Введение
1. Теоретические аспекты транспортно-экспедиционной деятельности
1.1 Сущность транспортно-экспедиционной деятельности
1.2 Грузовые перевозки железнодорожным транспортом
1.2 Грузовые перевозки автомобильным транспортом
1.3 Грузовые перевозки морским транспортом
2 Анализ деятельности ООО «Трансэксп» на рынке грузоперевозок
2.1 Общая характеристика компании, ее место на российском и международном рынках
2.2 Анализ и оценка хозяйственной деятельности компании
2.3 Логистические схемы доставки грузов из стран АТР в Россию
3. Мероприятия по совершенствованию процессов доставки грузов из стран АТР в Россию
3.1 Разработка предложений по совершенствованию процесса грузоперевозок
3.2 Сравнительный анализ эффективности грузоперевозок из Китая в Россию различным видом транспорта
Заключение
Список использованных источников
Актуальность работы. Важную роль в национальной экономике играет транспортировка грузов и пассажиров как вид экономической деятельности, относящийся к сфере услуг. Значение транспортных услуг в народном хозяйстве Российской Федерации определяется геополитическим, территориальным, социальным и экономическим факторами.
Современное состояние и развитие услуг грузового и пассажирского транспорта не обеспечивает роста потребностей населения и организаций в скорости, надежности, своевременности и безопасности перевозок. Это во многом объясняется плохим состоянием дорог и железнодорожных путей, изношенностью транспортных средств и инфраструктуры, недостаточно развитой системой управления в организациях, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки.
Социально-экономический характер транспортных услуг требует внимания органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях к организации и планированию услуг перевозки грузов и пассажиров, к созданию технических, технологических, экономических условий развития транспорта, социальной поддержке коллективов транспортных организаций и регулирования тарифов на перевозку населения.
В настоящее время рынок экспедиторских услуг перенасыщен, что влечет за собой ежегодное увеличение конкуренции между организациями. Для успешного существования и укрепления компании необходимо постоянное совершенствование качества предоставляемых услуг по доставке грузов. Логистика является неотъемлемой частью экспедиторской компании.
Наиболее широкое определение данного понятия: логистика – это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до промышленных предприятий; внутризаводской переработки сырья, материалов, полуфабрикатов; доведения готовой продукции до потребителя в соответствии е его требованиями, а также передачи, обработки и хранения соответствующей информации.
Целью данной работы является рассмотрение внешней и внутренней среды ООО «Трансэксп» и выявление предложений по совершенствованию процессов доставки грузов из стран АТР в Россию.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить внешнюю среду ООО «Трансэксп»;
- изучить внутреннюю среду компании;
- проанализировать результаты деятельности компании за 2017 – 2019 гг.
Объектом исследования является ООО «Трансэксп».
Предмет - оптимизация доставки грузов из стран АТР в Россию.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют труды таких авторов как Александров А.А., Барбашова Т.Ф., Краев В.Н и другие авторы книг и научных статей.
Методы исследований: теоретические, эмпирические, аналитические.
Информационную базу составляют данные внутренних отчетов ООО «Трансэксп» и бухгалтерская отчетность предприятия.
Практическая значимость. Предложенные мероприятия создают базу для внедрения предложенных рекомендаций по совершенствованию эффективности системы грузоперевозок автомобильным транспортом в ООО «Трансэксп».
1. Теоретические аспекты транспортно-экспедиционной деятельности
1.1 Сущность транспортно-экспедиционной деятельности
Данные статистики свидетельствуют о том, что в структурах логистических услуг наиболее распространена транспортно-экспедиционная деятельность. Её содержание разнообразно и зависит от многих факторов: дальности, объёма перевозок, вида транспорта, технологии транспортирования, состава логистических операций, включая само экспедирование, грузопереработку, страхование рисков, технологичные процедуры и т.п.
