Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным социальным внебюджетным фондом, предназначенным для финансового обеспечения защиты граждан от социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудноспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.
На данный момент, во время попытки восстановления российской экономики, пенсия не может обеспечить хотя бы самые минимальные потребности человека и к тому же существует проблема выплаты пенсий.
Действующая на данный момент пенсионная система не создает стимула для больших заработков, так как это не находит никакого отражения при исчисления будущей пенсии.
Всё это свидетельствует о том, что в глубоком кризисе сложившейся системы государственного пенсионного обеспечения и необходимости её коренного реформирования.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение особенностей организации работы Управления Пенсионного фонда (на примере Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области).
Объектом выпускной квалификационной работы является деятельность Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области.
Предметом выпускной квалификационной работы является организация деятельности Управления Пенсионного фонда Российской Федерации и мероприятия по ее совершенствованию.
Задачами выпускной квалификационной работы является:
Изучение сущности Пенсионного фонда РФ: основных задач и функций;
Рассмотрение нормативно-правового регулирования деятельности Пенсионного фонда РФ;
Изучение основ взаимодействия Пенсионного фонда РФ с органами государственного и муниципального управления;
Анализ общей характеристика системы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №15 по г. Москве и Московской области;
Диагностика проблемных вопросов по организации работы УПФР №15 по г. Москве и Московской области;
Определение направлений совершенствования организации работы УПФР №15.
Методы исследования выпускной квалификационной работы: анализ, синтез, наблюдение, изучение и обобщение, систематизация и сравнение, экономико-статистический метод и фотография рабочего дня.
Теоретической и практической базой выпускной квалификационной работы послужили данные учебной литературы, научных статей, периодической литературы, ресурсы сети Интернет.
Структура исследования выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в использовании результатов исследования на базе УПФР № 15 по г. Москве и Московской области.
Глава 1. Теоретические и правовые основы организации работы Управления Пенсионного фонда РФ
1.1. Сущность, основные задачи и функции Пенсионного фонда РФ
На современном этапе развития финансовой системы России одной из основных проблем является вопрос, связанный с реформированием российской пенсионной системы. Ключевым элементом этой системы является Пенсионный Фонд РФ (далее - ПФ РФ). ПФ РФ – один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального пенсионного обеспечения в России .
Фонд был основан 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442 – 1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан .
Структура ПФ РФ в настоящее время включает 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации. Пенсионный фонд России осуществляет свою деятельность в федеральном масштабе на территории всей России. В 2014 году Фонд расширил географию деятельности за счет новых территорий – Республики Крым и г. Севастополя. Всего действуют 84 отделения Пенсионного фонда (83 в России и один в г. Байконуре). Общая структура Фонда насчитывает 2,5 тыс. территориальных органов. Численность работников Пенсионного фонда России составляет 122 тыс. человек. Возраст большинства сотрудников Фонда (57%) составляет от 30 до 50 лет. 46% сотрудников работают в Фонде более 10лет. 90% сотрудников Пенсионного фонда России – женщины .
Пенсионный фонд осуществляет ряд социально – значимых функций, таких как (Рис. 1):
Рис. 1. Социально-значимые функции ПФР
История развития и становления пенсионной системы РФ прошла свой трудный путь. С 1996 г. Федеральный закон № 27 – ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" закрепил страховой принцип пенсионного обеспечения. С 2001 года пенсионная система кардинально меняется, а именно вводится Единый социальный налог (ЕСН), который не увеличил существенно бюджет фонда. С 2013 года принято решение вернуть систему страховых взносов работодателей, отойти от распределительной системы финансовых ресурсов Пенсионного фонда РФ и внедрить распределительно – накопительную систему.
Пенсионный фонд РФ в части выполнения своих функций посредством территориальных отделений осуществляет следующую деятельность: назначает и выплачивает пенсии гражданам РФ в рамках обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения, занимается формированием и выплатой средств пенсионных капиталов, осуществляет управление страховыми взносами на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. ПФР ведет исполнительно-распорядительную деятельность в рамках федеральных программ «Материнский капитал» и «Софинансирование пенсий», назначает и реализует социальных выплат, участвует в софинансировании социальных программ субъектов РФ .
