Актуальность темы данного исследования заключается в том, что в условиях развития рыночной экономики в Российской Федерации становится все более востребованной такая процедура, как оценка стоимости бизнеса (или оценка предприятия). Это объясняется тем, что стоимость предприятия является объективным показателем результатов его финансово-хозяйственной деятельности. В состав оцениваемого имущества входят все активы.
Таким образом, мероприятия по оценке стоимости бизнеса включают в себя углубленный финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности и перспектив оцениваемого предприятия, при этом они служат для принятия различных управленческих решений и необходимы для обширного круга пользователей: собственников, акционеров, руководителей, государственных структур, кредитных и страховых организаций, инвесторов.
Для получения точных результатов в процессе оценки стоимости бизнеса необходимо строгое соблюдение технологии оценки. На точность оценки стоимости бизнеса влияет также и правильности использования оценочных методов.
Увеличение стоимости предприятия является одним из основных показателей, который характеризует рост доходов его собственников.
Целью данной работы состоит в изучение трех методов оценки стоимости бизнеса ПАО «Магнит».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание оценки стоимости бизнеса;
- изучить основные параметры и методы оценки стоимости бизнеса;
- проанализировать три метода оценки стоимости бизнеса ПАО «Магнит»;
Объектом исследования оценка бизнеса ПАО «Магнит».
Предметом исследования является система оценки стоимости бизнеса.
Период исследования 2016-2018 г.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные работы зарубежных и отечественных авторов.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
1.1 Экономическое содержание процесса оценки бизнеса
Особое место среди объектов оценки отведено бизнесу (предприятию, организации, компании). Процесс оценки бизнеса в качестве объекта признает деятельность, направленную на получение прибыли и осуществляемую функционирующим имущественным комплексом предприятия [5,c.115].
Предприятие, организация в свою очередь, представляет собой объект гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступающий в хозяйственный оборот, участвующий в хозяйственных операциях. В результате чего появляется потребность оценить его стоимости.
Состав имущественного комплекса предприятия включает совокупность всех видов имущества, которое предназначено для реализации его целей, для ведения хозяйственной деятельности, для получения прибыли, сюда входят объекты основных средств, а также комплекс имущественных обязательств, ценных бумаг, нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности.
Предприятие в качестве объекта оценки должно иметь чётко определенные границы. Представляя собой сложную систему, оцениваемый бизнес имеет структуру, в которую входят цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, офисные помещения, средства связи и коммуникации, располагающиеся на разных площадях и даже в разных регионах[24, c.172].
Для достоверной оценки необходимо рассмотреть процесс формирования денежных потоков и направления их движения, а также, права и роль участвующих в них подразделений.
Важное значение имеет организационно-правовая форма оцениваемого предприятия. Объектами оценки могут выступать объединения, холдинги, финансово-промышленные группы.
В процессе оценки бизнеса оценщик рассматривает предприятие как единое целое, устанавливая стоимость как его собственного капитала, так и отдельные части имущественного комплекса (активы и обязательства). Оценивая бизнес необходимо учитывать тот факт, что предприятие как юридическое лицо одновременно выступает и как хозяйствующий субъект (ст. 48 ГК), поэтому в его стоимости необходимо учитывать наличие определенных юридических прав[6, c.264].
Это является одной из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другой отличительной особенностью является то, что при оценке бизнеса оценщику необходимо оценить и имущественный комплекс (его материально-вещественную составляющую), и эффективность самого бизнес-процесса через возможность увеличения стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансовую, управленческую составляющую).
Оценка бизнеса предприятия (оценка стоимости бизнеса) — это определение стоимости компании (предприятия) как имущественного комплекса, способного приносит прибыль его владельцу.
Цели оценки стоимости бизнеса предприятия состоят в следующем:
- повышении эффективности текущего управления субъектом хозяйствования;
- принятии обоснованных решений инвестиционного или управленческого характера;
- привлечении заемных средств, определении кредитоспособности субъекта хозяйствования и оценки залога при кредитовании;
- передаче в доверительное управление;
- определении ставок по арендной плате при намерении сдать бизнес в аренду;
- определении стоимости долей бизнеса для каждого из совладельцев при подписании или расторжении договора, или в случае смерти одного из партнеров (определении стоимости вклада в уставный капитал);
- совершении сделок купли-продажи различных видов, предусмотренных действующим законодательством[25,c.125].
