск: СибУПК, 2002. – 24 с.
37. Тирягина Н.В. Состояние и проблемы развития потребительского рынка и услуг – М.: 2004 – С. 17-19.
38. Торговое дело: экономика и организация. Учебник под общ. Ред. Л.А.Брагиной и Т.П.Данько. М.: “Инфра-М”, 1997 г. – С. 112-.113.
39. Торговое дело / Под. ред. А.К. Шихова. – М.: Инфра-М, 2001.
40. Уралов А. Портрет предпринимателя имеет две стороны// Деловой Мир.-2002.-№132.- Стр.4.
41. Харрис Г., Харрис Г.Дж. Как заставить говорить о вашем деле: 101 простой и недорогой способ продвинуть свой бизнес: Пер. с англ.-М.: Финансы и статистика, 2001.- 144 с.
42. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб.пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2003 - Финансы и статистика. - 328с.
43. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа: Учебное пособие. изд.3-е – М.: Инфра М, 2002.- С. 208.
44. Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. Ставрополь, 2001 - 90с.