Введение
1 Коммуникация в социальных сетях понятия и история
1.1 Основные понятия и история коммуникации в социальных сетях
1.2 Теоретические подходы к изучению негативного и положительного влияния на пользователя в процессе интернет коммуникации
2 Исследования коммуникации в социальных сетях среди молодежи
2.1 Анализ последствий коммуникации в социальных сетях
2.2 Исследования коммуникации в социальных сетях среди студентов КубГТУ
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Анкета
Влияние виртуального общения имеет две стороны. С одной стороны, это практическая польза общения в социальных сетях которая позволяет наиболее благоприятно организовывать жизнь пользователя и его деятельность, а с другой стороны это постоянное общение, в сети которое может служить формированию у пользователя склонности проводить все больше времени в виртуальном мире, что ведёт постепенно к развитию интернет-зависимости. На сегодняшний день интернет-зависимое поведение среди пользователей признается одной из самых актуальных проблем.
Виртуальное общение не является реальным оно может служить для поддержки связей или новых знакомств, но не может стать полноценным общением. Надо заметить, что подобное общение с трудом может называться полноценным и эффективной коммуникацией, это скорее – квазиобщение то есть ненастоящие, воображаемое кажущееся, мнимое общение. Зависимость от социальных сетей является причиной бесконтрольного формирование личности, отсутствие коммуникативных навыков, утраты моральных принципов и как следствие – снижение культуры в целом.
Виртуальные общение облегчило жизнь человеку, не смотря на практическую пользу из-за злоупотребления современной возможностью виртуальное общение имеет негативные последствия.
Степень научной разработанности: в России первые научные труды на эту тему составили исследования А.Е. Войскунской наметились две основные проблемные области – особенности познавательных процессов, опосредованных сетевыми ресурсами и специфика общения людей, склонных к долговременному нахождению в искусственной реальности и взаимодействию с виртуальным собеседником.
В работе О.М. Шахмартова, Е.Ю. Болтага отмечается, что у пользователей социальных сетей, проводящих значительную часть жизненного времени в виртуальном пространстве возникают изменения в сфере интересов, мотивов, целей, установок; психолого-педагогические аспекты культуры интернет-общения составили предмет исследования О.В. Кретовой и Е.В. Черной отмечают, что виртуальное общение «способствует развитию самоидентичности и самопознания»; в работе «Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети» Евгений морозов исследовал проблему пагубного влияние Интернета, приходит к выводу о том, что виртуальный мир делает нас безразличными к реальному миру.
Объектом исследования является коммуникация в социальных сетях.
Предметом исследования является влияние коммуникации в социальных сетях, среди молодежи.
Цель исследовать конструктивное и деструктивное влияние коммуникации в социальных сетях среди молодежи.
Задачи:
- дать определение основным понятиям коммуникации в социальных сетях;
- рассмотреть положительные и негативные стороны виртуального общения в социальных сетях;
- исследовать последствия интернет общения;
- исследовать динамику и активность использование виртуального общения и социальных сетей среди студентов КубГТУ.
Гипотеза исследования – виртуальное общение влияет на жизнь пользователя как конструктивно так деструктивно. Конструктивное влияние заметно в том, что пользователь может поддерживать связь с людьми, которых когда-то знал или расширить круг общения помимо этого человек может чувствовать себя уверенней и комфортней в виртуальном взаимодействии, а также использовать социальные сети в своей деятельности. Деструктивное влияние обусловлено тем, что пользователь затрачивает слишком много времени на виртуальное общение, что ведет к развитию интернет-аддикции, в процессе, которой происходит десоциализация норм реального общения.
1.1 Основные понятия коммуникации в социальных сетях
Термин социальная сеть существовал еще до появления интернета. Сегодня можно встретить два определения социальной сети. Как социальной структуры и ее своеобразная реализация в интернете. В любом случаи социальная сеть объединяет людей, только в одном случаи в реально мире, а в другом в виртуальном.
В социологии под социальной сетью понимают социальную структуру, которая состоит из большого количества агентов (индивидуальных или коллективных) и определенного множества отношений (совокупность связей между ними).
Термин «социальная сеть» появился еще в 1954 году. Под эти термином понимали социальную структуру, состоящую из группы узлов (люди и организации) и связей между ними (социальных взаимоотношений). Именно этот термин получил широкое распространение и стал общеупотребительным в английском языке во второй половине XX века.
Сегодня Интернет служить не только для передачи и хранения огромных объемов информации, но и также стал частью повседневной жизни и деятельности большого количества людей. Пользователей Интернет становится больше с каждым годом и число услуг, предлагаемых Интернетом тоже.
Помимо этого, растет популярность сайтов, где люди могут виртуально общаться с помощью средств этих сайтов. Благодаря возможности обмениваться сообщениями, выкладывать фотографии и видео делает эти сайты привлекательными для пользователей. Эти сайты (текстовые, живые журналы) составляют вместе одно понятие – Web 2.0. Одним из наиболее популярных элементов Web 2.0 являются социальные сети.