В результате проведения оценки предприятия Заказчик получает отчет об оценке, содержащий подробное обоснование стоимости бизнеса.
Организация управления стоимостью на предприятии предоставляет ему ряд существенных преимуществ. Собственники предприятия эффект от управления стоимостью ощущают через возможность проводить оценку выгод от инвестированных ранее в данное предприятие средств. Процесс создания стоимости - цель любого субъекта хозяйствования, где предприниматель-собственник имеет материальный интерес[9,c.130].
Для успешной компании характерна высокая стоимость активов. Совокупная стоимость компании - это показатель, удовлетворяющий интересы всех агентов, которые имеют к ней отношение. Для акционеров - это получение дивидендов от растущей стоимости компании, для всех остальных участников - получение фактической выгоды от уверенности в стабильности компании и ее возможности погашать свои обязательства в необходимый момент времени[21,c.112].
В процессе управления стоимостью, руководитель должен ставить следующие основные цели. Во-первых, это развитие бизнеса с точки зрения увеличения доходности субъекта хозяйствования для акционеров. Во-вторых, регулярное проведение мониторинг изменений, которые происходят с предприятием, а так же быстрое реагирование на проявление негативных факторов и рисков, возникающих в процессе финансово-хозяйственной деятельности. В-третьих, это создание условий, которые будут способствовать привлечению выгодных инвестиций для развития предприятия.
Рассчитывая на перспективность стоимостного управления, а, значит, связывая это с получением действительного фактического эффекта от его применения, необходимо развитие качественного прогнозирования, которое станет базой для точных расчетов денежного потока для оцениваемого прогнозируемого периода работы предприятия.
Современное развитие экономики главной задачей для предприятия становит не только получение прибыли в краткосрочной перспективе, но и ведет к необходимости поддерживать уровень предприятий и их стоимости в долгосрочных планах. На уровне Правительства РФ не раз говорилось о том, что важно не только сохранение современных предприятий, но и максимальное повышение их эффективности, так как от этого зависит их дальнейшее существование.
Стоимостное управление способствует выявлению возможностей предприятия, предоставляя возможность рассчитывать на успешную реализацию того или иного проекта, так как целью проекта всегда является повышение доходности за счет совершенствования той или иной части предприятия, его деятельности[9,c.135].
В процессе управления стоимостью бизнеса у собственников всегда возникают типичные проблемы. Одной из них является проблема профессиональности управления. Этап роста требует качественного менеджмента, обеспечить который самостоятельно собственнику не по силам. Поэтому требуется наличие стороннего грамотного подхода руководителя, но при этом возможно его расхождение во взглядах с собственником и, как следствие, потеря независимости в принятии решений. Собственник принимает единоличное решение, о целесообразности наращивания темпов роста предприятия, используя профессиональное стороннее управление, или же об отказе от увеличения темпов роста в пользу самостоятельного управления предприятием и его деятельностью[19,c.198].
Вторая проблема характерна для этапа роста, когда фирме требуется привлечение новых средств на развитие. Их получение возможно, при условии, что предприятие станет акционерным обществом и выпустит акции. Но, это ведет к потере предприятием самостоятельности, оно станет зависимым от решений и желаний акционеров. Однако, без преобразования предприятие и может закрыться, не выдержав конкуренции на рынке.
Решение складывающихся проблем в пользу конкретных альтернатив возможно при применении стоимостного подхода, посредством которого наглядно оцениваются все «за» и «против» и выявляется величина возможной прибыльности того или иного решения.
В стадии завершения своего жизненного цикла, предприятие должно осуществлять свои действия в соответствии с задачами реструктуризации либо сокращения производства. Предпочтение отдается первой задаче в том случае, если у собственника есть желание на протяжении некоторого времени получать стабильный доход от своего бизнеса. Необходима достоверная оценка всех составляющих бизнеса для того, чтобы отказаться от развития наименее прибыльных или убыточных направлений [10,c.172].
Таким образом, на ранних этапах развития, где финансовая цель состоит в приросте стоимости компании, фирме необходимо повышение инвестиционной привлекательности и поиск стратегического инвестора. В стадии зрелости, когда уже реализуется часть стоимости бизнеса, необходимо создание новых производств, новых частей стоимости, новых составляющих структуры предприятия, при этом необходимо вести выплаты инвесторам дивидендов и привлекать капитал для развития. В стадии угасания компания должна вести поиск новых источников роста фирмы, для этого предприятием оценивается собственная стоимость и принимается одно из решений – выход на новые рынки, реструктуризация или «сворачивание производства», если данный вариант является наиболее оптимальным.
