Лечебно-оздоровительный туризм сегодня стал одним из наиболее популярных у туристов видов отдыха. Ранее люди чаще отправлялись в отпуск исключительно за тем, чтобы побывать на море, а также солнечных курортах, увидеть различные достопримечательности и исторические места, теперь же многие стали больше внимания уделять собственному здоровью. Именно поэтому сейчас туристы часто приобретают путёвки в лечебницы и санатории, отправляясь туда в рамках оздоровительных туров.
Лечебно-оздоровительный туризм сейчас развит на очень высоком уровне во множестве разных стран. Во многих городах располагаются уникальные центры, помогающие преодолеть разнообразные болезни, а также предоставляющие качественную диагностику. Большой популярностью пользуются лечебные туры в Индию, которая, кроме профессиональных специалистов, радует полезным для здоровья климатом (особенно он благоприятен для людей, которые имеют болезни дыхательных путей). Также туристы довольно часто ездят оздоровляться в Таиланд и Израиль.
Метод курортного лечения с целью оздоровления при помощи природных ресурсов был известен ещё с древних времён. Тогда на местах выхода на поверхность земли минеральных вод люди строили здания, которые были прототипами нынешних бальнеологических центров. К тому же, слухи о том, что эти источники обладают целебными свойствами, распространялись в народе очень быстро, что приводило к тому, что в эти места отовсюду стекались больные.
Цель работы - провести маркетинговое исследование рынка оздоровительных туров в Нижегородской области.
Задачи работы:
- Дать характеристику услуг по реализации оздоровительных туров;
- Оценить отношение потребителей к маркетинговым турам;
- Рассмотреть состав санаториев в Нижегородской области;
- Провести исследование и анализ рыночной конъюнктуры;
- Проанализировать конкурентную среду;
- Сделать выводы по результатам анализа.
Исследование основано на использовании доступной информации по рынку (цены на услуги, ассортимент участников рынка, объемы потребления), а также на результатах исследования мнения респондентов о рынке и услуге.
Глава 1. Теоретические основы проведения маркетинговых исследований
1.1 Понятие маркетинговых исследований
Условно все исследования в плане опросов населения можно разделить на три направления:
- Изучение общественного мнения;
- Социологические исследования;
- Маркетинговые исследования.
Это наиболее известный и распространённый тип исследований, опросы - как инструмент социального знания. Массовые опросы общества проводят с целью получения информации о реальных или потенциальных реакциях людей на определенные события, которые происходят вокруг, и касаются их непосредственно.
Данные массовых опросов, как средство изучения скрытых факторов социальной жизни, можно использовать в маркетинговой деятельности для понимания социально-психологических установок, социальных норм, культурных ценностей и других приоритетов. Зная, чем на данный момент живет общество, можно использовать социальные настрои как бизнес-направление.
Ярким примером понимания общественного мнения может служить выпуск серии какой-нибудь продукции с логотипами и символикой того явления, которое сейчас волнует людей больше всего. Но обычно мнение общества чаще всего интересует политиков перед выборами.
Социологические исследования — это метод изучения, который основан на сборе и анализе информации о социальных и экономических условиях жизни людей, что определяет характер этих условий, взаимодействие социальных слоев и групп людей.
Социологические исследования состоят из четырех элементов: выборки, анкеты (опросника), интервью, анализа результатов.
Различают два общих типа социологических исследований: описательные и проблемные исследования.
Описательные исследования только фиксируют конкретную ситуацию или существующие условия в том виде, как они есть. Проблемные исследования разъясняют, каким образом сложилась та или иная ситуация, почему преобладают те или иные мнения и установки.
Маркетинговые исследования – это инструментарий для решения насущных для организации проблем.
Маркетинговые исследования – это систематический сбор необходимых данных, их анализ, адаптация и отображение в структурированном виде конечному заказчику.
