Введение
1 Теоретические основы формирования кредитной политики организации
1.1 Сущность кредитной политики
1.2 Понятие и критерии выбора кредитной политики предприятия
1.3 Порядок и этапы разработки кредитной политики предприятия
1.4 Инструменты кредитной политики предприятия
1.5 Анализ дебиторской и кредиторской задолженности российских предприятий по данным Росстат
2 Оценка кредитной политики предприятия на примере ПАО «ВымпелКом»
2.1 Характеристика деятельности предприятия ПАО «ВымпелКом»
2.2 Стратегические пути развития компании
2.3 Анализ кредитной политики компании
3 Пути совершенствования кредитной политики предприятия ПАО «ВымпелКом»
3.1 Пути совершенствования кредитной политики коммерческой организации
3.2 Мероприятия по разработке кредитной политики ПАО «ВымпелКом»
3.3 Повышение эффективности кредитной политики ПАО «ВымпелКом»
Заключение
Список использованной литературы
Условия ведения бизнеса в России претерпевают серьезные изменения под влиянием современной рыночной экономики. Высокое значение приобретает способность компании обеспечивать рост экономической эффективности, а именно рост объёмов продаж, прибыли в долгосрочном периоде и сокращение периода оборачиваемости дебиторской задолженности. Трудность осуществления такой стратегии реализации подобной задачи обусловлена высокой степенью динамичности рынка и непостоянством деловой среды. В следствие этого важным инструментом управления организации является оптимизация кредитной политики компании. В условиях достаточно высокой конкуренции на российском рынке многие компании стремятся повысить эффективность действующей кредитной политики с целью увеличения прибыли и усиления конкурентных позиций на рынке.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы определяется тем, что в структуре кредитной политики каждой организации существуют перспективы для оптимизации, кроме того в различных организациях присутствуют разные способы формирования кредитной политики, обусловленные различными факторами, такими как структура рынка, отрасль, в которой функционирует компания и организационноправовая форма собственности. А также кредитная политика вероятно является одним их эффективных инструментов борьбы за повышение эффективности функционирования компании и в конце концов за ее жизнеспособность в современных, достаточно жестких, условиях рынка.
В ходе выполнения данной выпускной квалификационной работы были поставлены следующие цели:
– изучение особенностей кредитной политики на примере ПАО «ВымпелКом»;
– разработка мер по оптимизации существующей кредитной политики.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– определение понятия кредитная политика;
– определение элементов кредитной политики;
– анализ причин обуславливающих различия в формировании кредитной политики в организациях;
– проведение анализа специфики кредитной политики в зависимости от отрасли деятельности организации;
– рассмотрение подходов к формированию кредитной политики организации;
– изучение возможности управления дебиторской задолженностью как элементом кредитной политики в организации;
– разработка предложений по совершенствованию кредитной политики организации;
Объектом исследования являются кредитная политика и ее элементы.
Предметом исследования в данном случае является принятая в исследуемой компании кредитная политика с целью поиска путей ее оптимизации.
Практическое значение данного исследования заключается в том, что предложенные автором меры по повышению эффективности кредитной политики могут быть с успехом применены в оперативной деятельности компании.
Теоретической основой для написания данной выпускной квалификационной работы послужили научные исследования отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемым в работе вопросам, а именно материалы в области финансов и проблем управления дебиторской задолженностью, формирования и совершенствования кредитной политики организации. Информационную базу данной выпускной квалификационной работы составили финансовые отчеты и статистические материалы о деятельности ПАО «ВымпелКом».
1 Теоретические основы формирования кредитной политики организации
1.1 Сущность кредитной политики
Кредитная политика предприятия – это политика по привлечению средств для финансирования текущей деятельности и размещению временно свободных средств.
Основной целью деятельности компании является максимизация прибыли. Достижение этой цели возможно только при помощи увеличения объема продаж. Продажа товара в кредит является одним из самых действенных способов роста объема продаж. Этому способствуют следующие причины:
– привлечения к покупке клиента, который не имеет при себе должного количества средств;
– покупатель (клиент) сможет приобрести товар на большую стоимость;
– покупатель (клиент) сможет приобрести большее количество товаров;
К основным целям кредитной политики относятся:
– повышение оборачиваемости собственного капитала за счет использования заемных средств и размещения собственных временно свободных средств;
– сокращение стоимости привлеченных заемных средств;
– минимизация кредитных рисков (риска заемщика и риска кредитора);
– разработка политики краткосрочных займов с целью обеспечить гибкое финансирование текущей деятельности;
Важной составляющей при разработке кредитной политики является определение процедуры взыскания текущей дебиторской задолженности, такие как сроки и методы напоминания о задолженности и необходимых платежах, условия продления существующего кредита, а также условия возбуждения дела о несостоятельности дебиторов [1, С. 14].