Бюджет ПФР состоит из доходной и расходной части, доходы формируются посредством взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей – физических лиц в системе обязательного пенсионного страхования, кроме того значительная часть формируется за счёт средств федерального бюджета. Расходная часть бюджета ПФР направляется на выплату трудовых пенсий, которые теперь включают два элемента – страховую и накопительную части, а также пенсий в рамках государственного пенсионного обеспечения. К расходам Пенсионного фонда также относятся доплаты к пенсиям, реализация дополнительных льгот, установленных на федеральном уровне, расходы на софинансирование субфедеральных (региональных) программ, выплаты и переводы денежных средств по сертификатам материнского капитала .
Пенсионный фонд РФ имеет сложную структуру, включающую различные подразделения, задачей, которых является обеспечение эффективного функционирования российской системы обязательного пенсионного страхования. Главными органами управления ПФР являются Правление Фонда и Исполнительная дирекция ПФР, которые, как и Центр персонифицированного учёта, расположены в г. Москва. На местах Пенсионный фонд РФ представлен отделениями и территориальными управлениями .
Правление Пенсионного фонда РФ является главным управленческим органом, реализующим общую стратегию управления пенсионной системой согласно российскому законодательству, утверждает перспективные и текущие функции и задачи ПФР, отвечает за их реализацию, в пределах своей компетенции осуществляет нормотворческую деятельность, связанную с вопросами функционирования ПФР. В его ведении находится формирование бюджета ПФР, утверждение отчетов о его исполнении .
Исполнительная дирекция ПФР является главным исполнительным органом Пенсионного фонда, находящимся в подчинении Правления фонда, который осуществляет государственное управление средствами обязательного пенсионного страхования в России в соответствии с законодательством и решениями Правления ПФР. Исполнительная дирекция ПФР управляет от имени государства средствами пенсионного страхования в рамках российского законодательства и на основе решений Правления фонда. В подчинении Исполнительной дирекции находятся: Центр персонифицированного учета ПФР (осуществляет обработку информации по персонифицированному учету пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования и защиту этих сведений, обеспечивает автоматизированные процессы ведения системы переучета, ведет Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи), 84 отделения ПФР (осуществляют организацию государственного управления средствами обязательного пенсионного страхования в соответствии с законодательством РФ, решениями Правления ПФР и Исполнительной дирекции ПФ), 2 500 управлений (отделов) ПФР (находятся в подчинении отделений ПФР в субъектах РФ. Предоставляют государственные услуги ПФР участникам системы обязательного пенсионного страхования – гражданам и организациям) и 11 Центров по назначению и выплате пенсии ПФР (осуществляют деятельность под управлением отделений ПФР. Назначают и финансируют выплаты пенсий и социальных выплат. Обрабатывают документацию управлений ПФР о назначении и выплате пенсий и социальных выплат. Контролируют доставку пенсионных и социальных выплат получателям) .
Согласно изменениям, в законодательстве отчисления на накопительную часть пенсии были направлены на формирование страховой части трудовой пенсии. Были заморожены все переводы средств пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах и управляющих компаниях, с целью исполнения требований Банка России по вхождению в систему сохранности пенсионных накоплений.
Пенсионный фонд РФ является главным распорядителем средств накопительной пенсионной системы. Застрахованные лица по законодательству обязаны сделать выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда или управляющей компании, куда направляются пенсионные накопления. управлением оставшихся в Пенсионном фонде накопительных средств занимается Государственная управляющая компания «Внешэкономбанк», которая осуществляет инвестирование этих средств. В 2014 г. объём инвестированных Внешэкономбанком пенсионных накоплений составил 1,5 трлн. руб.
Деятельность Пенсионного фонда РФ была ориентирована на введение новых правил учёта страховой пенсии. Согласно законодательным изменениям в России начала действовать новая пенсионная система, которая предполагает изолированное формирование двух пенсий – страховой и накопительной.