Применение стоимостного подхода для любого предприятия не является универсальной возможностью по устранению всех негативных явлений в экономике предприятия, тем не менее, оно дает возможность, используя компетентный управленческий подход, сделать в короткий период времени предприятие не только источником прибыли, но и превратить его в объект с высокой стоимостью.
Оценщики применяют в своей деятельности такие понятии, как балансовая стоимость, первоначальная, остаточная и восстановительная виды стоимости. В зависимости от того, в каком порядке ведется оценка бизнеса, различают стоимость замещения и воспроизводства[18,c.188].
Последняя являет собой стоимость точного аналога оцениваемого объекта, которые продаются в настоящее время и производятся из аналогичных материалов, по аналогичным технологиям. Стоимость замещения, в свою очередь, - это объем средств, которые нужно затратить на возведение объекта, который будет аналогичен по степени полезности оцениваемому объекту.
Стоимость также может быть ликвидационной и стоимостью функционирующего комплекса. Во втором случае объект, когда будет совершена оценка недвижимости и оборудования, а потом - продажа, будет и далее приносить прибыль, тогда как ликвидационная стоимость – та, на которую приходится соглашаться владельцу бизнеса при продаже такового за сроки, меньшие стандартно приемлемых в условиях рынка[14,c.153].
В зависимости от ситуации, при которой производится оценка бизнеса, стоимость может быть потребительной, инвестиционной, страховой и утилизационной. Потребительная стоимость отражает цену по ее степени важности для конкретного круга лиц, она оценивается на основе уровня эффективности.
Инвестиционной стоимостью является объем средств, который вкладывается в бизнес в качестве инвестиции, страховая стоимость – та, которая фигурирует в страховом договоре, и которая является основанием для возмещения при наступлении страхового случая. Утилизационная стоимость – цена объекта, который вследствие полной изношенности или инцидента утратила первоначальную ценность.
Оценка бизнеса подразделяется на три основные группы – по принципам, основанным на представлениях владельцев бизнеса; на принципах, которые обуславливает рынок на данный момент времени; на основе данных об эксплуатации собственности.
Все сразу описанные в данной части исследования принципы применять в большинстве случаев не представляется возможным. В каждом конкретном случае выделяется основной и вспомогательные принципы,
1. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 18.07. 2019 г.)
2. Гражданский кодекс РФ, часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (в ред. от 03.07.2019 г.).
3. Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 N 326 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка бизнеса (ФСО N 8)
4. Алехин М.В. Оценка бизнеса. Системный подход к оценке бизнеса корпораций//Вестник Шадринского государственного педагогического института.- 2018.- № 1 (25).- С. 97-99
5. Грачева Н.А., Полищук О.А. Методические подходы к оценке и управлению стоимости компании с позиции риск-менеджмента и оптимизации бизнесс-процессов// Вестник Самарского государственного экономического университета.- 2017.- № 9 (95).- С. 18-25
6. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса: Учебное пособие/ Грязнова А.Г., Федотова М.А. М.: Финансы и статистика,2016.-736с.
7. Дамодаран, А. Оценка стоимости активов / А. Дамодаран; Пер. с англ. П.А. Самсонов. - Мн.: Попурри, 2017. - 272 c
8. Есипова В., Маховикова Г., Терехова В. Оценка бизнеса: Учебник для вузов / Есипова В., Маховикова Г., Терехова В. - С-П.: Питер, 2018-415 с.
9. Елисеева О.В. Значение финансовой отчетности при оценке бизнеса// Экономика и социум.- 2018.- № 2-2 (15). - С. 264-267.
10. Захарова Н.Н. Ставка дисконтирования при оценке бизнеса методом ликвидационной стоимости// Роль бизнеса в трансформации общества - 2016 IX Международный научный конгресс: сборник материалов. Москва,- 2016. - С. 170-172.
11. Захарова Н.Н. Выбор типа ликвидации при оценке бизнеса методом ликвидационной стоимости// Российское предпринимательство. 2018. Т. 16. № 13. С. 2021-2034.
