ВКР|Теория государства и права (ТГиП)

Принципы исследования социально-экономических и политических процессов

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 61

Цена: 1 900
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.1 Понятие социально-экономических и политических процессов. Виды и типы социально-экономических и политических процессов

1.2 Особенности исследования социально-экономических и политических процессов  

2.1 Авторитарный политический режим

2.2 Тоталитарный политический режим

2.3 Демократический политический режим

3 СРАВНЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ АФИН И СПАРТЫ

3.1 Анализ афинской рабовладельческой демократии

3.2 Анализ государственно-политического режима Спарты

3.3    Сходства и различия  политических режимов Афин и Спарты

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ А – Сравнительная характеристика режимов Афин и Спарты  

Современное общество характеризуется повышением темпов социальных изменений. В этих условиях возрастает роль исследования тенденций и направленности социально-экономических и политических процессов, основанного на достоверной и надежной информации.

Особое значение это имеет для специалиста, работающего в сфере государственного и муниципального управления, так как объектами его профессиональной деятельности являются не только различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, но и процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, вопросы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.

Овладение исследовательской культурой будет полезно и для руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые управляют локальными процессами. Успешность работы предприятий и организаций во многом зависит от умения руководства применять всесторонний научно обоснованный системный подход к управлению социально-экономическими и политическими процессами.

Для того чтобы управлять социальными, экономическими, политическими процессами, необходимо уметь осуществлять их диагностику, выявлять факторы, влияющие на эти процессы, разбираться в мотивах поведения людей. Всему этому способствуют знание и умение использовать на практике разнообразные методы социальных наук. Это поможет будущему специалисту лучше понять суть социальных отношений, сориентироваться в многообразии вариантов управленческих решений, выработать адекватные стратегии и социальные технологии, т.е. стать эффективным менеджером, тонко чувствующим реакцию социальной среды на управленческие решения.

Политические режимы остаются одной из важнейших современных тем для изучения, как историками, так и политологами. В современном мире не утихают споры о том, какая политическая система наиболее приемлема для благополучия и развития общества. Обращать внимание на возникновение различных политических систем необходимо прежде всего для изучения исторического опыта. Историки часто обращаются в поисках многих ответов к древнему миру, который дал примеры различных государственных систем, ставших вдохновением и основой для последующих исторических эпох, в том числе и современности.

Для развития российской демократии XXI века историки и политологи обратили свое внимание на изучение древней афинской демократии. России трудно перейти от одного политического режима к другому, также противоположному по своим принципам, поэтому были проанализированы примеры создания и развития демократии и сделаны попытки применить этот опыт в России. Афины были примером перехода от одной системы к другой и оставались ярким примером возможного варианта преобразования общества. Российские политологи и историки рассматривали различные варианты перехода к демократии.

Президентское послание 2020 года, поправки, спешно вносимые в Конституцию, и формирование нового правительства Российской Федерации свидетельствуют о сохранении курса власти, который завёл страну в тупик. Предложенные в президентском послании и спешно внесённые в Госдуму изменения в Конституцию, вопреки заявленному намерению, не расширяют полномочия представительной власти даже формально, они направлены на усиление авторитаризма и бесконтрольности власти.

Механизм отстранения судей Верховного и Конституционного судов, сокращение состава Конституционного суда до 11 человек, увеличение полномочий президента по отстранению судей – большой шаг назад в вопросе независимости судебной системы даже по сравнению с её  нынешним состоянием.

Сегодня политика советского коммунизма, итальянского фашизма и немецкого нацизма представляет собой явное политическое сходство с правлением современной России, но при одном отличии – на данный момент проявляются только зародыши тоталитарной идеологии, так званый криптофашизм, который характеризуется скрытой поддержкой фашистского режима и поддержкой соответствующей идеологии. Сегодняшний политический режим России нельзя назвать демократией, так как ничего общего с коллективным принятием решения политическая деятельность президента не имеет, но до тоталитарного государства Россия еще не дошла. Доказывать криминальный характер власти Путина не нужно, он очевиден, перейдём к более ясным факторам признаков тоталитаризма в современном российском государстве.

