Основой устойчивости и стабильности развития общества является его социальная структура, удовлетворяющая потребностям жизнедеятельности основных социальных групп и слоев населения. На достижение ее оптимальности направлена социальная политика государства, призванная создать условия для обеспечения гражданам социальных прав на труд, жилье, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение.
В силу последствий радикальной трансформации российского общества в последнее десятилетие XX – начала XXI века значительная часть населения оказалась в кризисной жизненной ситуации и приобрела статус «малоимущих граждан». По данным официальной статистики, этот социальный слой составляет примерно четвертую часть населения нашей страны, а по результатам социологических исследований до трех четвертых опрошенного населения.
Исторически существующие территориальные различия в социальном положении граждан значительно усилились в последнее десятилетие, и эта тенденция продолжает усиливаться. В результате сформировавшаяся в период реформ модель благосостояния населения России характеризуется значительным внутри- и межрегиональным расслоением населения по уровню жизни, беспрецедентным ростом численности бедного населения и возникновением качественно новых негативных изменений в его экономическом статусе.
В этих условиях особенно возрастает роль социальной помощи со стороны государства населению, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. При этом необходимо качественно повысить эффективность системы социального обеспечения и усилить его отдачу.
Данные обстоятельства указывают на необходимость пересмотра сложившейся системы социального обеспечения малоимущих слоев населения, определение механизмов повышения его эффективности.
Необходимость поиска новых моделей социальной помощи малообеспеченным слоям населения, их практическая востребованность на уровне субъектов Российской Федерации и отдельных муниципальных образований определяют актуальность дипломного исследования.
Объект исследования – социальная политика в Российской Федерации.
Предмет исследования – реализация политики по социальной защите малоимущих слоев населения.
Цель исследования – изучение деятельности органов власти по социальному обеспечению малоимущих слоев населения, выработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Цель дипломного проекта раскрывается в решении следующих задач:
раскрыть содержание понятия «социальная защита», ее виды и значение;
рассмотреть историю развития социальной работы с малоимущими в России;
рассмотреть основные формы государственной социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ;
дать характеристику современной системы социальной защиты населения в г.о. г. Н. Новгород
провести анализ положения малоимущих слоев населения в г.о. г. Н. Новгород на современном этапе;
исследовать виды социальной поддержки малоимущих слоев населения в г. Н. Новгород;
разработать предложения по повышению эффективности политики в сфере социальной защиты малоимущих.
Теоретическую основу исследования составили монографии, статьи отечественных и зарубежных ученых, материалы периодических изданий и глобальной сети Интернет по проблематике социальной защиты малоимущих слоев населения.
Источниковая база исследования. В ходе исследования были использованы следующие источники: Конституция РФ, Федеральные законы Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»№ 81-ФЗ от 19.05.1995 г.; «Об основах обязательного социального страхования»№ 165-ФЗ от 16 июля 1999 г.; «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»№ 167-ФЗот 15.12.2001 г.; «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» № 442-ФЗ от 28.12.2013 г. и др
Глава 1. Теоретические основы социальной защиты
1.1 Понятие, виды и значение социальной защиты малоимущих
В любом обществе всегда есть люди, которые, в силу естественных, не зависящих от них причин, неспособны собственными усилиями обеспечить себе источники средств существования или самостоятельно выйти из трудной жизненной ситуации. Как правило, к ним относятся дети, оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих здоровью и развитию, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей, беспризорные, малообеспеченные граждане и семьи, одинокие старые и пожилые люди, семьи, в которых проживают инвалиды, семьи с неблагоприятным психологическим микроклиматом, люди, пострадавшие от конфликтов и жестокого отношения в семье, безработные граждане, лица без определенного места жительства, любые люди, временно либо постоянно потерявшие способность трудиться в связи с расстройством здоровья, функциональными расстройствами и т.д. Общество и государство всегда пытаются так или иначе защитить таких граждан, оградить их от возможных трудностей .
Для этого существует специальная сфера государственной политики – социальная политика. Государство, решая проблемы оказания помощи гражданам, посредством социальной политики обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, поддерживает оптимальное соотношение между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, определяет минимальный размер оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величину прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, его образования и реализации культурных потребностей, решения жилищных и других повседневных проблем.
Социальная политика представляет собой систему мер и мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения. Социальная политика призвана разрешать противоречия между текущими и перспективными интересами общества, различных слоев и общественных институтов, учитывать и прогнозировать, снижать и корректировать неизбежную «плату» общества за социальный прогресс .
Социальная политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гражданина демократического общества. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. А признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина считается важнейшей обязанностью государства.