12. Землянский, О.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник для бакалавров / В.И. Бусов, О.А. Землянский, А.П. Поляков; Под общ. ред. В.И. Бусова. - М.: Юрайт, 2013. - 430 c.
13. Иванова, Е.Н. Оценка стоимости недвижимости. Сборник задач: Учебное пособие / Е.Н. Иванова; Под ред. М.А. Федотова. - М.: КноРус, 2018. - 272 c.
14. Иксанова А.Р., Мурзина Е.А. Основные процедуры оценки. Особенности оценки бизнеса//Ученый XXI века.- 2016. - № 1 (1).- С. 24-26.
15. Казакова Н.А., Чвилева А.В. Экономический анализ в оценке стоимости бизнеса по российским стандартам оценки// Межвузовский сборник научных трудов и результатов совместных научно-исследовательских проектов. -Москва, - 2016. - С. 282-290.
16. Катаева К.А. Значимости доходного подхода при оценке бизнеса//Материалы Всероссийской научно-практической конференции школьников, студентов, магистрантов и аспирантов.- 2018.- С. 103-105.
17. Косорукова И.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса) / Косорукова И.В. Москва, 2018 г.- 653 с.
18. Кошкин В.И. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса)/ Кошкин В.И. - М.: ИКФ ЭКМОС, 2017-942с.
19. Ларченко А.П. Оценка бизнеса. Подходы и методы/ Ларченко А.П.- Санкт-Петербург, 2016 г. -678 с.
20. Ласеев С.В. Информация в оценке бизнеса и ее виды // Контентус.- 2016.- № 6 (23).- С. 17-25.
21. Масленкова, О.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебное пособие / О.Ф. Масленкова. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.
22. Озеров Е.С. Оценка и управление стоимостью бизнеса/ Озеров Е.С. - Санкт-Петербург , 2018г. -498 с.
23. Павлова И.А. Обоснование выбора метода расчета ставки дисконтирования при оценке бизнеса// Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2016.- № 3 (14).- С. 76-79.
24. Попова, Л.В. Математические методы в оценке: учебно-аналитический цикл для специальности "Оценка стоимости недвижимости": Учебное пособие / Л.В. Попова. - М.: ДиС, 2018. - 112 c.
25. Раджабов З.М., Сарычева Т.А., Филенко Д.Г. Подходы и методы в оценке стоимости предприятия (бизнеса )//Оборонный комплекс - научно-техническому прогрессу России. - 2013. - № 2.- С. 80-83.
26. Сарычева Т.А., Раджабов З.М., Филенко Д.Г. Некоторые особенности применения сравнительного подхода при оценке стоимости бизнеса//Оборонный комплекс - научно-техническому прогрессу России. - 2013.- № 1.- С. 109-112.
27. Секачев, С.А. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса: Учебное пособие / И.В. Косорукова, С.А. Секачев, М.А. Шуклина; Под ред. И.В. Косорукова. - М.: МФПА, 2018. - 672 c.
28. Симионова Н.Е. Симионов Р. Ю. Оценка бизнеса. Теория и практика 2-e изд., перераб. и доп/ Симионова Н.Е. Симионов Р. Ю. 2017 г.-451 с.
29. Симонова Н.Ю. Анализ и оптимизация методологии в рамках подходов к оценке стоимости бизнеса//Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий.- 2016.- № 3 (11).- С. 31-35.
30. Уалханова А.З. Особенности финансово-экономического анализа в оценке стоимости и инвестиционной привлекательности бизнеса// Материалы всероссийской научной конференции молодых ученых. - 2016.- С. 306-309.
31. Целовальник А.И. Традиционные и альтернативные подходы к оценке бизнеса// Научно-методический электронный журнал Концепт. -2018. - № 8. -С. 111-115.
32. Чеботарев, Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2013. - 256 c.
33. Чурсин М.А., Бичинская Т.Г., Серова П.А. Использование доходного подхода к оценке бизнеса в условиях финансовой и экономической нестабильности// Системный анализ в проектировании и управлении. -Сборник научных трудов XVIII Международной научно-практической конференции.- 2016.- С. 71-73.
34. https://in-scale.ru/blog/ocenka-stoimosti-biznesa, дата доступа 22.09.2019 г.
35. https://www.business.ru/article/1143-otsenka-stoimosti-biznesa-predpriyatiya-metody-podhody, дата доступа 22.09.2019 г.