Россия – это империя, как это было раньше, так и сейчас, ей подвластны многие страны и здесь стоит задуматься – проявлять искрение уважение правителям страны или начать присматриваться к способам и целям сохранения власти на территориях других стран. За время независимости — после распада СССР, империя провела ряд необъявленных войн и слишком часто проявляла свою силу на территориях других стран, но только в результате конфликта с Украиной мир наконец-то увидел, что «приберёг змею на груди». Слишком уж агрессивно Российские войска начали свою деятельность, в то время как глава государства делиться фразами: «Зелёные человечки – это не русские!», «Война на Донбассе – это гражданская война, Россия никакого отношения к этому не имеет» и многое другое. В то время как в собственной стране наблюдается значительное усиление контроля над сферами деятельности человека, а так же СМИ, ведь «свобода слова» для русских граждан, на данный момент, осуществляется только в наличии пророссийских идей и лозунгов, в любом случаи критика власти теперь является темой «табу» для изданий. Перекрыть трезвую оценку ситуации со стороны народа являлась одной из основных идей тоталитарного режима, который наблюдался в выше высветленных странах. После выполнение поставленной задачи осуществляется уже физическое воздействие на граждан, после чего, как это было в СССР и Германии, народ уже начинает подчиняться поставленному режиму. Одним словом, мы являемся свидетелями построение нового тоталитарного государства.

Внесение специального положения о том, что международное законодательство, соответствующие договоры и обязательства нам не указ, закрепляют самоизоляцию России.

Мы также отмечаем очевидное движение в сторону плебисцитарного режима, свойственного популистским диктатурам. Это пролог дальнейшего редуцирования институтов общественного представительства, их замены подделкой под «прямую демократию». Эта тенденция не нова, уже президентские выборы 2018 были организованы как плебисцит.

Таким образом, инициативы власти, выдвинутые в начале 2020 года, подчёркивают, что к третьему десятилетию ХХI века в России установилась отсталая и неэффективная авторитарная система власти. В этой системе не уважают людей, в ней отсутствует представление о будущем, нет здесь и нравственных и ценностных ориентиров. Такая система неспособна ответить на вызовы современного мира, обеспечить сохранение и развитие страны в наступающей эпохе.

Предмет исследования – методология исследований.

Объект исследования – социально-экономические и политические процессы.

Цель данной работы заключается в исследовании теоретико-методических аспектов исследования социально-экономических и политических процессов.

Раскрытие темы требует последовательного решения ряда задач:

  1. Раскрыть понятие, социально-экономических и политических процессов. Рассмотреть виды и типы социально-экономических и политических процессов
  2. Рассмотреть имеющиеся классификации методов исследований социально-экономических и политических процессов.
  3. Провести анализ и составить характеристику государственных режимов.
  4. Провести сравнение политических режимов Афин и Спарты.

Из работ современных отечественных авторов, посвященных методологии исследований в рамках философии и методологии науки, отметим работы А.Л. Никифорова, В.П. Кохановского, В.Ф. Беркова, В.С. Степина. Основы экономических исследований освещаются в работах М.З. Бора, Ю.М. Плотинского и О.М. Ройя.

Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.

 

РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.1 Понятие социально-экономических и политических процессов. Виды и типы социально-экономических и политических процессов

Научное исследование – познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается так называемое объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности [12]. В процессе исследований вырабатываются следующие познавательные механизмы:

1)      соответствующий аппарат категорий (система основных понятий);

2)      научные идеи, гипотезы, теории;

3)      методы исследования.

Целью исследования социально-экономических и политических процессов (СЭИПП) и, в частности, сбора информации является разработка управленческих решений. В исследованиях методы носят описательный (дескриптивный) характер, в принятии решений – нормативный (предписывающий) [10].

Основным методом исследования СЭИПП является системный анализ.

Системный анализ был предложен и разработан в 50-х гг. прошлого века в США. Это было нужно для создания военной доктрины, в целях разработки военной политики. В 80-х гг. термин «системный анализ» стал рассматриваться как общий метод исследования систем и процессов.

Процесс – любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или эволюции, короче говоря, любое изменение в течение определенного времени, будь то изменение места объекта исследования в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик. Неотъемлемыми составляющими процесса являются система и динамика. Система характеризует структуру объекта, который изменяется [11].

