Введение
1. Теоретические основы исследования социально - психологических факторов в управлении трудовым поведением персонала
1.1 Подходы к определению трудового поведения персонала
1.2 Факторы трудового поведения персонала
1.3 Классификация факторов трудового поведения персонала
2. Социально - психологические факторы в управлении трудовым поведением преподавателей вузов
2.1 Анализ кадровой политики федеральных вузов РФ
2.2 Оценка кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава КФУ
2.3 Совершенствование управления социально-психологическими факторами в системе трудового поведения персонала
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Вопросы управления человеческими ресурсами, стимулирования и мотивации трудового поведения всегда были актуальны для общества.
Целью исследования является формирование и научное обоснование теоретико-методических подходов и практических рекомендаций, ориентированных на обеспечение развитие стратегии трудового поведения профессорско-преподавательского состава вуза.
Поставленная цель определила задачи исследования:
- исследовать понятийный аппарат трудового поведения персонала;
- выявить факторы воздействия на трудовое поведение персонала;
- рассмотреть модели трудового поведения персонала
- провести анализ кадровой политики федеральных вузов;
- провести анализ кадрового состава ППС КФУ;
- разработать пути совершенствования трудового поведения ППС.
Объектом исследования является процесс влияния трудового поведения на систему управления персоналом организации.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе совершенствования процессов управления ППС на основе трудового поведения.
Научная разработанность темы. Актуальность исследований по тематике трудового поведения персонала неоднократно подчеркивалась российскими учеными в области психологии труда, экономической психологии, психологии совместной деятельности. Вопросам исследования трудового поведения персонала посвящены труды как отечественных так и зарубежных исследователей. Так, среди отечественных авторов, можно выделить следующих: Антонова В.С., Афонин А.А., Верховин В.И., Мумладзе Р.Г., Егоршин А.К., Зайцев А.П., Потапов С.Н., Ручка А.А., Сакада Н.А., Пилипенко В.Е., Кулькова И.А., Темницкий А.Л., Алиев И.М., Н.А. Горелов, Л.О. Ильина, Ядов В.А., Н.И. Шаталова. Среди трудов зарубежных авторов следует выделить Ф. Лютанса, Дж. Паауве, Д. Боуэн, К. Острофф, П.Т. Болвин и Т. Кампе, Д. Гриффин и Р. Эберт. Разработкой и исследованием вопросов трудового поведения персонала вузов занимались такие авторы, как Михалкина Е.В., Чуднова О.В., Литвинюк А.А. и др.
Научно-теоретическая значимость работы состоит в том, что она дополняет и развивает основные положения социологии труда, социологии управления, теории мотивирования жизнедеятельности личности в сфере труда и является материалом для последующих сравнительных исследований. Практическая значимость работы определяется возможностью использования её выводов и предложений при формировании эффективной системы мотивирования трудового поведения ППС, решении ряда проблем кадрового менеджмента и мотивирования персонала вузов.
В процессе исследования использовались теоретические методы анализа и синтеза, сравнительный и исторический методы: из эмпирических методов – опрос, наблюдение, анализ документов (законов, нормативных актов, инструкций, трудовых договоров, деловой документации) и другие.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из трех параграфов, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы исследования социально - психологических факторов в управлении трудовым поведением персонала
1.1 Подходы к определению трудового поведения персонала
В настоящее время в научной литературе существует множество точек зрения в отношении определения трудового поведения персонала. Так, Антонова В.С. утверждает, что трудовое поведение персонала есть модель трудового поведения, которая отвечает все требованиям экономики в современных условиях хозяйствования, которая позволяет работнику эффективно функционировать в сфере труда. Автор полагает, что основным факторами воздействия на трудовое поведение является заработная плата .
Верховин В.И. полагает, что трудовое поведение выступает в качестве рационально реализуемого комплекса действий и поступков работника, которые сопряжены с синхронизацией его профессиональных возможностей и интересов с функциональным алгоритмом производственного процесса. В качестве факторов воздействия автор выделяет в основном материальные источники стимулирования .
Афонин А.А. в свою очередь сущность трудового поведения персонала видит в полноте реализации в процессе труда индивидом своих физических и духовных способностей .
Любой тип трудового поведения мотивирован чем-либо в зависимости от ценностей каждого работника в отдельности. Так, по определению О. С. Виханского, трудовая мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности и придают направленность и ориентированность на достижение целей .