Кредитная политика должна состоять из следующих компонентов:
– продуманная политика работы с клиентами: правила сегментирования типов клиентов и правила работы с каждым сегментом;
– распределение работ по взаимодействию с должниками внутри компании;
– процедура взыскания долгов при помощи внутренних ресурсов компании;
– определение ситуаций, в которых долг передается для взыскания специализированным органам;
– описание ситуаций, в которых должнику предъявляется иск.
Тип кредитной политики организации характеризует принципиальные доходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности организации [5, c. 219].
Исходя из соотношения получаемого организацией дохода и риска ее кредитной деятельности, разделяют следующие типы кредитной политики:
1. Агрессивный. В качестве главной цели определяется максимизация дополнительного дохода за счет наращивания величины реализации товара в кредит мягкие условия кредитования. При этом мало учитывается высокая степень риска, присущего подобным операциям. Целью организации является не снижение рисков, а увеличение числа покупателей и рост потребительских оборотов. Кредит распространяется в отношении более рискованных категорий приобретателей продукции, а срок для возврата дебиторской задолженности достигает предельно допустимого (при возможности продления срока).
2. Консервативный. Данному варианту присуща выраженная направленность на понижение кредитного риска путем таких мер как:
– сокращение числа партнеров из групп повышенного риска приобретающих товар с отсрочкой оплаты;
– установка высоких стандартов кредитования и минимальная отсрочка платежа;
– снижение объемов и сроков кредитования – короткий кредитный период;
– ужесточение условий получения займа и повышения его цены;
– ужесточение критериев для возврата дебиторской задолженности.
3. Умеренный. Используемые в организации условия по кредитованию ориентированы на соблюдение среднего уровня кредитного риска при реализации продукции с применением отсрочки платежа [4, С. 206].
В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
– текущее общее состояние экономики, исходя из которого определяются финансовые показатели и возможности клиентов, уровень их платежеспособности;
– существующая сложившаяся конъюнктура рынка товаров, показатели состояния спроса на продукции компании;
– правовые положения и условия, обеспечивающие эффективное взыскание своевременно не оплаченного долга;
– финансовые условия предприятия, касающиеся размера отвлечения капитала в дебиторскую задолженность;
– отношение руководителей компании к допустимой степени риска в процессе осуществления производственной деятельности.
– потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита; [4, С. 207].
1.2 Понятие и критерии выбора кредитной политики предприятия
Одной из важнейших составляющих долгосрочной стратегии развития организации и ее финансовой устойчивости является кредитная политика, включающая в себя управление дебиторской задолженностью с целью обеспечения ее погашения в обозначенные сроки. Именно она позволяет достичь баланса между риском предоставления кредита и величиной дебиторской задолженности, а также сбалансировать денежные потоки внутри компании [12, С. 123].
В целях увеличения количества партнеров, а именно покупателей продукции организации зачастую прибегают к ее реализации в кредит. В то же время реализация товаров и оказание услуг с отсрочкой оплаты может обернуться для организации рядом финансовых проблем, а именно снижение уровня платежеспособности, увеличение расходов, связанных с возвратом просроченной дебиторской задолженности (т.е. задолженность физических и юридических лиц перед организацией), снижение рентабельности оборотных средств и капитала компании. Поэтому одной из важнейших составляющих долгосрочной стратегии развития организации и ее финансовой устойчивости является кредитная политика, включающая в себя управление дебиторской задолженностью с целью обеспечения ее погашения в обозначенные сроки.
Именно она позволяет достичь баланса между риском предоставления кредита и величиной дебиторской задолженности, а также сбалансировать денежные потоки внутри компании.
Основным критерием эффективности кредитной политики является рост доходности по основной деятельности компании, выраженный в увеличении объемов продаж (чему способствует либерализация кредитования), либо в ускорении оборачиваемости дебиторской задолженности (происходящее через ужесточение кредитной политики) [19, С. 52]. Именно поиск оптимального баланса либерализации и ужесточения кредитования через предельный анализ объемов и сроков предоставления отсрочки платежа и составляет предмет данного исследования: либерализация кредитной политики уместна до тех пор, пока дополнительные выгоды от увеличения объема реализации не сравняются с дополнительными издержками по предоставляемому кредиту, так как зачастую именно в накопленной дебиторской задолженности лежат огромные резервы для повышения эффективности организации.