«Социальный» - значит общественный. Понятие «социальные процессы» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле социальные процессы - это процессы, связанные с обществом в целом, а в узком – процессы, которые происходят в социальной сфере жизни общества.

Социальный процесс – это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия.

Экономический процесс отражает процесс развития материального производства, присущих ему производительных сил и складывающихся на их основе производственных отношений.

Политические процессы –

1)      это совокупность действий институциализированных или не институциализированных  субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти и в конечном счете ведущих к упадку или развитию политической системы общества;

2)      это сумма последовательно сменяющих друг друга взаимосвязанных явлений и событий, происходящих в политической жизни общества [12].

К политическим процессам относятся процессы, направленные на приобретение или удержание власти, изменение или развитие политических прав и свобод, внутриполитические изменения в стране, международные отношения.

Сущность политического процесса заключена в перечне событий, оказывающих влияние на состояние и перспективы политической системы общества, складывающейся в качестве институциализированной основы существования государства, его базовых подсистем. Г. Тавадов выделяет следующие стадии политического процесса:

  • конституирование, образование политической системы;
  • воспроизведение компонентов и признаков данной системы;
  • принятие и исполнение политико-управленческих решений;
  • контроль за функционированием и развитием политической системы [11].

Среди наиболее характерных политических процессов, в основе которых лежит цель, закладываемая одним из основных его участников, обычно выделяют: избирательный процесс, процесс формирования власти, политический кризис, двоевластие, безвластие и др. С точки зрения характера протекающих в рамках политического процесса изменений: революционные и эволюционные, стабильные и нестабильные процессы. С точки зрения их направленности — внутриполитические и внешнеполитические. С точки зрения способа стимулирования таких процессов выделяются естественные и санкционированные процессы.

Основными элементами процесса выступают участники, субъект или инициатор процесса, причины процесса и наблюдатель. К числу участников процесса относятся все активные и пассивные члены общества, которых затрагивают изменения. Непременными участниками политических процессов выступают носители власти в лице правительственных чиновников, представителей силовых ведомств, глав крупных муниципальных образований и оппозиция, стремящаяся на основе поддержки определенной части населения сместить определенную часть представителей этой власти и, по возможности, заменить ее собственными представителями. К причинам относят природные причины, демографические причины, изменения в сфере культуры, экономики, технологии, социально-политические причины (например, войны, конфликты, революции). Наблюдатель – это член научного сообщества, занимающийся исследованием процессов. Он, как правило, пассивен. Наблюдатель стремится измерить процесс, т.е. определить его направленность и интенсивность (основными структурными единицами, позволяющими это сделать, являются системы) [10].

Наблюдение за состоянием и формами этой борьбы весьма затруднено, поскольку стороны используют в ходе своей полемики политическую риторику, искусно ретуширующую реальную картину происходящих в обществе изменений. Абстрагирование наблюдателя от этой риторики и сосредоточение главного внимания на сути происходящих в обществе изменений и причастности к ним участвующих в этих процессах сторон не всегда дает возможность составить объективное представление о результатах этих изменений. Лежащая в основе политического процесса ось «власть-оппозиция» обусловливает асимметричность пронизывающих эти процессы коммуникаций, поскольку власть является одним из главных источников формирования политической системы и, как следствие, политического процесса, тог-да как оппозиция по своему определению является убежденным критиком действий власти, противопоставляя им собственную идеальную модель поведения.

Основной задачей политического процесса является выработка и внедрение способов завоевания и сохранения власти. От того, насколько легитимной и общественно признанной является такая власть, зависит ее прочность и устойчивость. На стабильность состояния политической власти влияет множество факторов, имеющих как внешний, так и внутренний характер [11].

Все процессы могут быть разделены на социально-экономические и политические. Это связано с наличием противоречащих друг другу средств в удовлетворении своих потребностей: труд – экономическое средство, грабеж и эксплуатация – политические средства. Подобное деление предложил Л.Гумплович (конец XIX – начало XX вв.).

Основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», а политических – цикл «оппозиция-вызов-реакция».

Существует также следующее деление процессов:

1)      – контролируемые процессы;

      – неконтролируемые процессы.

Контролируемые процессы предполагают знание лежащих в их основе закономерностей. Основными инструментами контроля могут быть создание соответствующих институтов и различное неформальное влияние.