Мумладзе Р.Г. дает следующее определение: трудовое поведение — это индивидуальные и групповые действия, показывающие направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в производственной организации. Это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса. Это процесс самонастройки, саморегуляции, обеспечивающий определенный уровень личностной идентификации ..
Егоршин А.П. и Зайцев А.К. под трудовым поведением персонала понимают совокупность действий и поступков, в процессе которых достигается соединение профессиональных способностей и производственно-технологических условий .
С.Н. Потапов под трудовым поведением понимает совокупность поступков и действий, отражающих внутреннее отношение персонала организации к условиям, содержанию и результатам деятельности, выражает осознанный характер деятельности, ее зависимость от социальных качеств людей. А.А. Ручка и Н.А. Сакада в качестве трудового поведения определяют наблюдаемое деятельностное поведение (в действиях и поступках) в отношении работников к своему труду.
Как субъективную сторону деятельности, а именно совокупность поступков и действий, отражающих внутреннее отношение работников к условиям, содержанию и результатам экономической деятельности определяет трудовое поведение В.Е. Пилипенко.
Кулькова И.А. трудовое поведение персонала рассматривает через призму выполнения определенных трудовых функций и дает следующее определение: трудовое поведение – это совокупность сознательных поступков и действий, связанных с созиданием материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение определенных человеческих потребностей и востребованность людьми.
Ученый Темницкий А.Л. соглашаясь с мнением Кульковой И.А., также рассматривает трудовое поведение в плоскости выполнения работником конкретных трудовых функций. Так, по его мнению, под трудовым поведением понимается осуществление различных видов оплачиваемой работы как на предприятиях, так и помимо них, совершаемых на условиях найма к юридическим и частным лицам, как фиксируемого, так и устного, а также труд на условиях самозанятости и мелкого предпринимательства, исключая наем других лиц .
И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина дают несколько иное определение трудового поведения, понимая под ним видимую и объективно измеряемую составляющая трудовой деятельности работника, на основании которой производится его оценка.
Ядов В.А., характеризуя трудовое поведение, дает ему следующее определение: «внешне наблюдаемые действия, поступки субъекта трудовой деятельности в их определенной последовательности».
В современной зарубежной практике в отличие от отечественной, где трудовое поведение изучается как на рабочем месте, так и на рынке труда (например, И.А. Кулькова, Н.И. Шаталова и др.), трудовое поведение чаще всего рассматривается как поведение в рамках организации (labour behavior, work behavior, workplace behaviour, employee behaviour и т. д.).
Ряд авторов (Дж. Паауве, Д. Боуэн и К. Острофф, П.Т. Болвин и Т. Кампе) отмечают, что поведение персонала, связанное с рабочим процессом (employee’s work-related behaviour), в значительной степени влияет на эффективность работы организации и должно рассматриваться в качестве нормы (критерия) этой эффективности. Поведение считается эффективным, если сотрудники действуют в соответствии с тем, что предписывается (регламентируется) организацией .
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 21.11.2019).
Монографии, диссертации
2. Bolwijn P.T., Kumpe T. Manufacturing in the 1990’s: Productivity, Flexibility and Innovation. Long Range Planning, 1990, no. 23 (4), рр. 44–57.
3. Bowen D.E., Ostroff C. Understanding HRM – Firm performance linkages: the role of the «strength» of the HRM system. Academy of Management Review, 2004, no. 29 (2), рр. 200–221.
4. Luthans F. Positive organizational behavior. Developing and managing psychological strengths. Academy of Management Executive, 2002, no. 16 (1), рр. 57–72.
5. Morison R. Erickson T., Dychtwald K. Managing midlescence // Harvard Business Review. – 2006. – March. – P. 79-86.
6. Paauwe J. HRM and performance: Achieving Long-Term Viability, Oxford: Oxford Press, 2004. 252 р.
7. Афонин А. С. Трудовое поведение: социолого-экономический анализ. Киев, 2013. 120 с.
8. Басенко В.П., Жуков Б.М., Романов А.А.,Организационное поведение, Современные аспекты трудовых отношений/ М:Москва – 2012. – 321 с.
9. Белбин, Мередит Р. Типы ролей в командах менеджеров : [Пер. с англ.] / Р. Мередит Белбин. - М. : HIPPO, 2003. - 220 с.