Сам процесс организации перемещения грузопотока от производителей к потребителям требует продуманных управленческих решений, определяющих результативность работы всех звеньев логистической системы, транспортно-экспедиционной компании, поставщика и потребителя товара. При транспортировке товаров транспортно-экспедиционная компания расходует различные виды ресурсов: материальные, трудовые, временные, денежные средства.
Скорость доставки – фактор времени, который является решающим в логистической стратегии, так как нахождение материальных потоков в виде товарных запасов в пути выводит их из процесса производства и потребления.
В условиях глобализации рынка товаров, роста объемов грузопотоков проблема сокращения времени транспортирования становится ещё более актуальной. Её решения обусловлено количеством и качеством инфраструктуры перевозок, наличием квалифицированных специалистов, владеющих теорией и практикой логистики транспортно-экспедиционной деятельности.
В связи с ростом объемов грузопотоков, удлинения транспортных маршрутов рост финансовых затрат обусловлен не только расходами на оплату труда, эксплуатацию транспортных средств, развитие материальной базы, но и значительными экологическими издержками. Обеспечение экологической безопасности, в том числе и экономическими методами, является важнейшей задачей совершенствования управлением транспортной логистикой.
По экспертным оценкам, в настоящее время выбросы вредных веществ энергоемкими транспортными средствами составляет более 50% всех вредных выбросов. Это обостряет не только проблему экологии, но и увеличивает логистические издержки транспортных компаний за счёт роста экологических платежей в бюджет.
Практика экономически развитых стран показывает, что решение вышеназванной проблемы лежит в плоскости развития инфраструктуры транспортной логистики за счет дорожного строительства, совершенствования технологической структуры подвижного состава, строительства новых и реконструкции действующих подвижных путей, в том числе и железнодорожных.
В свою очередь это позволит развивать смешанные перевозки с управлением из единого центра, а процесс интеграции транспортных услуг на основе использования нескольких видов транспорта позволит обеспечить синергетический эффект для участников процесса транспортирования товаров. Необходимо отметить, что до настоящего времени в теории нет единой формулировки понятия «транспортно-экспедиционная деятельность».
При этом анализ показывает, что разночтения сводятся к различному видению содержания самого процесса оказания транспортно-экспедиционных услуг. Приведем трактовки отдельных авторов сущности данного понятия. О.Б. Маликов в своей книге «Складская и транспортная логистика в цепях поставок» рассматривает транспортно-экспедиционную деятельность как процесс предоставления экспедиторских услуг грузоотправителям и грузополучателям в соответствии с договором транспортной экспедиции и установленными нормами и требованиями [1].
С.Э. Сханова добавляет значимость производителя и потребителя и представляет свой взгляд на понятие: транспортно-экспедиционная деятельность – деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю [2].
В учебнике по логистике В.И. Маргунова расширила понятие и рассматривает ТЭД уже как хозяйственную деятельность по организации перевозки грузов, включая их в отправку и получение, а также другие операции, связанные с перевозками в соответствии с договором на транспортно-экспедиционное обслуживание [3].
В законе Российской Федерации транспортно-экспедиционная деятельность – порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформление перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов [5].
В международной практике под транспортно-экспедиционной деятельностью понимается особый вид специализированной деятельности по организации доставки грузов и выполнению сопутствующих этому услуг, осуществляемой экспедитором для грузовладельца по договору, предусматривающему экспедиторское вознаграждение [6].
СТБ 2047-2010 трактует определение транспортно-экспедиционной деятельности как процесс оказания транспортно-экспедиционных услуг [7]. На наш взгляд, приведение точки зрения на понятия транспортно-экспедиционной деятельности в той или иной степени раскрывают его содержание и имеет право на жизнь. Для эффективного управления этой деятельности наиболее важна практически апробированная теория оценки эффективности.
Анализ эффективности транспортно-экспедиционных компаний, выполняющих конкретные услуги и их последующий выбор должен осуществляться в соответствии с определённым набором критериев. К числу важнейших критериев выбора компании относятся: качество предлагаемых услуг, надёжность поставок, финансовые условия, возможности (способности) удовлетворить требования заказчиков, расположение (дислокация), сопутствующий сервис и другие.