В 1995 году возникла первая социальная онлайн-сеть Classmates.com в США. Позже в 2000 году появились такие онлайн сети как MySpace, LinkedIn и Facebook, которые стали популязатарами социальных сетей. В России, когда возникли такие онлайн-сети как vkontakte.com и odnoklassniki.соm в 2006 году, они и начали завоевывать популярность у нас в стране.
Благодаря потребности общества в быструю передачу информации (общении) заложило фундамент для возникновения сетевого общества в рамках виртуального мира. Сетевое общество – данный термин был введен американским социологом М. Кастельсом, он понимал под ним социальную структуру которая формируется на данный момент в глобальных масштабах, главной чертой этой структуры выступает не доминирование знания или информации, а изменение направления их эксплуатирования. Выводом этого, ведущую роль в жизни человека обретают сетевые и глобальные структуры, вытесняющие прежние ценности.
Одним из последствий развития Интернета стало возникновение виртуального общения, члены которого обладают чувством коллективной идентичности, основанной на использовании особого жаргона, коммуникативных норм, разделении общих ценностей и идеалов; имеют собственные интересы, связанные с использованием Интернета; готовы отстаивать эти интересы.
Виртуальные пространства как специфические внешние условия могут помочь раскрыть механизмы развития идентичности. Возможности самопрезентации, самоидетификации и самоконструированию предоставляемые Интернетом.
Виртуальное общение рассматривается как коммуникативное взаимодействие субъектов, осуществляемое посредством компьютера. При этом у взаимодействующих субъектов возникает определенная модель виртуальной реальности, которой характерен эффект присутствия в ней определенного человека и позволяющего действовать с воображаемыми и реальными объектами. С помощью «коммуникативных умений виртуального общения» как совокупность коммуникативных действий, которые основаны на теоретической и практической подготовленности личности к коммуникации, позволяющего использовать коммуникативные знания.
Определено это общение в виртуальной среде с помощью своеобразного дискурса, сформировавшегося в компьютерных сетях (в Интернете существует свой этикет (нетикет), свои нормы, запреты и своя собственная эмоциональная атмосфера); общение преимущественно текстовое, состоящее из пересылаемых сообщений; не однонаправленная передача сообщения, т.е. круг адресатов и посылающих сообщения известен.
1 Хуторной С.Н. Сетевое виртуальное общение и его влияние на межличностные отношения // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. №6 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevoe-virtualnoe-obschenie-i-ego-vliyanie-na-mezhlichnostnye-otnosheniya (дата обращения: 11.09.2020).
2 Панченко И.Р. Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества? // Социология науки и технологий. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-novaya-forma-kommunikatsii-polza-ili-opasnost-dlya-obschestva (дата обращения: 19.09.2020).
3 Самохина Н.В. Анализ взглядов на возможности и проблемы использования социальных сетей интернета в сфере образования // Вестник Марийского государственного университета. 2015. №1 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-vzglyadov-na-vozmozhnosti-i-problemy-ispolzovaniya-sotsialnyh-setey-interneta-v-sfere-obrazovaniya (дата обращения: 19.12.2020).
4 Прыскова А.Н., Кодрина И.В. Международный научный форум: гуманитарные науки // Зависимость от социальных сетей 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zavisimost-ot-sotsialnyh-setey (дата обращения: 20.09.2020).
5 Войскунский А.Е Киберпсихология как раздел психологической науки и практики // Universum: Вестник Герценовского университета. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberpsihologiya-kak-razdel-psihologicheskoy-nauki-i-praktiki (дата обращения: 18.10.2020).
6 Смышляева Е.В. Социально-педагогические условия организации виртуального общения молодежи // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnoe-obschenie-podrostkov-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 20.10.2020).
7 Скобин В.С. Подросток: включенность в сетевое взаимодействия и отношения к образованию // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №1 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-yunoshestva-obuslovlennye-virtualnym-obscheniem (дата обращения: 25.10.2020).
8 Шахмартова О.М., Болтага Е. Ю. Психологические аспекты общения в социальных сетях виртуальной реальности // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2015. №24. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-aspekty-obscheniya-v-sotsialnyh-setyah-virtualnoy-realnosti-1 (дата обращения: 28.10.2020).
9 Кретова О.В., Черная Е.В. Психолого-педагогические аспекты интернет-общения в юношеском возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №39-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-tehnologii-modelirovaniya-v-reshenii-problemy (дата обращения: 30.10.2020).
10 Морозов Е. Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети: Невообр азимые последствия воображаемой революции. М. : 2014. 528 с.
11 Михайличенко Е.С. Cоциальные сети как особый вид интернет-коммуникации: лексический аспект // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/cotsialnye-seti-kak-osobyy-vid-internet-kommunikatsii-leksicheskiy-aspekt (дата обращения: 11.11.2020).
12 Ирина М.П. Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества? // Социология науки и технологий. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-kak-novaya-forma-kommunikatsii-polza-ili-opasnost-dlya-obschestva (дата обращения: 15.11.2020).
13 Голубева Н. Феноменология межличностного и межгруппового общения современной молодежи в реальном и виртуальном пространстве // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya-mezhlichnostnogo-i-mezhgruppovogo-obscheniya-sovremennoy-molodezhi-v-realnom-i-virtualnom-prostranstve (дата обращения: 19.11.2020).
Всего 20 источников литературы