Обычно социальная политика государства реализуется через различные формы социальной работы, государственные решения и мероприятия, а также через реализацию социальных программ (специализированных или комплексных).
Социальная политика имеет специальные механизмы реализации, к которым относятся социальная защита в целом и ее основные формы - социальная помощь и самопомощь; социальное страхование; социальное обслуживание и, предоставляемые в его рамках социальные услуги, социальная реабилитация и социальная адаптация; меры по организации занятости населения .
Социальная защита – это совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и др.); комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни .
Социальная защита представляет собой систему принципов, правил, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий; а также мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп.
Структура социальной защиты представлена на рис.1.
Рис. 1.1 Структура социальной защиты
Как уже было отмечено выше в структуру социальной защиты входят социальная помощь, социальное страхование, социальное обслуживание, меры по организации занятости населения.
Рассмотрим составляющие социальной защиты подробнее.
Социальная помощь представляет собой систему социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых со стороны государства отдельным лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе. Также социальная помощь или поддержка трактуется как одна из форм социальной защиты, направленная на поддержание достойных условий жизнеобеспечения и существования малообеспеченных социальных групп, семей, отдельных личностей, которые испытывают нужду в процессе удовлетворения жизненно важных потребностей и деятельного существования .
Социальная помощь может оказываться в различных формах – в натуральном виде, в виде денежных выплат, услуг и льгот, которые предоставляются нуждающимся, дополнительно к гарантированным государством формам социальной защиты за счет средств муниципальных и местных органов власти, предприятий, организаций, благотворительных фондов, взносов частных лиц и др.
Разновидностью социальной помощи является самопомощь – совокупность социальных, социально-психологических и социально-педагогических средств, используемых отдельным индивидом или определенной социальной группой для поддержания достойных условий своего существования.
Следующий компонент социальной защиты – социальное страхование.
Социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а также иных категорий лиц вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Следующий компонент социальной защиты – социальное обслуживание.
Социальное обслуживание – деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. В свою очередь, социальная услуга – это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности .
Таким образом, социальное обслуживание – это предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т. д., которую человек не может преодолеть самостоятельно).
Последний компонент социальной защиты – меры по организации занятости населения. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. В рамках социальной политики со стороны государства осуществляются мероприятия, способствующие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К таким гражданам относятся инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые.
Социальная защита как важнейший механизм реализации социальной политики основывается на совокупности социальных и юридических гарантий, которые предоставляют каждому человеку реальные возможности реализации его прав, в том числе социально- экономических прав на такой уровень жизни, который необходим для нормального существования, развития личности и воспроизводства.
В нашей стране право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией и регламентировано российским законодательством. Так в Конституции РФ наша страна определяется как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В нем обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб. Также основной закон РФ устанавливает каждому гражданину гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
1. Конституция РФ
2. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от 19.05.1995 г.
3. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ от 02.08.1995 г.
4. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ от 16.07.1999 г.
5. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» № 167-ФЗ от 15.12.2001 г.
6. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 г.
7. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.
8. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации» № 442-ФЗ от 28.12.2013 г.
9. Закон Нижегородской области «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» № 1-З от 08.01.2004 г.
10. Закон Нижегородской области «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» № 130-З от 24.11.2004 г.
11. Василенко Е.И. Управление в социальной работе: учебное пособие / Е.И. Василенко. – М.: ИТК Дашков и К, 2013. - 292 с.
12. Васильев К.Е. Актуальные проблемы анализа и оценки уровня бедности населения / К.Е. Васильев // Общество. Среда. Развитие. - 2010. - № 1. – С. 67-74.
13. Волчкова Л.Т. Феномен бедности и его исследование в России / Л.Т. Волчкова // Социальное обслуживание. – 2013. - № 8. – С. 72-78.
14. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов. – М.: Академия, 2014. – 448 с.
15. Гаматаева С.Х. Совершенствование форм и методов предоставления услуг малообеспеченным слоям населения в системе социальной защиты: автореф. дис. канд. эконом. наук / С.Х. Гаматаева. – Махачкала, 2011. – 28 с.
16. Замараева З.П. Нормативно-правовые особенности современной системы социальной помощи населению / З.П. Замараева // Вестник Пермского университета. – 2012. - № 2. – С. 127-134.
17. Казаков В.В. Организационно-экономические аспекты обеспечения жильем малоимущих и низкодоходных категорий граждан / В.В. Казаков // Вестник Томского государственного университета. – 2010. - № 2. – С. 94-99.
18. Кожевников Д.Е. Государственная социальная помощь малоимущим гражданам: правовые вопросы: автореф. дис. канд. соц.наук / Д.Е. Кожевников.- Екатеринбург, 2010. -26 с.