Пенсионные баллы представляют собой пенсионные коэффициенты, с помощью которых определяются размеры будущей страховой пенсии, они начисляются ежегодно в виде индивидуального коэффициента и зависят от стажа работы, размера заработной платы и времени, когда человек выходит на пенсию. В конечном итоге происходит подсчёт всех баллов и их перерасчёт в денежную форму.
Законодательные акты
1. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173 – ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant-plus.ru (дата обращения 15.05.2018).
2. Федеральный закон от 30.11.2014 № 359 – ФЗ (ред. от 21.07.2014) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant-plus.ru (дата обращения 15.05.2018).
3. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56 – ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015). Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant-plus.ru (дата обращения 15.05.2018).
4. Федеральный закон от 28.12.2016 № 422 – ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счёт средств пенсионных накоплений». Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant-plus.ru (дата обращения 15.05.2018).
5. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75 – ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О негосударственных пенсионных фондах». Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant-plus.ru (дата обращения 15.05.2018).
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166 – ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant-plus.ru (дата обращения 15.05.2018).
7. Федеральный закон от 24.07.2009 № 213 – ФЗ (ред. от 30.11.2016, с изм. от 19.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant-plus.ru (дата обращения 15.05.2018).
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400 – ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О страховых пенсиях». Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant-plus.ru (дата обращения 15.05.2018).
9. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111 – ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации». Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant-plus.ru (дата обращения 15.05.2018).
10. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256 – ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant-plus.ru (дата обращения 15.05.2018).
11. Федеральный закон от 27.07.2010 № 216 – ФЗ (ред. от 19.02.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2018). Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant-plus.ru (дата обращения 15.05.2018).
12. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27 – ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования». Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant-plus.ru (дата обращения 15.05.2018).
Постановления и распоряжения Правительства РФ
13. О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2013 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2011 № 632 – р [по состоянию на 10.03.2012]// Информационно-правовая система «Гарант». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/193274/ (дата обращения 15.05.2018)
14. Постановление Правительства РФ от 28.03.2014 № 241 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2014 г. размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца». Правовая система Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant-plus.ru (дата обращения 15.05.2018).
Учебники, монографии, диссертации
15. Авакьян А.А. Федеральное Собрание – Парламент России. – М.: Рос. Юрид. Издан. Дом, 2015. – 432 с.
16. Алексеев И.А., Виноградов В.А., Егоров С.А., Зинченко Е.Ю., Зубов И.Н., Кирнос А.В., Кирсанов А.Ю., Миронов А.Л., Олимпиев А.Ю., Осавелюк А.М., Павлов Е.А., Проценко Е.Д., Прудников А.С., Скрипкин Г.Ф., Трофимов М.С., Хазов Е.Н., Чертова Н.А., Чихладзе Л.Т., Эриашвили Н.Д. Конституционное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И.Н.Зубова, А.С.Прудникова, Е.Н.Хазова. М.: - 2016. – 456 с.
17. Байтин М.И. Актуальные проблемы теории государства и права на рубеже столетий // Государство и право на рубеже веков (материалы Всеросс. Конф.). Проблемы теории и истории. – М.: Изд-во ИгиП РАН, 2016. – 491 с.
18. Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Хазов Е.Н., Галузо В.Н. Система органов государственной власти России. Учебное пособие/ М., 2016. – 420 с.
19. Габричидзе Б.Н., Эриашвили Н.Д., Белоновский В.Н., Чернявский А.Г., Кузнецов С.М., Хазов Е.Н., Галузо В.Н. Система органов государственной власти России. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Политология», «Государственное и муниципальное управление»/ М., 2016. – 300 с.
20. Галанов В.П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации. – М.: Кнорус, 2016. – 160 с.
21. Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации. – М.: Аванта +, 2016. – 496 с.
22. Горшенев В.М. Социалистическое управление народа: природа, содержание, проблемы // Проблемы соц. Законности: республик, междуведом. науч. сб. Вып. 20. – Харьков: Вищ шк., 2015. – 697 с.
23. Григорян Л.А. Советы – органы власти и народного самоуправления. – М.: «Юрид. Лит.», 2015. – 456 с.
24. Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин: ИНФРА-М, - 2013. – 520 с.