При организации маркетинговой деятельности надо исходить из реалий рынка и требований потребителей, а не от производственных возможностей, что определяет логику проведения маркетинговых исследований. С помощью маркетинговых исследований происходит понимание продавцов и производителей ситуации на рынке, потребностей потребителей, позиции конкурентов, происходит связь с остальными элементами внешней среды маркетинга. Маркетинговые исследования помогают принимать правильные решения для максимально эффективных маркетинговых стратегий.
Самые востребованные виды исследований:
- Исследования потребительских мотиваций.
- Исследования проекта будущей рекламы перед ее массовым тиражированием.
- Исследования коммуникационных каналов.
- Изучение стимулирования сбыта.
- Изучение эффективности рекламы, а также рекламы конкурентов.
- Изучение цен на аналогичную продукцию на рынке.
- Реакция потребителей на новый продукт и его потенциальные возможности.
- Изучение конкурентоспособности продукта.
- Тестирование нового продукта.
- Исследование упаковки: дизайн и физические характеристики.
- Анализ рыночной доли.
- Анализ сбыта.
В маркетинговых исследованиях принято выделять следующие объекты: рынок, внешняя предпринимательская среда, потребитель, конкурент. Эти составляющие изучают комплексно, ведь они неотделимы друг от друга. Рынок неотделим от конкурентной борьбы, а потребители, в свою очередь, формируют свое поведение на определенном рынке. Внешняя среда оказывает влияние на рынок, на конкурентов, непосредственно на каждого производителя или продавца в отдельности и на потребителей. Предприятие, заказавшее проведение маркетингового исследования, хочет в итоге получить информацию:
- что именно продавать и какому кругу потребителей?
- как продавать и как стимулировать продажи?
Поэтому все маркетинговые исследования осуществляются в двух направлениях: оценка отдельных изучаемых параметров и прогнозы, которые используются в дальнейшем при разработке стратегий развития как маркетинговой деятельности, так и компании в целом.
Объектом маркетинговых исследований являются многочисленные мелкие вопросы, на которые заказчик не может найти ответа самостоятельно или сомневается в правильности выбора. Обычно предмет маркетингового исследования представляет собой список мелких проблем и элементарных вопросов, которые в итоге формируют собой информацию стратегического назначения.
Вот примерный перечень вопросов к потребителям, которые пытаются выяснить в процессе маркетингового исследования, если, например, планируют вывести на рынок новый продукт:
- потребителя просят выбрать из нескольких сочетаний цветов одно, которое ему больше всего нравится.
- потребителя спрашивают – какой материал для упаковки ему более предпочтителен и предоставляют несколько на выбор.
- потребителя спрашивают – какой рекламный видеоролик конкурентов ему больше всего понравился или врезался в память, предоставляют список из нескольких на выбор.
- показывают несколько вариантов и форм упаковки – и спрашивают, какой понравился больше.
Этот перечень не окончательный, но и не безграничный. Обычно вопросы для маркетинговых исследований предполагают, что ответ будет или «Да», или «Нет» или просто выбор. Также у респондентов не должно уходить слишком много времени на ответы, в противном случае их надо как-то мотивировать для этой цели.
Одними опросами людей маркетинговое исследование не ограничивается, но остальную часть недостающей информации можно найти самостоятельно, с помощью запрошенных официальных данных, специальных программных средств, но без помощи массового человеческого фактора.
Уже отошли в прошлое те времена, когда опросы проводились по старинке – на улице, или делая звонки на частные номера телефонов. К человеческому времени относятся с уважением, поэтому маркетинговые исследования проводят в неотвлекающей форме:
1. Размещение мини-опросников на корпоративном сайте в форме один вопрос – несколько вариантов ответа, чтобы сделать выбор. Пользователь зашёл на сайт по своим потребностям, и если ему там всё понравилось, он может таким образом проявить свою лояльность, потратив несколько секунд на высказывание своего мнения.
2. Промо-акции с бесплатной раздачей/дегустацией/тестированием товара, который собираются выдвигать на рынок, в местах массового скопления целевой аудитории. Пользователь оценил новинку одним из первых и высказал кратко свое мнение.
3. Поиск добровольцев в интернете, которые не против принять участие в платных опросах.
