В конце XX и в начале XXI веков в России политическая и экономическая ситуация привели к возникновению необходимости реформирования системы судебных органов. Это послужило основанием для переорганизации Прокуратуры Российской Федерации, в результате которой был сформирован Следственный комитет (СК РФ).
Исследование организации, деятельности, правового статуса Следственного комитета РФ является актуальным в силу того, что ему придается особое значение в системе государственных органов исполнительной власти. Знание правового статуса СК РФ позволяет составить представление о полномочиях и специфике деятельности этого органа, что оградит население от неправильных суждений о работоспособности Следственного комитета и повысит доверие населения к данному органу.
Правовой статус Следственного комитета изменился за последнее время, что закрепляется в федеральном законодательстве и в подзаконных нормативных актах.
Кроме того, исследованию правового статуса Следственного комитета РФ посвящено совсем немного научных работ по сравнению с тем, что в научной литературе детально были изучены вопросы о роли и месте прокуратуры в системе государственных органов, в политическом механизме государства, системе органов Прокуратуры РФ, о статусе прокуратуры и прокурорских работников.
Авторами рассматривались отдельные вопросы о Следственном комитете РФ, когда он находился еще при Прокуратуре РФ, но комплексных исследований данного органа практически не проводилось. Имеющиеся работы, посвященные исследованию Следственного комитета РФ, затрагивают отдельные вопросы, но излагают теоретический материал односторонне, без учета мнений других авторов.
В связи с этим в науке и на практике существует актуальная необходимость в комплексных исследованиях организации Следственного комитета, которые бы объединяли имеющиеся труды и устанавливали бы истину путем сравнения различных точек зрения.
Актуальность настоящего исследования объясняется и тем, что уголовно-процессуальная деятельность Следственного комитета РФ еще недостаточно урегулирована, так как на практике возникают коллизионные вопросы о подведомственности преступлений и о правовом статусе работников Следственного комитета РФ. Законодательство, регулирующее деятельность и организацию Следственного комитета, постоянно совершенствуется в соответствии с теми проблемами, которые возникают на практике.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, в которые вступает Следственный комитет при реализации своих полномочий. В качестве предмета исследования выступают правовые нормы, определяющие статус Следственного комитета и его работников.
Отдельные вопросы, касающиеся организации и деятельности Следственного комитета РФ, были изучены такими специалистами в области конституционного и уголовно-процессуального права, как А.М. Багмет, Е.А. Бартенев, А.И. Бастрыкин, Л.Г. Берлявский, Н.Б. Бобров, З.И. Брижак, А.Н. Волчанская, Р.И. Гадельшин, В.В. Гриб, К.А. Исмаилова, Е.А. Курнышева, Ю.А. Лапицкий, Т.В. Лоза, А.В. Миленина, А.В. Михайлова, Х.М. Омарова, М.Л. Поздняков, В.А. Расчетов, Т.И. Розовская, Н.С. Сулименко, Е.А. Сунцова, А.В. Худяков, В.Ш. Шайхатдинов и другие.
Цель исследования заключается в анализе правовых основ, регулирующих организацию и деятельность Следственного комитета Российской Федерации, чтобы определить специфику функционирования одного из государственных органов исполнительной власти и выявить недостатки и проблемы в правовом регулировании его правового статуса. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Рассмотреть законодательную базу, на которой базируется Следственный комитет Российской Федерации и благодаря которой Следственный комитет получает особую значимость в осуществлении исполнительной власти.
2. Раскрыть особенности организационной структуры Следственного комитета Российской Федерации, которая обеспечивает ему отдельное место в системе органов исполнительной власти.
3. Описать особенности профессиональной подготовки следователя Следственного комитета.
4. Провести анализ статуса Следственного комитета, которым он обладает в сфере уголовного судопроизводства.
5. Исследовать статус следователя Следственного комитета Российской Федерации.
6. Определить направления деятельности Следственного комитета Российской Федерации и показать специфику законодательного регулирования этой деятельности.
7. Выявить проблемные вопросы правового регулирования деятельности Следственного комитета Российской Федерации и провести анализ имеющихся в научной литературе предложений по решению этих проблем.
Для проведения исследования использовались общенаучные методы познания, методы дедукции и индукции, метод компаративистики, ретроспективный метод, методы эксперимента, наблюдения и анализа, метод лингвистического анализа правовых норм, метод моделирования и другие методы.
При исследовании применялись нормативные правовые акты отечественного законодательства, монографии и диссертации авторитетных специалистов в области уголовного права, учебники и учебные пособия по конституционному, уголовно-процессуальному и гражданскому праву, научные статьи из периодических изданий, материалы судебной практики Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ), Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ).
Новизна работы заключается в том, что для проведения исследования используются нормативные акты в последней редакции, и рассматриваются комментарии юристов к последним изменениям законодательства. В данной работе осуществляется попытка комплексного исследования современной деятельности Следственного комитета Российской Федерации.
Практическая значимость состоит в том, что исследование содержит уточненные дефиниции, которые используются в современной правоприменительной практике. Положения выпускной квалификационной работы могут быть использованы в качестве лекционного материала на юридических факультетах высших учебных заведений, а также информация может быть использована в будущей практической деятельности по специальности.
Структура работы включает введение, заключение и три главы. Во введении раскрывается актуальность исследования, описывается степень разработанности темы, называются объект и предмет исследования, определяется цель и перечисляются задачи, решение которых способствует достижению поставленной цели, освещаются методическая и эмпирическая базы исследования, раскрывается новизна исследования, и уточняется практическая значимость информации, содержащейся в работе. В заключении делаются основные выводы по проведенному исследованию
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РФ
1.1. Понятие органа государства, его признаки.