Определение процесса кредитования компании можно выразить в функциях, которые выполняет кредит, как предмет взаимоотношений в процессе кредитования.
С помощью кредита экономические субъекты добиваются увеличения эффективности производства и роста доходов. В связи с этим описание функций кредита имеет большое практическое значение для обеспечения таких условий, при которых они проявлялись бы наиболее эффективно [2, С. 98].
Следует отметить три основные функции кредита:
– распределительная функция кредита обнаруживается как при накоплении средств, так и при их размещении.
– эмиссионная функция – аккумуляция кредитных средств для замещения наличных денег.
– контрольная функция –это осуществление мониторинга за эффективностью деятельности экономических субъектов [3, С. 210].
Объектами кредитования юридических лиц являются товары и услуги, которые предоставляются заемщику по определенным договорам; оборотные средства в целом; финансирование производственных затрат; заработная плата работникам организации.
Субъектами кредитования в компании являются собственники, а также кредиторы. Предметом процесса кредитования являются экономические отношения, возникающие в результате предоставления средств в кредит [8, С. 92]. Важной составляющей краткосрочной финансовой политики организаии является политика управления оборотным капиталом, которая, в свою очередь, включает в себя кредитную политику предприятия (рисунок 1.1). Следует отметить, что кредитная политика организации является частью политики по финансированию оборотных средств [7, С. 96].
Содержанием кредитной политики являются инструменты, которыми руководствуются сбытовые структуры при предоставлении кредита поставщикам и стандарты предоставления кредитов, устанавливающие разумные правила и ограничения. Инструменты кредитной политики представляют собой шаблоны для оценки потенциальных дебиторов, так и регламент и процедуры работы соответствующей службы [11, С. 17].
1. Налоговый кодекс РФ. Часть 1. / Федеральный закон от 31 июля 1998 г. №146ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // Российская газета. – 1998. – 6 августа.
2. Абрютина, М.С. Анализ финансовоэкономической деятельности предприятия : Учебнопрактическое пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – М. : Издательство «Дело и сервис», 2008. – 502 с.
3. Аврашков, Л.Л. Экономика предприятий : учебник для вузов – 2е изд., перераб. и доп. / Л.Л. Аврашков, В.В. Адамчук, О.В. Антонова. – М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 331 с.
4. Блохина, Т.К. Экономика и управление инновационной организацией учебник для бакалавров и магистров // Т.К. Блохина, О.Н. Быкова, Т.К. Ермолаева. – 2015. – № 14. – С. 205207
5. Братухина О.А. Финансовый менеджмент (для СПО). Учебное пособие / О.А. Братухина. – М.: КноРус, 2018. – 480 c.
6. Гаранина, С.А. Процедура разработки и реализации кредитной политики корпорации / С.А. Гаранина // Экономика и бизнес. – 2017. –№6. – С. 5058.
7. Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ : Учебник / Л.Т. Гиляровская. – М. : ЮНИТИДАНА, 2004 – 615 с.
8. Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия : Учебник для вузов. – 5е изд., перераб. и доп. / В.Я. Горфинкель. – М. : ЮНИТИДАНА, 2012. – 767 с.
9. Дегтярев, А.А. Факторы дивидендной политики и их классификация / А.А. Дегтярев // Финансовый менеджмент. – 2015. – №3. – С. 9–12.
10. Жариков, В.В. Управление кредитными рисками / В.В. Жариков, М.В. Жарикова, А.И. Евсейчев. – М. : Люкс, 2016. – 311 с.
12. Исаченко, М.Б. Управление дебиторской задолженностью и разработка кредитной политики компании / М.Б. Исаченко // Успехи современного естествознания. 2014. – №122 – С. 123126
13. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев. – М.: Проспект, 2003. – 313 с.
15. Любушин, Н.П. Анализ финансовоэкономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Под. ред. проф. Н.П. Любушина. – М.: ЮНИТАДАНА, 2008. – 350с.
16. Надеждина, С.Д. Методический подход к формированию кредитной политики как инструмента управления и контроля дебиторской задолженности организаций/ С.Д. Надеждина. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 2019 с.
17. Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ: учеб. пособие / Н.Н. Селезнева. – М.: ЮНИТИДАНА, 2008. – 479с.
18. Тренев, Н.Н. Управление финансами: Учебное пособие / Н.Н. Тренев. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 113 с.
19. Чараева, М.В. Формирование политики управления заемным капиталом предприятия / М.В. Чараева // Экономика. – 2016 г. – №4. – С.8890.
20. Чугунов, И. Эффективная кредитная политика предприятия / И. Чугунов // Бизнес консалтинг. – 2009. – №6. – С. 8791.