Организация проведения маркетинговых исследований зависит от величины и потребности каждой компании в отдельности. Крупные компании, имеют в своем распоряжении для этих целей отдельный отдел маркетинговых исследований. Обычно такие предприятия в состоянии покрыть затраты, связанные с функционированием подобных отделов.
Средним компаниям зачастую достаточно одного специалиста, ответственного за маркетинговые исследования. В мелких компаниях за сбор маркетинговой информации отвечают зачастую владельцы или менеджеры. Задачу упрощают ежедневные контакты с потребителями, поставщиками и пр. Наиболее распространенным методом проведения соответствующих маркетинговых исследований является помощь специализированных консультационных организаций.
1. Александров В. В., Землюков С. В., Редькин А. Г., Тайлашева М. А. Социально-биологические аспекты оздоровительных технологий в туризме // Курортные ведомости. № 1(82). 2014. С. 2 – 3.
2. Ветитнев А. М., Торгашева А. А. Современные взгляды на лечебно-оздоровительный туризм // Курортные ведомости. № 1(82). 2014. С. 20 – 23.
3. Ветитнев А.М., Торгашева А.А. Определение влияния лечебно-оздоровительного туризма на экономику региона // Проблемы современной экономики. – 2013. - №4. С. 352 – 355.
4. Ветитнев А.М., Торгашева А.А. Характеристика основных показателей состояния лечебно-оздоровительного туризма Российской Федерации // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». – 2014. - №4. С. 86-95
5. Галанова Ж.М., Потеряева Е.Л. Анализ эффективности применения природных факторов курорта «Озеро Карачи» для снижения массы тела и риска развития метаболического синдрома у женщин // Journal of Siberian Medical Sciences. – 2013. - №2. С. 56-66
6. Губерник А.А. Прогнозирование сезонных показателей продаж в системе предприятия по методу трендов // Экономика: реалии времени. – 2014. - №4. С. 85-88
7. Корабейников И.Н., Полякова И.Л. Особенности использования кластерного подхода для обеспечения пространственного развития региона (на примере сферы туризма) // Проблемы современной экономики. – 2013. - №7. С. 354-359
8. Ланковская Е.К., Даскалеску А.А. Тенденции развития лечебно-оздоровительного туризма в республике Крым // Таврический научный обозреватель. – 2016. – №2(7). С. 58-62
9. Маркетинг туризма : учебное пособие / И.В. Гончарова, Т.П. Розанова, М.А. Морозов, Н.С. Морозова. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 224 с.
10. Мезенцева О.В., Грушевая Е.В. География рекреации и лечебно-оздоровительного туризма в Омской области // Омский научный вестник. – 2014. - №2. С. 255-259
11. Мирзеханова З.Г., Кольцова А.А. Ресурсные возможности развития лечебно-оздоровительного туризма и его социально-экономическая значимость для Дальневосточного региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – №43. С. 12-22
12. Мозокина С.Л. Тенденции развития лечебно-оздоровительного и медицинского туризма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2014. - №4. С. 42-47
13. Основы маркетинговых исследований : учебник / коллектив авторов ; под ред. Е.Л. Писаревского. – М.: Инфра, 2014. – 384 с.
14. Отто О. В., Редькин А. Г. Анализ сезонности в лечебно-оздоровительном туризме. - №2. – 2015. Т. 7. С. 238-243
15. Цехла С. Ю., Окуловский А. С. Признаки сезонности в туризме // Менеджмент предпринимательской деятельности: материалы десятой научно-практической конференции студентов, аспирантов и докторантов. Симферополь: ДИАЙПИ, 2015. С. 122 – 128.
16. Шмарков М. С., Шмаркова Л. И. Анализ сезонных колебаний характеристик деятельности туристских фирм и прогнозирование их развития // Вестник Белорусско-Российского университета. - 2017. - № 4(37). С. 144 – 151.
17. Экономика здравоохранения: учебн. пособие / под общ. ред. чл.- корр. РАМН, проф. А. В. Решетникова. 2-е изд., испр. и доп. М.: ГЕОТАР-МЕД, 2014. 272 с.