19. Кожевников Д.Е. Международный опыт регулирования помощи бедным / Д.Е. Кожевников // Юридический мир: федеральный научно-практический и информационно-аналитический журнал. - 2010. -№ 5. – С. 73-79.
20. Колесникова В.Г. Система социальной защиты населения как залог благополучия населения Российской Федерации / В.Г. Колесникова // Научный аспект. – 2012. - № 4. – С. 45-49.
21. Корчагина Л.М. Региональные аспекты социальной работы с семьей / Л.М. Корчагина // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2011. - №30. – С. 98-103.
22. Косенко О. Социальное государство и социальная политика / О. Косенко // Стратегия России. – 2011. - 10. – С. 62-67
23. Леонтьева А.Г. Проблемы финансового обеспечения социальной поддержки населения / А.Г. Леонтьева // Вестник ТюмГУ. - 2013. - №11. – С. 137-141.
24. Лукашенок Т.Р. Организация социальной защиты населения как направление государственной политики / Т.Р. Лукашенок // Российское предпринимательство. - 2011. - № 3 Вып. 1 (179). - c. 185-190.
25. Лычкань Л.П. Деятельность органов местного самоуправления в реализации социальной политики: автореф.дисс.канд.экономич.наук / Л.П. Лычкан. – М., 2012. – 34 с.
26. Маджидова Д.А. Практическое состояние социальной работы c малообеспеченными семьями в системе самоуправления граждан / Д. А. Маджидова, С. Х. Таджиева, Ф. Ахматий // Молодой ученый. - 2012. - №10. - С. 296-298.
27. Маргулян Я.А. Социальная политика: учебник / Я.А. Маргулян. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. — 236 с.
28. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Е.Е. Мачульская. – М.: Юрайт, 2014. – 592 с.
29. Новикова К.Н. Социология социальной защиты населения: учеб.пособие / К.Н. Новикова. – М.: РГСУ, 2013. – 344 с.
30. Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие / Под ред. проф. П. Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 272 с
31. Потапов И.А. Механизмы современной государственной политики в системе социального благосостояния / И.А. Потапов // Проблемы современной экономики. – 2013. - № 4. – С. 43-48.
32. Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. – М.: Юрайт, 2013. – 656 с.
33. Селезнева Е.И. Организация социальной защиты населения в регионах России: основные проблемы и современные технологии / Е.И Селезнева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. – 2015. – № 17. – С. 32-41.
34. Смирнов Д.А. Социальные выплаты как меры социальной защиты работника / Д.А. Смирнов // Социальное и пенсионное право. – 2014. – № 4. – С. 10–14.
35. Стратегия-2020: новая модель роста – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / Под ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. - М.: Изд. дом «Дело», 2013. – 145 с.
36. Сурцева А.А. Методология анализа и региональные аспекты формирования социального контракта в современной России / А.А. Сурцева // Вопросы регулирования экономики. – 2012. - № 3. – С. 183-189.
37. Тарасова Л.А. Деятельность органов государственной власти в сфере социальной защиты населения / Л. А. Тарасова, Ф. Ж. Суркина // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 187-189.
38. Тарент И.Г. Система социальной защиты населения в Российской Федерации: учебное пособие / И.Г. Тарент, С.А. Юдников. – – Ногинск: Ногинский филиал РАНХиГС, 2015. – 160 с.
39. Теория социальной работы: Учебное пособие / под ред. Е.П. Агапова. – М.: ИТК Дашков и К, 2013. - 280 с.
40. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие / под ред. П.Д. Павленок. – М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 592 с.
41. Теория социальной работы: учебник / под ред. Е.И. Холостовой. – М.: Юрайт, 2014. – 352 с.
42. Хамидуллин Н.Р. Международные аспекты формирования социальной защиты населения, опыт зарубежных стран / Н.Р. Хамидуллин // Вестник ОГУ. – 2012. - № 3. – С. 56-61.
43. Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К, 2010. - 231 с.
44. Холостова Е.И. Энциклопедия социальных практик. – М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 660 с.
45. Шарков Ф.И. Основы социального государства: учебник / Ф.И. Шарков. – М.: Дашков и К, 2012. – 314 с.
46. Шершнев Е.С. Продовольственная поддержка беднейших слоев населения США Е.С. Шершнев // Российское предпринимательство. – 2009. – № 8 (8). – c. 73-81.
47. Сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области. URL: http:// www .nizhstat.gks.ru.
48. Сайт администрации г.о. г. Н.Новгород. URL: URL: http://www.admgor.nnov.ru
49. Сайт министерства социальной политики Нижегородской области. URL http://www.minsocium.ru.
50. Департамент социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации: URL: http://www.fa.ru