По существу деятельность транспортно-экспедиционных компаний должны осуществляться в соответствии с правилами 7R в логистике. В нашем случае оценочными показателями деятельности транспортно-экспедиционных компаний будут считаться некоторые правила из 7R-логистики, такие как: нужный товар необходимого качества в необходимом количестве должен быть доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.
Среди наиболее важных критериев отбора находится качество.
Качество предлагаемых услуг должно удовлетворять заказчика, производственные подразделения фирмы по характеристикам спецификации, техническим и конструктивным параметрам, физическим и химическим свойствам и т.п. Качество осуществления ТЭД достигается при соблюдении следующих условий:
– знание и опыт сотрудников компаний, направленность деятельности на выгоду клиента (выбор поставщика, расчет менее затратного маршрута, вида транспорта);
– наличие и состояние транспортных средств, его предоставление в заданные сроки;
– четкое соблюдение всех правил по транспортировке различных видов грузов;
– контроль над каждым этапом ТЭД, предоставление клиенту по требованию информации о статусе доставки;
– грамотное составление всех необходимых сопроводительных документов, прохождение таможенного контроля;
– тщательное соблюдение законодательства, условий договора.
Надёжность также является одним из ключевых параметров, определяющих способность посредника удовлетворять требования заказчиков к качеству, срокам и объёмам поставок.
Надежность перевозки характеризуется такими параметрами, как время перевозки, сохранность товара и его потребительских свойств, стабильность предоставления услуг, квалификация персонала. Время перевозки, как правило, является решающим факторов при принятии решения по выбору перевозчика. А его надежность в немалой степени определяется реакцией на форс-мажорные ситуации.
При выборе перевозчика важную роль играют финансовые условия: цена за услугу, условия оплаты, ценовые скидки за неоднократные услуги по транспортированию одному и тому же заказчику. В современных экономических условиях для организаций, занимающихся автоперевозками, чтобы иметь шансы на успех и опережать конкурентов, простое наращивание автотранспортного парка уже бесполезно.
На первый план вышли такие аспекты конкурентной борьбы, как планирование, управление и оптимизация транспортных издержек. Ведь с ростом объёмов перевозок увеличивается не только транспортный парк, но и расходы на его обслуживание. На фоне возрастающей конкуренции становится очевидной значимость каждого клиента, вне зависимости от его объёма заказа.
Главным приоритетом становится качество предоставляемых услуг и, как следствие, бережное и внимательное отношение ко времени и требованиям заказчика. Результативность работы компании, как показывает практика, во многом зависит от программного обеспечения технологии заключения договоров на транспортировку грузов, их сопровождение и доставку к месту назначения. Сегодня на рынке продуктов информационного обеспечения представлены различные программные продукты.
1. Адамов Н.А., Протасова С.А. Международная железнодорожная логистика: правовой риск-менеджмент // Законодательство и экономика. 2014. N 5.
2. Антонов, Г.Д. Управление рисками организации: Учебное пособие / Г.Д. Антонов, В.М. Тумин, О.П. Иванова. - М.: Инфра-М, 2019. - 464 c.
3. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. 2010
4. Баранникова А. Россия и Китай в Арктике: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.sluzhuotechestvu.info/index.php/gazeta-sluzhuotechestvu/2014/maj-2014/item/1251-россия-и-китай-в-арктикепроблемы-и-перспективы.html.
5. Вагоны общий курс В.В.Лукин, П.С.Анисимов, Ю.П.Федосеев. 2004 г.
6. Вельможин А.В. и др. Технология, организация и управление грузовыми автомобильными перевозками: Учебник для вузов. – 2-е изд., доп./ А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин; Волгогр. гос. техн.ун-т. – Волгоград, 2000. – 304 с.