25. Матузов Н.И., Малько А.В., Кабышев В.Т. и др. Психология власти: механизм реализации и ответственности // Публичная власть: проблемы реализации и ответственности / под ред. Н.И. Матузова, О.И. Цыбулевской. – Саратов: Издательство Саратов, гос. академия права, 2016. – 674 с.
26. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2013. – 704 с.
27. Муравьёв А.А. Развитие системы регионального управления Российским федеративным государством. – М.: ОАЗИС – Дизайн, 2017. – 64 с.
28. Прудников А.С., Хазов Е.Н., Грудцына Л.Ю., Белоновский В.Н. Муниципальное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М., 2016. – 410 с.
29. Прудников А.С., Хазов Е.Н., Грудцына Л.Ю., Белоновский В.Н. Муниципальное право России. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / М., 2016. – 320 с.
30. Чехарин И.М. Постоянные комиссии местных Советов. – М.: Юрид. Лит., 2016 – 460 с.
31. Штей Н.А. Обеспечение соответствия учредительных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, Конституции Российской Федерации и Федеральным законам: Автореф. Дисс. … канд. юрид. Наук. – Екатеринбург, 2015. – 24 с.
Статьи из периодических изданий
32. Азовкин И.А. Местные Советы в системе органов власти. – М.: Юрид. Лит., 2017. – 45-49 с.
33. Бровкина Н.Д., Салихов З.А. Проблемы унификации терминологии государственного финансового контроля // Аудит и финансовый анализ. 2005 № 2. – 5-14 с.
34. Исаев Э.А. Перспективы развития контрольно-надзорной деятельности Федерального казначейства // Бюджет. 2016. - № 3. – 44-42 с.
35. Корнышева И.Р. Возможности философского прочтения управленческих инноваций. Инновационное развитие социально-экономических систем: условия, результаты и возможности: Материалы II международной научно-практической конференции. Орехово-Зуево 21 марта 2014 г. Научное издание. – Орехово-Зуево, МГОГИ, 2014. – 111-113 с.
36. Масалытина С.В. Совершенствование юридических форм государственной деятельности в процессе политико-правовой модернизации // История государства и права, - 2015. - № 3. – 2 с.
37. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. – Саратов: Издательство Саратов, гос. акад. Права, 2016. – 15-19 с.
38. Окулич И.П. Возможности выражения публично-партийных интересов при реализации парламентских процедур в Российском парламенте / И.П. Окулич, А.В. Сероус // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. – 2017. - № 4. – 4-9 с.
39. Окулич И.Р.В опросы становления и развития парламентского процессуального права как подотрасли конституционного права Российской Федерации // Проблемы права. – 2015. - № 1. – 14-18 с.
40. Окулич И.П. Парламентское процессуальное право, как подотрасль конституционного права Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. – 2015. - № 7. – 14-17 с.
41. Степанов И.М. Российское парламентское право: существенные и регулятивно-целевые ориентиры формирования /\ Государство и право. – 2016. - № 11. – 9-13 с.
42. Хазов Е.Н., Хазиева Р.Р. Особенности депутатского мандата представительных органов власти местного самоуправления. Вестник Московского Университета МВД России. 2014. № 1 . 163-166 с.
Интернет-ресурсы
43. Министерство экономического развития Российской Федерации: (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//economy.gov.ru (дата обращения 15.05.2018)
44. Официальный сайт Внешэкономбанка. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.veb.ru (дата обращения 15.05.2018)
45. Правительство Российской Федерации: (официальный сайт) - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//government.ru (дата обращения 15.05.2018)
46. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации: (официальный сайт) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http//gks.ru (дата обращения 15.05.2018)
47. Официальный сайт Пенсионного фонда [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.pfrf.ru/ (дата обращения 15.05.2018)
48. Анализ деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации. Готовые рефераты. Режим доступа: https://revolution.allbest.ru/finance/00256172_1.html (дата обращения 15.05.2018)
49. Операции Банка России на открытом рынке. Студопедия. Режим доступа: https://studopedia.org/6-11507.html
50. Национальная экономическая энциклопедия. Источник: Словарь терминов теневой экономики. Процедура доступа: http://vocable.ru/termin/monetarnye-metody.html