Неконтролируемые процессы протекают, как правило, стихийно и не предполагают наличия каких-либо групп, способных независимо друг от друга оказывать на них влияние;

2)      – сложные процессы;

           – простые процессы. 

Простыми называются такие процессы, которые укладываются в известную схему, позволяющую дать оценку процессу и предсказать его исход.

Сложные процессы характеризуются тем, что для их объяснения и оценки недостаточно известных методологических средств;

3)      – обратимые процессы;

    – необратимые процессы.

Свойство обратимости определяет динамику циклических процессов.

4)      – инерционные процессы;

           – направляемые процессы.

Динамика инерционного процесса определяется набором его свойств, а динамика направляемого процесса – активным вмешательством одного из участников. Инерционность поддерживается пассивностью большинства участников;

5)        – краткосрочные;

– среднесрочные;

– долгосрочные [12].

Продолжительность краткосрочных процессов определяется текущей целью. Среднесрочные процессы охватывают обозримую перспективу. Долгосрочные процессы не предполагают конечного результата и описываются размыто;

6)      В зависимости от характера социальных субъектов процессы делятся:

 – на процессы, носящие классовый характер;

 – процессы, носящие национальный характер;

– процессы, носящие общенародный характер;

7)      – сознательные;

 – стихийные [12].

Все методы исследования можно разделить на научные и ненаучные.

Суть научных методов заключается в том, что объяснения делаются на основании выдвигаемых теорий. При научном подходе существует два основных метода исследования – наблюдение и моделирование.

Суть научного подхода, по мнению Гурселя, следующая: цель науки – не есть знание вообще, а знание в том объеме и той форме, которые наиболее полно соответствуют нашим высшим теоретическим задачам. Систематика, присущая науке, не есть наше изобретение, она коренится в самих вещах, и мы её просто находим и открываем. Системность, наряду с доказательностью и теоретичностью, является атрибутам научного знания.

Наука распределяет результаты отображения действительности по трем уровням: эмпирический, абстрактно-теоретический, сверхэмпирический (надтеоретический). На эмпирическом уровне формируется база научных исследований, производятся первичная группировка собранного материала и некоторые эмпирические обобщения. Абстрактно-теоретический уровень предполагает разработку исследовательской концепции, т.е. логическое обоснование концепции и  систематизацию исследуемых явлений, разработку понятийного аппарата. Сверхэмпирический уровень способствует формированию научной картины мира [10].

Способом развития научных теорий является методология, которая может выступать как форма философского, так и частно-научного обобщения.

Методологией можно назвать набор положений, принципов, исследовательских приемов, раскрывающих некоторую общность подходов. Методология включает в себя набор различных методов, таких как способы сбора, обработки и анализа данных, получаемых в ходе наблюдения объекта.

Классификация методов научного исследования может проводиться по следующим основаниям:

а) по области применения: физические, химические, социальные, логико-математические и др. методы;

б) по степени достоверности: детерминированные и вероятностные;

в) по степени охвата: частные и общие;

г) алгоритмические и эвристические. 