10. Верховин В. И. Трудовое поведение / Учеб. пособ. М.: Изд-во РУДН, 2013. 255 с.
11. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. Н. Наумов. — 4-е изд. — М.: Экономистъ, 2006. — 670 с.
12. Гибсон Джеймс Л., Иванцевич Дж., Донелли Дж. Х.-мл. Организация: поведение, структура, процессы. — М.: Инфра-М, 2015. – 245с.
13. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности. – М.:Инфра – М, 2014. – 371 с.
14. Егоршин А.П. Организация труда персонала : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Управление персоналом» / А. П. Егоршин, А. К. Зайцев. - Москва : ИНФРА-М, 2008. – 318 с.
15. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. – СПб.: Питер, 2001.
16. Кочеткова Н.Н. Управление эффективностью труда преподавателей высшей школы на основе критериальной модели его оплаты: автореф. дис … канд. эконом. наук. Астрахань, 2018. 50 с.
17. Кулькова, И. А. Управление трудовым поведением как фактор усиления трудовой мотивации [Текст] : автореф. дис. на соиск. уч. степ. д-ра экон. наук : 08.00.05 / И. А. Кулькова. Ижевск, 2009. 46 с.
18. \
19. Литвинюк, А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. теория и практика. учебник для бакалавров / А.А. Литвинюк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 398 c.
20. Лобанова Т.Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 578 c.
21. Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда [Текст] : учебник для вузов / Р. Г. Мумладзе, Г. Н. Гужина ; под общей редакцией Р. Г. Мумладзе. - 5-е изд., перераб. - Москва : КноРус, 2016. - 320 с.
22. Рофе А. И. Экономика труда: учебник / А. И. Рофе. М.: КНОРУС, 2017. 400 с.
23. Спивак В. А. Организационное поведение и управление персоналом. — СПб.: Питер, 2016. – 326с.
24. Чуднова Ольга Владимировна. Особенности управления организационным поведением преподавателей современной российской высшей школы на основе стимулирования и мотивации (на примере сахалинской области) : диссертации кандидата социологических наук : 22.00.08 : Южно-Сахалинск – 2014 - 169 стр.
Статьи и материалы периодической печати
25. Антонова В.С. Трудовое поведение персонала предприятий в контексте адаптации к социально-экономическим реалиям современной России // Социологические науки. № 12 (62) 2015. С. 16-19.
26. Гуцу Е.Г. Изучение мотивационного компонента профессиональной компетенции преподавателя вуза // Научный журнал «Известия Самарского научного центра РАН». 2017. Т. 14, №2(3). С. 657-659
27. Дрезинский К.С. Совершенствование системы управления персоналом высших учебных заведений // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. СПб., 2017. №3(51). С. 169-172.
28. Кагал Е. П. Соблюдение трудовой дисциплины в зависимости от разных типов поведения работников организации // Молодой ученый. — 2019. — №42. — С. 182-184.
29. Лобанова Т.Н. Проблема детерминации интереса в трудовой деятельности // Психология труда и управления в современной России: организация, руководство и предпринимательство. Тверь: ТГУ, 2014. C. 54–62
30. Маняхина О.В. Мотивация творческой деятельности в педагогическом коллективе // Молодой ученый. 2016. №1. С. 733-735.
31. Михалкина, Е. В. Методологические подходы и мотиваторы трудового поведения в системе высшего образования [Текст] / Е. В. Михалкина // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2016. – № 3. – С. 162–169.
32. Полянина А.А. Эволюция представлений об управлении мотивацией трудового поведения // Современное управление. Выпуск № 11 / Под общей редакцией А.Н. Кривомазова. – М.: Интерсоциоинформ, 2015.
33. Темницкий А. Л. Становление наемного работника рыночного типа в условиях трансформации отношений собственности // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 47-55.
34. Темницкий А. Л. Теоретико-методологические подходы к исследованию трудового поведения / Темницкий А. Л. // Социологические исследования. 2007. № 6. С. 60– 65.
35. Чегланова Л. М. Изменение в практике управления персоналом на современных промышленных предприятиях // Социологические исследования. 2017. № 5. С. 46-53.
36. Захарова Е. Система Томаса как эффективный инструмент управления персоналом // Персонал. 2018. -№10. – С. 77-81.
37. Официальный сайт КФУ // [Электронный ресурс] URL: https://kpfu.ru/ (дата обращения 15.12.2019)