Значительное расширение масштабов хозяйственной деятельности на современном этапе, а также возросшая потребность в усилении всех видов взаимосвязей в процессах управления товарными и денежными потоками обусловили основные требования к новым формам и методам, связанным с повышением эффективности управления производством.
Логистику по праву можно считать существенным фактором реализации мероприятий, направленных на увеличение экономической эффективности производства и сбыта. Изучение информационной логистики является очень актуальным в настоящее время, т.к. в связи с бурным развитием информационных технологий стало возможным использование новых способов обработки и передачи информации в логистических системах.
Информационные системы занимают в этих технологиях центральное положение. Предприятие является открытой системой, которая товарными и информационным потоками связана с поставщиками, потребителями, экспедиторами и транспортными организациями. При этом возникают трудности преодоления мест стыка между информационными системами предприятия и других организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.
Информационное обеспечение логистического управления является одной из наиболее важных и актуальных проблем. Информация становится логистическим производственным фактором. Благодаря ей может сократиться складирование (лучшее управление запасами, согласованность действий поставщика и потребителя). Благодаря информации удается так же ускорить транспортировку (согласованность всех звеньев транспортной цепочки).
Информационная техника может значительно способствовать выполнению требований рынка. Определенного роста эффективности можно достичь и с помощью локальных и вычислительных систем, а также в результате применения интегрированных информационных и управленческих систем, которые "перешагивают" границы между подразделениями предприятий.
Целью работы является изучение информационной логистической системы на примере предприятия АО «Перекресток»
Задачами работы являются:
- рассмотрение структуры информационной логистической системы,
- изучение различных видов информационных логистических систем,
- выявление необходимости создания и использования информационных систем в логистике и
- изучение информационных потоков.
Объект исследования – организация обслуживания логистики предприятия АО «Перекресток».
Предмет исследования – информационные технологии управления в логистике предприятия АО «Перекресток».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1 Теоретические понятия логистических систем их цели, задачи и функции.
Термин "логистика" в Greeklogistike означает не что иное, как искусство рассуждения, расчета. Использование этой концепции началось в 6 веке. Об этом свидетельствуют трактаты, описывающие военное искусство того времени. Пост логиста существовал и при дворе византийского императора. В его обязанности входило распределение закупаемых продуктов питания.
Есть информация о применении принципов логистики Наполеоном. Он использовал их, чтобы возглавить свою армию.
В русском языке термин "логистика" появился только в начале 19 века. Эту концепцию представил французский военный специалист Антуан Джомини.
Логистика - одна из составляющих экономической науки. Предметом ее рассмотрения является организация наиболее рационального процесса продвижения услуг и товаров, происходящих от производителя к потребителю. Кроме того, логистика-это дисциплина, применение которой необходимо для эффективного управления запасом товара, а также процесса его продвижения покупателю. Рассмотрена эта наука и создание необходимой инфраструктуры для решения этих задач.
С точки зрения управления любой организацией логистика-это не что иное, как стратегическое управление всеми товарными потоками, от процесса закупок, до продажи и хранения товаров, оборудования и т.д. Рассматриваемая концепция охватывает контроль за информационными и финансовыми ресурсами предприятия.
Концепция логистической системы
Целью создания логистических систем является минимизация затрат или удержание их на определенном уровне в процессе доставки информации, услуг или товаров в нужном ассортименте и количестве по месту, указанному в договоре с покупателем.
Логистические системы являются экономическими объектами, для которых характерна совместимость элементов, среди которых:
• набор различных связей, которые находятся во взаимодействии друг с другом;
• определенные отношения, влияющие на интегральные качества;
• системообразующие факторы, формирующие упорядоченную связь;
• интегративные качества, присущие всей системе, но не характерные для ее индивидуальных связей.
Исходя из мировой практики, экономисты делают однозначный вывод о том, что принципы логистики являются одной из важных магистральных линий, необходимых для нормального развития предприятия. Целью таких разработок является повышение эффективности товарных, трудовых и финансовых ресурсов, а также управление ими на различных уровнях.
Элементы логистической системы очень разнообразны. Они включают в себя:
• товарные средства, необходимые для перемещения товаров (погрузочно-разгрузочные механизмы, ТС, склады);
• продуктивные резервы;
• отделы для управления всеми элементами цепочки поставок.
Другими словами, продвижение товарных потоков осуществляется за счет работы квалифицированных кадров, которые используют транспортные средства, различное оборудование и т.д.
Концепция логистической системы невозможна без скоординированной и слаженной работы ее звеньев, которые в своей совокупности имеют ряд свойств, а именно:
1. Целостность и разделение. Любая система, включая логистику, рассматривается как совокупность взаимодействующих элементов. На макроуровне они включают в себя предприятия и транспорт, движущийся между ними. При более детальном рассмотрении логистических систем находится множество таких подсистем, как:
• закупка, в процессе которой поток товара поступает в логистическую систему;
• планирование и дальнейшее управление производственными процессами, которые берут полученные резервы и направляют их на выполнение различных технологических операций, превращая объект труда в конечный продукт;
• маркетинг, задачей которого является выбытие товарных потоков из логистической системы.
Все рассматриваемые элементы отличаются качеством, но в то же время совместимы друг с другом. Их общая работа и обеспечение функционирования всей логистической системы.
2. Отношения. Они существуют между всеми элементами логистической системы, определяющими ее интегративные качества. На макроуровне контракты служат ссылками. В микросистемах это производственные отношения.
3. Организация. Именно это свойство логистической системы дает ей порядок.
4. Интегративные качества. Это свойство влияет на эффективность логистической системы в целом. Интегративные качества представляют собой способность доставить нужный товар покупателю в нужное место и время с минимальными затратами. Кроме того, это свойство позволяет адаптироваться к системе в случае изменения условий окружающей среды.
Классификация логистических систем: они подразделяются на транспортно-складские, производственно-правовые, кадровые, информационные и др. Все они входят в две основные группы, которые являются макро-и микрологистическими. Это основные логистические системы. Рассмотрим каждый из них более подробно.
Макрологическая система
Это большая цепочка звеньев, которая охватывает организации промышленности, торговли и транспорта, расположенные либо в разных странах, либо в отдельных регионах одного государства. Они входят в макросистему и фирмы-посредники. Все эти связи в совокупности представляют собой экономическую инфраструктуру региона, одного государства или группы стран.
Создание макросистемы межнационального уровня - очень сложное дело. Здесь необходимо преодолеть те трудности, которые связаны с экономическими и правовыми характеристиками разных государств. Кроме того, с другими трудностями сталкиваются такие логистические системы. Это и неравные условия для поставок грузов, и различные транспортные законы, и другие барьеры.
Создание макроэкономической системы в рамках межгосударственных программ потребует формирования единого рынка и экономического пространства, не имеющего внутренних границ на законодательном уровне. В то же время, при перевозке грузов, рабочей силы, информации и капитала не должно быть таможенных барьеров.
Типы логистических систем макроуровня классифицируются по следующим характеристикам:
• Об административно-территориальном делении страны;
• о субъективно-функциональных возможностях.
В практике западноевропейских стран используется понятие глобальной макрологической системы. Это может быть состояние (например, система вещания). Его формирование происходит на уровне одной страны. Глобальную также называют межгосударственной системой, охватывающей несколько государств. Эта же концепция включает трансконтинентальную цепочку, функционирующую в границах нескольких континентов.
В соответствии с существующими соединениями, макрологические системы делятся на три типа. Так, они могут иметь:
• прямые связи, когда товарный поток переходит непосредственно от производителя товара к конечному потребителю;
• хотя бы один посредник (такие логистические системы называются эшелонированными);
• либо прямые коммуникации, либо доставка товаров через посредника (гибкие логистические системы).
Микрологистическая система
Это своего рода организация товарных потоков, применяемых на определенном предприятии. Цель цепи micrological оптимизировать движение ресурсов внутри производственный процесс, поставка, и сбывания.
Логистическая система предприятия должна быть построена с учетом стратегических целей компании и решать задачи оптимизации ее функционирования. Такие разработки охватывают сферу деятельности каждого конкретного предприятия. При этом логистическая система организации обеспечивает решение внутренних вопросов, связанных с потоком товарных потоков.
И в этом случае есть классификация. Виды логистических систем делятся на:
• внутренний (внутренний);
• внешний;
• интегрированный.
Логистическая система предприятия internaltype предназначена для оптимизации управления товарными потоками в рамках технологического цикла конкретного производства. Его основными задачами являются сокращение запасов незавершенного производства и товарных ресурсов, а также сокращение периода оборачиваемости оборотных средств компании. Для этого логистическая система предприятия должна управлять и контролировать уровень товарных ресурсов и оптимизировать работу технологического транспорта. Успешное решение этой задачи приведет к минимальной себестоимости продукции и повышению производительности труда при сохранении требуемого качества готовой продукции.
Логистические системы возникновения созданы forsolving проблемы, отнесенные к оптимизированию и управлению товара и связанных подач от поставщика к клиенту. Это движение происходит вне технологического цикла предприятия.
Элементами, которых являются внешнеторговые системы, являются сети снабжения и распределения, обеспечивающие перемещение продукции со складов производителей к конечному потребителю. К ним относят как внутрифирменный транспорт, склад и т.д. подразделения, и участвующие организации, осуществляющие перевозку грузов. Основными задачами, которые предназначены для решения внешних логистических систем, являются рациональная организация потока товарных потоков, а также оптимизация всех затрат и сокращение сроков доставки.
Современные условия управления требуют совершенно разных подходов к продвижению товарных потоков. И тут на помощь приходят интегрированные логистические системы. Они основаны на слиянии традиционных методов и новой инновационной стратегической схемы управления потоками. В настоящее время ведущие мировые компании по развитию логистических звеньев потока товарных потоков используют единую информационно-компьютерную платформу.
В то же время, стратегическая инновация система. Интегрированное управление логистикой позволяет компаниям значительно увеличить обороты активов, сократить запасы и удовлетворить потребности потребителей в качественной продукции и услугах. Объединив работу менеджеров компании, всех ее структурных подразделений, а также логистических партнеров, вы сможете достичь наилучших результатов в ведении бизнеса.
Информационная логистика
Успешное выполнение поставленной задачи возможно только при наличии хорошо развитых логистических информационных систем. Именно они позволяют в последние десятилетия осуществлять сквозное управление товарными потоками.
Логистические информационные системы, современные информационные технологии и другие средства для решения поставленных задач. Эта сфера тесно связана со всеми другими структурами, которые контролируют и контролируют движение товарных потоков. При этом обмен информацией происходит не только внутри самого предприятия, но и между партнерами, которые находятся на значительном расстоянии друг от друга.
Любое планирование перемещения товарных потоков содержащих средств с анализом текущей ситуации и присвоением соответствующей оценки. Для этого анализируется логистическая система. Это необходимо для изучения внешней среды, оценки конкурентов и рынка, а также для определения характерных свойств каждого из звеньев в развитой цепи.
Проведение исследований логистической системы, прежде всего, определяет наличие ее резервов для улучшения. Затем изучаются актуальные данные, необходимые для объективного и критического исследования эффективности процесса течения товарного потока. В конце анализа определяются возможные варианты изменения логистической системы, способствующие созданию наиболее приемлемой схемы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (в ред. отот 18.07.2009 N 181-ФЗ и 22.06.2017 N 16-П)– [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. N 14-ФЗ (в ред. от 26.01.1996 N 15-ФЗ и от 23.12.1997 N 21-П) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/#dst0.
3. ГОСТ Р 53394-2017. Интегрированная логистическая поддержка. Термины и определения - Дата введения - 1 июля 2017 г. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mooml.com/d/gosty/31715/
4. Аникин Б. А. Практикум по логистике: учеб.пособие / Б. А. Аникин. – М.: Инфра-М, 2018. – 280 с.
5. Габдуллин Л.В. Эволюция экономической теории и место логистического бартера в ней / Логистика сегодня. - 2018. - №1. - С. 21-26.
6. Гаджинский А. М. Логистика: учеб. / А. М. Гаджинский. – М.: Дашков и К, 2016. – 432 с.
7. Гаджинский А. М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений / А. М. Гаджинский. – 20-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 484 с.
8. Гришаева О.Ю. Логистическая координация товарьных потоков в условиях промышленно-торговой интеграции / О.Ю. Гришаева, В.А. Шумаев // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. - 2017. - № 2. - С. 14-22.
9. Дроздов П. А. Логистика: учебное пособие / П. А. Дроздов. – Минск: Вышэйшая школа, 2015. – 357 с.
10. Дыбская В.В. Складская логистика: учебник. – М.: Инфра-М, 2016. – 559 с.
11. Интегрированная логистика накопительно-распределительных комплексов (склады, транспортные узлы, терминалы): учебник / Под ред. Л.Б. Миротина. М.: Экзамен, 2015. 445 с.
12. Корниенко В. Организация оптовых закупок в условиях рынка// Современная торговля. - 2018. - № 10. - С. 9-15.
13. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общей и научной редакцией В.М. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2014. 976 с.
14. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок: как сократить затраты и улучшить обслуживание потребителей: пер. с англ. / М. Кристофер. – СПб.и др.: Питер: Питер принт, 2014. – 315 с.
15. Кузнецов В.Н. Управление заказами в цепи поставок предприятий автомобильной промышленности / В.Н. Кузнецов, О.М. Сярдова // Экономические науки в России и за рубежом. 2014. –№ 14. – С. 58-61.
16. Курицкий, Б.Я. Оптимизация вокруг нас / Б.Я. Курицкий. Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 2016. 144 с.
17. Логистика складирования: учебник: по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» / В. В. Дыбская. – М.: Инфра-М, 2017. – 557 с.
18. Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – М.: Юрайт, 2017. – 734 с.
19. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник / В. В. Дыбская и др.. – М.: Эксмо, 2018. – 939 c.
20. Логистика: учебное пособие / под ред. Б. А. Аникина. - М.: Проспект, 2017. – 405 с.
21. Логунов В. Логистика в торговой системе - [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.dist-cons.ru/modules/logistic/section5.html
22. Лукинский, B.C. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели / B.C. Лукинский [и др.]. М.: Финансы и статистика, 2014. 280 с.
23. Маликов О.Б. Склады и грузовые терминалы: справочник. – СПб.: Изд.дом «Бизнес пресса», 2018. – 560 с.
24. Мищенко А.В. Актуальные проблемы сферы страхования и оценки логистических рисков / А.В. Мищенко, П.С. Кошелев // Логистика сегодня. - 2018. - №4. - С. 54-69.
25. Модели и методы теории логистики: учеб. пособ. 2-е изд. / Под ред. B.C. Лукинского. СПб.: Питер, 2017. 448 с.
26. Моисеева Н. К. Экономические основы логистики: учебник по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок» / Н. К. Моисеева. – М.: Инфра-М, 2017. – 527 с.
27. Неруш Ю. М. Логистика: учебник. – М.: Проспект, 2015. – 517 с.
28. Николайчук В. Е. Логистический менеджмент: учебник. – М.: Дашков и Кº, 2015. – 978 с.
29. Николайчук В.Е. Транспортно-складская логистика. – М.: Дашков и Кº, 2016. – 521 с.
30. Общий курс транспортной логистики: учебное пособие по дисциплине специализации специальности «Менеджмент организации» / Л. С. Фёдоров, В. А.Персианов, И. Б. Мухаметдинов. – М.: КноРус, 2016. – 309 с.
31. Ольдерогге Н. Г. Закупочная логистика - [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2009/12/03/zakupochnaja_logistika.html
32. Родионов, А.Р., Родионов, Р.А. Логистика: нормирование сбытовых запасов и оборотных средств: учеб. пособ. / А.Р. Радионов, Р.А. Радионов. М.: Проспект, 2016. 416 с.
33. Родкина, Т.А. Информационная логистика / Т.А. Родкина. М: Экзамен, 2015. 286 с.
34. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе / В. И. Сергеев. – М.: Инфра-М, 2016. – 608 с.
35. Спицин М. В. Логистика товародвижения и товарных запасов -[Электронный ресурс] – Режим доступа: www.iteam.ru/publications/ logistics/ section_72/ article_2478.
36. Стаханов В. Н. Теоретические основы логистики / В. Н. Стаханов, В. Б. Украинцев. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 160 с.
37. Тахо Хэ.иеди А. Введение в исследование операций. 6-е изд. / Перевод с англ. М.: Вильямс, 2015. 912 с.
38. Транспортная логистика: учеб. пособ. / Под общей ред. Л.Б. Мирошина. М.: Эказмен, 2014. 512 с.
39. Уотерс, Д. Логистика. Управление цепью поставок / Д. Уотерс. М.: ЮНИТИ-ДАИА, 2014. 503 с.
40. Черноруцкий, И.Г. Методы оптимизации и принятий решений: учеб. пособ. / И.Г. Черноруцкий. СПб.: Лань, 2015. 384 с.
41. Чудаков, А.Д. Логистика: учебник / А.Д. Чудаков. М.: РДП, 2015. 480 с.
42. Faingloz L. Mechanisms providing for sustainable development of logistic activities of an enterprise / Lev Faingloz // Proceedings of the 11th International Conference «Reliability and Statistics in Transportation and Communication» (RelStat’11). – Riga, 2016. – P. 216–225.
43. Lambert D.M. Measuring and Selling the Value of Logistics / D.M. Lambert // «Internat. Journal of Logistics Management», 2015. – P. 118 – 127.