Введение
1 Теоретические основы социально-трудовых конфликтов
1.1 Понятие и сущность конфликта в социально-трудовой сфере
1.2 Классификация и причины конфликтов в социально-трудовой сфере
1.3 Теоретические основы регулирования конфликтов в социально-трудовой сфере
2 Анализ социально-трудовых конфликтов в России и способов их регулирования
2.1 Статистика конфликтов в социально-трудовой сфере в России
2.2 Отечественный опыт регулирования конфликтов в социально-трудовой сфере
2.3 Пути решения конфликтов в социально-трудовой сфере
Заключение
Список использованных источников
Социальная неоднородность общества, различия в уровнях дохода, власти, престижа нередко приводят к конфликтам. Конфликты были и будут неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обусловливает пристальное внимание к их исследованию.
Конфликт - это столкновение интересов, идей, ценностей, мнений разных людей и конкуренция за удовлетворение своих потребностей [13, с. 7]. Ассоциации, которые несет слово «конфликт», окрашены в оттенки негатива - это агрессия, ссора, выяснение отношений, бессилие, стресс, ярость. Но, как у каждой медали, у конфликтной ситуации есть две стороны: темная и светлая. Светлая сторона – это умение извлекать пользу и опыт из некомфортной ситуации. В реальной жизни конфликт является непременным фактором общественных связей и взаимодействий, требующим к себе постоянного внимания. Характеристика конфликта в качестве объективного социального явления позволяет прежде всего примириться с самой мыслью о том, что жизнь без конфликта и вне конфликта невозможна в принципе. А раз так, то конфликт следует рассматривать как одну из проблем, с которыми любому человеку приходится время от времени сталкиваться, а, следовательно, пытаться тем или иным образом решать.
Социально-трудовой конфликт - это, по сути, борьба различных социальных групп за экономические (материальные) ресурсы, в основе которой лежит понятие «справедливость», определяемое как соотношение вложенного труда и полученного вознаграждения [18, с. 69].
Понятие «справедливость» пронизывает всю совокупность социально-трудовых отношений. Справедливое распределение материальных благ не должно ограничиваться только оплатой за выполненную «здесь и сейчас» работу. Социально-трудовые конфликты часто возникают от того, что труд тех или иных категорий работников оказался невостребованным обществом или не был должным образом организован, в результате чего люди, по независящим от них причинам, оказались в категории «бедных». При распределении материальных ресурсов также учитывается ранее выполненная работа, например, труд работников, вышедших на пенсию.
Для того чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, необходимо знать, что такое трудовой конфликт, владеть методикой его урегулирования. Знание теории и практики разрешения трудовых конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
В основе трудовых конфликтов лежат глубокие социальные противоречия в экономике, системе государственного и социального управления.
Следует отметить, что практически все трудовые конфликты непосредственно связаны с нарушением конституционных прав и свобод человека и гражданина и в силу этого приобретают особую социальную значимость.
Необходимость выработки и осуществления концепции эффективного социального управления общественным производством, стратегической социальной доктрины и действенной социальной политики делает актуальной проблему рационального регулирования социально-трудовых отношений, трансформирующихся в трудовые конфликты.
Цель работы - изучить регулирование социально-трудовых конфликтов в Российской Федерации.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы социально-трудовых конфликтов;
- провести анализ социально-трудовых конфликтов в России и способов их регулирования.
Объект исследования: конфликты. Предмет исследования: регулирование социально-трудовых конфликтов в РФ.
При написании работы применялись такие методы как анализ, описание, статистические методы.
1 Теоретические основы социально-трудовых конфликтов
1.1 Понятие и сущность конфликта в социально-трудовой сфере
Без конфликта не обходится ни один тип организационного поведения ни в одной организации. Конфликт есть один из самых интенсивных источников развития организации, но в то же время это один из самых рискованных способов его развития, так как конфликт не всегда заканчивается успешным разрешением, очень часто он может закончиться гибелью организации или уходом сотрудников из этой организации.