  1. Алексеев С.С. Теория государства и права / С.С. Алексеев. – М.: Юристъ, 2018. –256 с.
  2. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебник для вузов / К.В. Арановский. – М.: Форум–Инфра-М, 2018. – 368 с.
  3. Андреев Ю.В. Спарта как тип полиса / Ю.В. Андреев // ВДИ. –1964. – №4. – С. 24–36.
  4. Андреев Ю.В. Спартанские «всадники» / Ю.В. Андреев // ВДИ. – 1969. – № 8. – С. 24 – 26.
  5. Бажанов В.А. Парадоксы демократии / В.А. Бажанов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. – Социо­логия и политология. – 2017. – № 1. – С. 12.
  6. Бутенко Е.В. Новый юридический словарь-справочник / Е.В. Бутенко. – Смоленск: Русич, 2017. – 489 с.
  7. Венгеров А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. – М.: Новый Юрист, 2018. – 329 с.
  8. Вертакова Ю.В. Исследование социально-экономических и политических процессов / Ю.В. Вертакова. – М.: КноРус, 2012. – 335с.
  9. Гаджиев К.С. Введение в политологию / К.С. Гаджиев. – М.: Юристъ, 2016. – 430 с.
  10. Глущенко В.В. Исследование систем управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования / В.В. Глущенко, И.И. Глущенко. – М.: ООО НПЦ «Крылья», 2016. – 416с.
  11. Горшков М.К. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. – М.: Институт социологии РАН. 2014 – 372с.
  12. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2018. – 208 с.
  13. Демилов А.И. Политология / А.И. Демилов. – М.: Гардарики, 2017. – 466 с.
  14. Доватур А.И Структура политии Аристотеля / А.И. Доватур// ВДИ. – 1966. –№3.
  15. Зерчанинова Т.Е. Исследование социально-экономических и политических процессов / Т.Е. Зерчанинова. – М.: Логос, 2010. – 304 с. http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=3268
  16. Зелин К.К. Борьба политических группировок в Аттике. – М.: Просвещение, 1964. – С. 203-208.
  17. Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 504 с.
  18. Ирхин Ю.В. Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 428 с.
  19. Киселев С.Г. Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселева. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2018. – 504 с.
  20. Конституционное право: Учебник для студентов юрид. вузов и факультетов / Отв. ред. проф. В.В. Лазарев. – М.: Изд-во БЕК, 2018. – 412 с.
  21. Колобова К.М. Древняя Спарта в X – IV вв. до н.э. – Ленинград: Наука, 1957. – 440 с.
  22. Корельский В.М., Перевалова В.Д. Теория государства и права. – М.: Дрофа, 2019. – 380 с.
  23. Матузов Н.И., Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспек­ты // Общественные науки и современность. – 2017. – № 1.
  24. Методы социологического исследования: учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 2016. – 296с.
  25. Мокий М. Методология научных исследований / М. Мокий, А. Никифоров. – М.: Юрайт, 2014. – 256с.
  26. Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). – СПб.: Гуманитарная Академия, 2001. – 510 с.
  27. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. – М.: НОРМА, 2009. – 428 с.
  28. Политология: Учеб. пособие / Б.И. Кретов. – М.: Высшая школа, 2015. – 446 с.
  29. Политология: Учебник / Под ред. М.А.Василика. – М.: Гардарики, 2015. – 588 с.
  30. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Владос, 2017. – 489 с.
  31. Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. – Свердловск, 2019. – 298 с.
  32. Социальные движения в Древней Спарте. – М.: Правда, 1936. – 108 с.
  33. Соловьева С.С. Раннегреческая тирания. – М.: Проспект, 1964. – 286 с.
  34. Суриков. И.Е Политическая борьба в Афинах в начале 5в. до н.э и первые остракофории // ВДИ. – 2001. – №2. – С.118–130.
  35. Тавокин Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов / Е.П. Тавокин. – М.: Инфра-М, 2018. – 214с
  36. Фролов Э. Д. Из предыстории младшей тирании // ВДИ. – 1972. – №2. – С.22–40.
  37. Цыганков П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М.: НОРМА, 2015. – 508 с.
  38. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – М.: Юристъ, 2019. – 514 с.
  39. Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право. – М.: Дрофа, 2016. – 427 с.
  40. Шишова И.А Раннее законодательство и становление рабства в античной Греции. – Л.: Нева, 1991.
  41. Шишова И. А Рабство на периферии античного мира. – Л.: Нева, 1968. – С.14–23.
  42. Яйленко В.П. Архаическая Греция // Античная Греция. – М., 1983, Т.1. – С. 128–193.
  43. Явлинский Г.А. Заявление Председателя Федерального Политического комитета РОДП «ЯБЛОКО» «Политическая ситуация в России в начале 2020 года и необходимость реальных перемен» [Электронный ресурс] // https://www.yabloko.ru/reshenija_politicheskogo_komiteta/2020/01/28-0

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Теория государства и права (ТГиП)
2018 год 52 стр.
ВКР Понятие, структура и роль правосознания
antiplagiatpro
ВКР Теория государства и права (ТГиП)
2015 год 58 стр.
Социальная функция государства
antiplagiatpro
ВКР Теория государства и права (ТГиП)
2020 год 50 стр.
Государственное управление в сфере защиты государственной тайны
antiplagiatpro
ВКР Теория государства и права (ТГиП)
2016 год 87 стр.
ВКР Правосознание предпринимателя
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское