В настоящее время интерес к оценке стоимости компании увеличивается, и сейчас эта тема актуальна не только для профессиональных оценщиков, а также и для ученых, руководителей, менеджеров компаний и других лиц.
С развитием рыночной экономики в России появилась возможность вложить свои средства в бизнес, купить и продать его, т. е. бизнес стал товаром и объектом оценки. Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов собственности является обязательной при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, ипотечном кредитование, передаче в качестве вклада в уставные капиталы. Так же важным моментом является оценка бизнеса при определении кредитоспособности предприятия.
Независимая оценка является важным инструментом управления, а управление стоимостью на сегодняшний день одна из самых важных задач менеджеров крупных компаний, которые стремятся увеличить стоимость своего предприятия, а, следовательно, и благосостояние акционеров. А для того чтобы управлять стоимостью, необходимо уметь правильно ее оценивать, о чем и пойдет речь в данной работе.
Объектом исследования является компания ПАО «ВымпелКом». Предметом работы - методы оценки стоимости данной компании.
Цель данной работы заключается в оценке стоимости компании на примере ПАО «ВымпелКом». Для решения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
изучить цели оценки стоимости и понятия, связанные с ней;
рассмотреть три подхода к оценке стоимости компании и основные методы каждого подхода;
изучить деятельность ПАО «ВымпелКом» ;
собрать необходимую информацию для оценки компании;
оценить компанию с помощью трех методов и взвесив все методы получить итоговую стоимость.
Данная работа состоит из введения, трех глав основной части и заключения. Для написания работы использованы различные источники литературы (монографии, статьи из журналов и газет, нормативно-правовые акты, интернет ресурсы и др.)
1 Теоретические основы оценки стоимости компании (бизнеса)
Оценка предприятия – это определение в денежном выражении стоимости предприятия, учитывающей его полезность и затраты, связанные с получением этой полезности.
В условиях нестабильности российской экономики, отражающейся на положении российских предприятий на рынке, оценка стоимости предприятия и его активов приобретает особое значение. Независимая оценка может применяться даже на этапе создания предприятия, когда речь идет о взносе в уставный капитал.
Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте. У каждого, кто задумывается реализовать свои права собственника, возникает много проблем и вопросов.
Одним из основных является вопрос о стоимости объекта собственности. Необходимость его решения возникает у предприятий, фирм, акционерных обществ, финансовых институтов.
Оценочная деятельность представляет собой важнейшую составляющую при создании развитой инфраструктуры, которая необходима для дальнейших экономических преобразований в нашей стране. Сегодня оценка стоимости заняла достойное место в рыночной системе хозяйствования. Без представлений об оценочной стоимости деятельности трудно обойтись в условиях рыночной экономики и простому гражданину, и государственному чиновнику, и политику, и предпринимателю. [1, с. 11].
Прежде чем начать рассмотрение оценки бизнеса в целом, рассмотрим ее основные понятия, понятие и сущность.
Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего субъекта.
Субъектом оценки выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками.
Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец. Это может быть бизнес, компания, предприятие, фирма, банк, отдельные виды активов, как материальных, так и не материальных.
Особенностью процесса оценки стоимости является ее рыночный характер. Это означает, что оценка не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта. Она обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро- и микроэкономическую среду обитания. [3, с.10].
Развитие рыночных отношений в России связано прежде всего с реформированием отношений собственности, так как не может быть рынка там, где нет обособленных собственников. С укреплением отношений частной собственности перед физическими лицами, фирмами, организациями, финансовыми институтами появляется возможность по своему усмотрению эффективно распоряжаться объектами своей собственности. Когда мы говорим о собственности, мы обязательно выделяем два важных понятия: объекты и субъекты собственности.
Субъектом собственности могут быть физические и юридические лица, владеющие конкретными объектами собственности.
Объектами собственности – недвижимость, материальные и нематериальные активы, предприятия, банки и, наконец, бизнес.
Бизнес – это вид предпринимательской деятельности, осуществляемый в определенной организационной форме (предприятие, фирма), главная цель которого получение прибыли. Собственник бизнеса может распоряжаться им, как и любым другим объектом собственности, по своему усмотрению. Его можно продать, передать по наследству, использовать в целях залога, застраховать.
Предметом нашего рассмотрения будет именно оценка бизнеса.
Оценка бизнеса представляет собой процесс определения его стоимости на конкретный момент времени. [2, с.630].
В условиях рыночной экономики и продавец, и покупатель, совершая сделки на «свой страх и риск», хотели бы знать заранее о возможном результате, о цене продаж интересующего их объекта. Однако рыночная цена становится известной только в итоге состоявшейся сделки.
Вместе с тем в основе рыночной цены сделки, выступающей результатом согласования цены продавца и цены покупателя, лежит внутренняя величина – стоимость, которая, будучи количественно определенной в условиях конкретного рынка, представляет собой рыночную стоимость (отличие рыночной стоимости и рыночной цены). Именно эту величину чаще всего и пытается определить эксперт-оценщик. [1, с 12].
1.1 Цели оценки стоимости бизнеса
Профессиональный оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Четкая, грамотная формулировка цели позволяет правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выбрать метод оценки.
В роли профессиональных оценщиков выступают юридические лица (оценочные фирмы, отделы оценки аудиторских и других компаний) и физические лица (индивидуальные предприниматели). В любом случае их деятельность регулируется Федеральным законом об оценочной деятельности в Российской Федерации.
Профессиональные оценщики работают по заказам, поступающим от государственных органов, предприятий, банков, инвестиционных и страховых институтов, а так же граждан.
Российский оценщик имеет право:
самостоятельно выбирать и применять методы оценки в соответствии со стандартами;
при обязательной оценке требовать от заказчика обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;
получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;
запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении информации существенным образом влияет на достоверность оценки, оценщик указывает это в отчете;
привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки иных оценщиков либо других специалистов;
отказаться от проведения оценки объекта в случае, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил соответствующие договору условия работы.
В соответствии с законодательством должностные обязанности оценщиков включают:
соблюдение требований закона об оценочной деятельности и принятых на его основе норм активных правовых актов;
проведение оценочной деятельности по установлению рыночной или иной стоимости объектов гражданских прав (недвижимого и движимого имущества, в том числе имущественных прав, работ и услуг, информации, результатов интеллектуальной деятельности и прав на них, нематериальных благ);
обеспечение сохранности документов, получаемых в ходе проведения оценочных работ;
установление деловых контактов, проведение переговоров с заказчиками;
предоставление по требованию правоохранительных органов информации из своего отчета об оценке;
предоставление по требованию заказчика документов об образовании, подтверждающих получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности;
хранение копий составленных отчетов в течение трех лет;
предоставление копий хранящихся отчетов или информации из них правоохранительным органам либо органам местного самоуправления по их законному требованию.
использование всех известных методов оценки имущества.
Цель оценки состоит, как правило, в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т.п. В проведении оценочных работ заинтересованы различные стороны, от государственных структур до частных лиц: Контрольно-ревизионные органы, управленческие структуры, кредитные организации, страховые компании, налоговые фирмы и другие организации, частные владельцы бизнеса, инвесторы и т.п.
Стороны, участвующие в проведении оценочных работ, стремясь действовать в своих экономических интересах, определяют цели оценки.
Оценка бизнеса осуществляется для:
Повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;
Определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса;
Определения стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям. Часто бывает необходимо оценить предприятие для подписания договора, устанавливающего доли совладельцев в случае расторжения договора или смерти одного из партнеров;
Реструктуризация предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагают проведение его рыночной оценки, так как надо рассчитать цену покупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы;
Разработка плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;
Определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;
Страхование, в процессе которого возникает необходимость вычисления стоимости активов в преддверии потерь;
Налогообложения. При определении налогооблагаемой базы нужно провести объективную оценку дохода предприятия, его имущества;
Принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;
Инвестиционного проектирования развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса. [1, с.25], [4, с.36]
1.2 Понятие видов стоимости бизнеса
В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимости, отличной от рыночной. В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами деятельности России, определено 10 видов стоимости, в том числе:
Рыночная стоимость;
Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;
Стоимость замещения объекта оценки;
Стоимость воспроизведения объекта оценки;
Стоимость объекта оценки при существующем использовании;
Инвестиционная стоимость;
Стоимость объекта для целей налогообложения;
Ликвидационная стоимость;
Утилизационная стоимость;
Специальная стоимость.
Кроме того, в международной практике оценки применяются и другие виды стоимости.
Рассчитываемые оценщиком виды стоимости можно классифицировать по различным критериям.
1) По степени рыночности различают рыночную стоимость и нормативно рассчитанную стоимость.
Определение понятия рыночной стоимости основывается на определении представленном в Федеральном законе «Об оценочной деятельности» − с уточнениями некоторых позиций основанными на положениях Международных Стандартов оценки.
Рыночная стоимость объекта гражданского оборота - это расчетная денежная сумма, которая может быть уплачена в обмен на указанный объект в моделируемой оценщиком коммерческой сделке на дату оценки между заинтересованным покупателем и заинтересованным продавцом на открытом рынке в условиях конкуренции среди готовых продать продавцов и готовых купить покупателей, когда стороны действуют компетентно-расчетливо и без принуждения, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражается какие–либо чрезвычайные обстоятельства.
Рыночная стоимость рассчитывается с учетом текущей ситуации на рынке на конкретную дату, поэтому при изменении рыночных условий она будет меняться. При определении рыночной стоимости на покупателя и продавца не должно оказываться внешнее давление, и обе стороны должны быть достаточно информированы о сущности и характеристике продаваемого имущества.
1. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса : учебник. М. : Финансы и статистика, 2007. 736с.
2. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандр В.А. Предпринимательство : учебник. М. : Юнити-Дана, 2005. 735с.
3. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандр В.А. Предпринимательство : учебник. М. : Юнити-Дана, 2002. 512с.
4. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. Спб. : Питер, 2002. 416с.
5. Филиппов Л.А. Оценка бизнеса : учебное пособие. М. : КНОРУС, 2007. 720с.
6. Мочулаев В. Е. Расчет собственного оборотного капитала и учет его фактического значения при определении стоимости предприятия / В. Е. Мочулаев // Молодой ученый. 2013. №1. 218 с.
7. Филиппов Л.А. Оценка бизнеса : учебное пособие. М. : КНОРУС, 2007. 720с.
8. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса : учебник. М. : Финансы и статистика, 2007. 736с.
9. Черняк В. З. Оценка бизнеса; Финансы и статистика 2013. - 176 c
10. Касьяненко Т.Г., Маховикова Г.А. Оценка стоимости бизнеса. Углублённый курс (учебник) для бакалавров. - М.: издательство «Юрайт», 2014. – 411 с.
11. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Организация и планирование бизнеса. Издательство «Омега-Л», 2011. - 320 с
12. Шпилевская Е.В., Медведева О.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Издательство «Феникс», 2010. – 352 с.
13. Масленкова О.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Издательство «КноРус», 2011. – 288 с.
14. Алиев Ш.И. Применение теории реальных опционов к оценке стоимости компании. Проблемы современной экономики. 2001. №4. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3800 (дата обращения: 29.04.14)
15. Гончарова Н.Д. Оценка стоимости бизнеса : учебное пособие. Новосибирск. : СибГУТИ, 2007. 35с.
16. ВымпелКом, раскрытие информации URL: http://moskva.beeline.ru/about/about-beeline/disclosure/documents/ (дата обращения 10.05.16)
17. МТС, раскрытие информации URL: http://www.company.mts.ru/comp/ir/control/data/ (дата обращения 10.05.16)
18. Мегафон, раскрытие информации URL: http://corp.megafon.ru/investoram/raskrytie_informatsii/ (дата обращения 10.05.16)
19. ВымпелКом, о компании URL: http://moskva.beeline.ru/about/about-beeline/ (дата обращения 10.05.16)
20. ВымпелКом URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D0%BB-%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8 (дата обращения 10.05.16)