Функции государства осуществляются через государственный механизм. В юридической литературе термин «механизм государства» тратуется по разному. Некоторые ученые механизд государства понимают так же как аппарат государства, а именно систему его органов, благодаря которым осуществляется государственная власть, позиция других ученых заключается в том, что они включают сюда органы государства и государственные организации. И выделяют два вида государственных организаций: 1) осуществляющие охранительную функцию государства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарные учреждения); 2) реализующие экономическую и социально-культурную функции (образовательные, научно-исследовательские учреждения, предприятия связи, транспорта и др.).
Органы государства формируют государственный аппарат. Поскольку государство это не только политическая организация, так как она осуществляет еще экономические, культурные и социальные функции и государственные организации напрямую реализуют в жизнь государственно-властные предписания и создают метериальные и духовные блага, то включение государственных организаций в механизм государства, является обоснованным и понятным.
Как видим, механизм государства рассматривается в двух аспектах: в узком смысле — как органы государства и в широком — как совокупность государственных органов и учреждений.
Особенности механизма государства состоят в следующем:
1) это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность обеспечивается едиными принципами организации и деятельности, едиными задачами и целями;
2) первичные структурные звенья механизма составляют государственные органы и учреждения;
3) механизм служит средством осуществления государственной власти и функций государства;
4) для обеспечения государственно-властных велений механизм имеет
непосредственные орудия принуждения — тюрьмы, вооруженные силы и др.;
5) сложность и многообразие органов государства и государственных организаций.
Структура механизма государства меняется и находится в зависимости от конкретных задач управления, стоящие перед государством на конкретном периоде его развития.
Значимым структурным элементом механизма является орган государства. Орган государства отличается от государственных учреждений следующими признаками:
а) представляет собой автономную часть государства, которая учреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения и др.);
6) наделен властными полномочиями определенного содержания и объема, которые закреплены в нормативных правовых актах;
в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты (нормативные правовые и правоприменительные);
г) вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемых в законодательном порядке;
д) действует от имени государства;
е) наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают с функциями государства и осуществляются в специфических организационно-правовых формах;
ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющих свои полномочия на профессиональной основе.
Система государственных органов и учреждений, посредством которых осуществляются задачи и функции государства, именуется государственным аппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной власти наделены властными полномочиями.
На структуру государственного аппарата и принципы его формирования оказывают влияние различные факторы исторического, культурного, экономического, политического и иного характера. На каждом этапе исторического развития общества в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые выполняет государственная власть, могут меняться характер и структура государственного аппарата, его органов. В демократическом правовом обществе сущность государства, его органов выражается в обеспечении прав и свобод личности, безопасности граждан и общества в целом.
Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган. Каждый орган государственной власти представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемые законодательством.
Органы государственной власти обладают рядом таких характерных качеств или признаков, которые позволяют отличать их от других органов негосударственных общественно-политических организаций.
Во-первых, порядок организации и деятельности органов государственной власти основан на единстве правовых принципов, закрепленных в конституции страны и других законодательных актах.
Во-вторых, органы государственной власти для выполнения возложенных на них функций и задач наделены государственно-властными полномочиями.
В-третьих, между органами государственной власти и функциями государства существует тесная обратная связь.
В-четвертых, органы государственной власти для обеспечения возложенных на них задач и функций располагают необходимыми материальными средствами.
Государственный аппарат включает в себя систему органов государственной власти, посредством которых осуществляется государственное управление обществом. Органы государственной власти выступают от имени государства, представляя государство в целом как в международных, так и во внутригосударственных отношениях. Решая конкретные задачи и выполняя функции в определенных областях общественной жизни, органы государственной власти таким образом участвуют в решении наиболее общих задач государства в осуществлении его функций.
Органы государственной власти взаимосвязаны общими правовыми принципами. Они выполняют функции и задачи государства в соответствии со своими полномочиями. Органы государства имеют единую правовую базу, а порядок их организации и деятельности определяется конституцией страны и другими нормативно-правовыми актами.
1.2. Источники правового регулирования организации и деятельности Следственного комитета РФ
Эффективность деятельности органов предварительного следствия непосредственным образом зависит от их организационного построения и правового регулирования. Не случайно одним из важнейших направлений Концепции судебной реформы 1991 года является создание в Российской Федерации самостоятельного следственного аппарата.
Наиболее интенсивные реформаторские мероприятия в области уголовного судопроизводства начались в 2007 году. Тогда же в структуре Прокуратуры РФ был выделен Следственный комитет РФ, который наделялся специальными полномочиями, но все же находился в ведении Прокуратуры РФ .
В 2011 году Следственный комитет Российской Федерации был отделен от Прокуратуры РФ и преобразован в самостоятельный следственный орган .
Идея о создании единого следственного органа была выдвинута еще в конце 1990-х годов. Масштаб замысла был огромным, так как реформаторы пытались объединить следственные органы Министерства внутренних дел (МВД), Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), Федеральной службы безопасности (ФСБ) и Следственного комитета. Трудность заключалась в том, что один орган должен быть наделен большим кругом обязанностей, что повлекло бы невообразимое количество нерешенных дел. Для создания единого следственного органа разрабатывался специальный проект, который рассматривался на уровне Правительства РФ и Аппарата Президента .