7. Виды контейнеровозов. [Электронный ресурс] URL: https://www.reartek.com/suda-konteinerovozy/
8. Виды транспортеров. [Электронный ресурс] URL: http://www.transru.ru/articles/tehnicheskie-harakteristiki-transporterov/
9. Всероссийская система данных о компаниях и бизнесе. Справочная информация. [Электронный ресурс] URL: https://zachestnyibiznes.ru/company/ul/1157746603101_7723398308_OOO -ROYaL-LOGISTIKA
10. Выбор железнодорожного подвижного состава. [Электронный ресурс] URL: https://sinref.ru/000_uchebniki/05300_transport_jd/007_organizacia_perevo zok_gruzov_po_jeleznim_dorogam_perepon_2003/050.htm 87
11. Гаджинский А.М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика: Учебно-практическое пособие / А.М. Гаджинский. – Москва: ТК Велби, 2015 г. – 176 с.
12. Гао Т., Ерохин В.Л. «Один пояс, один путь» и Северный морской путь: перспективы и риски участия для Китая // Сотрудничество Китая и России в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Москва, 11 сентября 2018 г.). – Харбин, КНР: Харбинский инженерный университет, 2018. – с. 304-312.
13. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://government.ru/docs/29164/.
14. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ). [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
15. Григорьева Т.А., Арский А.А. Синергия экономических интересов Евразии на современном этапе развития международной торговли // Сотрудничество Китая и России в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Москва, 11 сентября 2018 г.). – Харбин, КНР: Харбинский инженерный университет, 2018. – с. 22-27.
16. Ерохин В.Л. Северный морской путь и арктические транспортные коридоры: проблемы использования и прогнозы коммерциализации грузоперевозок // Маркетинг и логистика. – 2018. – №6 (14). – С. 22-44.
17. Железнодорожные перевозки из Китая. [Электронный ресурс] URL: https://rfkgrp.com/zheleznodorozhnye-perevozki-iz-kitaya.html
18. Жуков М. Возрождение Северного морского пути – главная забота российских полярников. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://rareearth.ru/ru/pub/20170601/02203.html.
19. Запольскис А. Как Северный путь становится Шелковым. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://aftershock.news/? q=node/580385&full.
20.Значение способа доставки «от двери до двери». [Электронный ресурс] URL: http://lcsystem.ru/klientam/chetvertaya-chast/
21. Иволга А.Г. Сотрудничество России и Китая в сфере развития арктического туризма: инновационный аспект // Сотрудничество Китая и России в рамках инициативы «Один пояс, один путь»: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (г. Москва, 11 сентября 2018 г.). – Харбин, КНР: Харбинскийинженерный университет, 2018. – с. 320-327.
22. Инкотермс, общие положения. [Электронный ресурс] URL: https://ru.icterms.com/
23. Кокин А.С. Международная морская перевозка груза. Право и практика. 2012.
24.Коноков Д.Г., Рожков К.Л. Организационная структура предприятий 1999
25. Контейнерные перевозки.[Электронный ресурс] URL: https://studopedia.ru/18_7254_organizatsiya-konteynernih-perevozokgruzov.html
26. Контейнеровоз «Евролайнер». Морские гиганты. [Электронный ресурс] URL: http://www.moremhod.info/index.php/library-menu/24-vmire-interesnogo/113-big-ships?showall=&start=49
27. Контейнеровозы. [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD %D1%82%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BE %D0%B2%D0%BE%D0%B7
28. Крытые (откытые) вагоны. [Электронный ресурс] URL: http://alfarail.ru/info/gryzovie-kritie-vagoni.htm
29. Куприянов А. Азиатский Север. Что нужно новым игрокам в Арктике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – http://www.lenta.ru/articles/2015/04/10/arctic.
30.Логистический аутсорсинг понятие, значение. [Электронный ресурс] URL: http://www.tis-logistic.ru/info/articles/detail.php?id=234
31. Лонжерон. [Электронный ресурс] URL: https://mensdrive.ru/remontkuzova/lonzheron-avtomobilja
32. Макаренко Г. Добрались до Арктики: как Китай собирается освоить Северный морской путь. [Электронный ресурс] URL: http://www.rbc.ru/economics/30/10/2015/563342ca9a794776d49eb0ee.
33. Николин В.И., Витвицкий Е.Е., Мочалин С.М. Грузовые автомобильные перевозки: Монография / В.И. Николин, Е.Е. Витвицкий, С.М. Мочалин. – Омск: Изд-во «Вариант-Сибирь», 2004. - 480 с.
34. Общая характеристика контейнеров. [Электронный ресурс] URL: http://tamozhnya-info.ru/other/klassifikaciya-kontejnerov.html
35. Основные типы контейнеров. [Электронный ресурс] URL: http://hermes-cargo.ru/vidy-gruzovyh-konteynerov
36. Официальный сайт компании Международного бюро по контейнерам. Справочная информация. [Электронный ресурс] URL: https://www.biccode.org/
37. Официальный сайт компании ООО «Маэрск». Справочная информация. [Электронный ресурс] URL: https://maersk.ru/
38. Официальный сайт компании ООО «Навиния Рус». Справочная информация. [Электронный ресурс] URL: https://nawinia.com/
39.Официальный сайт компании ООО «Трансэксп». Справочная информация. [Электронный ресурс] URL: http://royaltg.org/ru/ 90
40.Официальный сайт компании ООО «Трансгарант». Справочная информация. [Электронный ресурс] URL: https://www.transgarant.com/
41. Официальный сайт контейнерного терминала в Архангельске. Тарифы [Электронный ресурс] URL: https://ascp.ru/Klientam/Tarifi/Pogruzka-ivigruzka
42.Оценка конкурентоспособности логистического предприятия. [Электронный ресурс] URL: https://logistic-it.ru/gruzovyeperevozki/sravnitelnaya-otsenka-urovnya-konkurentosposobnosti transportno-logisticheskoj-kompanii.html
43. Перевозка из Китая в Россию автотранспортом. [Электронный ресурс] URL: https://russia-china.com/sposobyi-dostavki/avtomobilnyie-perevozki/
44. Платформы. [Электронный ресурс] URL: www.transru.ru/articles/harakteristiki-zheleznodorozhnyh-platform/
45. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://www.tdesant.ru/info/item/57
46.Разновидность автофуры на воздушной подушке. [Электронный ресурс] URL: http://intermost.ru/catalog/vidy-avtofur
47. Расчет расстояния морского пути. [Электронный ресурс] URL: https://www.searates.com/
48. Рентабельность предприятия. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/ekonomika_predpriyatiya/izderzhki_i_rentabelnost_ predpriyatiya/rentabelnost_predpriyatiya_i_ee_vidy/
49. Риски в логистичекой деятельности. [Электронный ресурс] URL: https://investments.academic.ru/1354/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D0%B A
50. Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности. – М.: Инфра-М, 2015. – 272 с.
51. Сверхнегабаритные грузы. [Электронный ресурс] URL: http://www.teceverest.ru/articles/sverkhgabaritnye-gruzy/
52.Стародубцев В. Широты высокой важности. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – https://www.kommersant.ru/doc/3254502. Заглавие с экрана.
53. Условия поставки FOB. [Электронный ресурс] URL: http://cccustoms.ru/stati/usloviya-fob/
54. Условные обозначения контейнеров. [Электронный ресурс] URL: http://1terminal.ru/articles/news-block1/ident_i_mark_cont
55. Устав Железнодорожного транспорта Российской Федерации. Статья 5 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40444/
56. Фисенко А.И. Перспективы и проблемы развития морских грузовых перевозок и их ледокольного обеспечения по Северному морскому пути // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №2. – с. 450.
57. Ходош М.С. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для автотранспортных техникумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1986. – 208 с.
58. Экономический анализ предприятия. [Электронный ресурс]. URL: http://mirznanii.com/a/255511/ekonomicheskiy-analiz-predpriyatiya