Слово «конфликт» с латинского языка переводится как «столкновение». Существует много определений этого понятия. Конфликт или конфронтация – это ситуация, в которой два или более участников воспринимают позиции оппонентов как противоположные, а действия, совершаемые с этих позиций, несут напрямую угрозу, то есть борьбу, эмоции, хитрые уловки и запрещенные приемы. В таком столкновении нет истины: стороны защищают свою точку зрения и их не интересует объективная правда или мнение окружающих [15, с. 19].
Конфликт – это удел сильных людей, способных постоять за себя. Решать разлады лучше всего нужно на начальных этапах. Причинами социально - трудового столкновения могут быть: личные качества характера собеседника во время беседы; неспособность контролировать свои чувства, эмоции; отсутствие стремления работать; борьба за первенство; несоответствие условия труда (старая техника, теснота рабочего места, переработка) и т.д. [15, с. 20]
Социально-трудовой конфликт представляет собой противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников. Социально-трудовой конфликт возникает в случае, если [8, с. 87]:
- противоречия отражают взаимоисключающие позиции субъектов;
- степень противоречий достаточно высока;
- противоречия доступны для понимания, то есть индивиды и группы осознают эти противоречия, или, напротив, они непонятны;
- противоречия возникают мгновенно, неожиданно или довольно длительное время накапливаются перед тем, как перейти в социальный конфликт.
Реализация трудового конфликта зависит от таких субъективных человеческих факторов, как потребности и способности. Индивиды и группы должны, с одной стороны, испытывают довольно сильную потребность в преодолении взаимных сложностей, для того, чтобы согласиться или решиться на конфронтацию, с другой – обладать достаточной способностью к вступлению в такую конфронтацию, иметь шанс посредством ее решить свою проблему. Способность к конфликту имеет конкретные составляющие: личные качества, деньги, связи, авторитет, наличие сторонников и т.д. Отсутствие способности к конфликту – одна из причин того, что трудовой конфликт либо не происходит при достаточных предпосылках, либо ничем конструктивным не завершается. Это достаточно обыденное и часто встречающееся явление, хотя на сегодняшний день в мире существует статистика и криминальных форм его разрешения, что говорит о потенциальной возможности связи трудовых конфликтов и преступности. [8, с. 92]
Индивидуальные конфликты – это такие ситуации, с которыми сталкиваются все люди. Умение улаживать конфликтные ситуации и выходить из него победителем – это большое искусство. Особенно часто спорные ситуации возникают на работе, так как приходится сотрудничать абсолютно несхожими по характеру людьми.
По мнению Роджера Фишера и Уилльяма Юрия, психологов, профессоров, конфликты возникают из - за определенных положений, которые занимает каждая личность. Человечество сосредотачивает все свои силы на защите позиций, вместо того, чтобы найти затаенные надобности или интересы, которые заставили занять эти позиции [15, с. 284]. Основную значимость в устранении разногласий играет правильное определение конфликтной ситуации, которая появляется ранее самого конфликта. А конфликт образуется одновременно с инцидентом (поводом) – это явление, когда скрытые противоречия между конфликтующими превращаются в открытые противоборства. Разрешение спора – это устранение конфликтной ситуации в некой организации; исчерпание проблемы.
Важно учитывать типы социально-трудовых конфликтов, выделяемых в зависимости от степени их проявления, это закрытые и открытые социально-трудовые конфликты. Основными параметрами, определяющими данное деление, являются [13, с. 66]:
- уровень осознания конфликтной ситуации, ее субъектов, причин и перспектив;
- наличие или отсутствие реального конфликтного поведения и активности по урегулированию;
- известность конфликтной ситуации для окружающих и их влияние на нее.
Известно, что закрытый конфликт является более неблагоприятным, так как он характеризуется большим социальным дискомфортом, деструктивным влиянием на организацию и организационно-трудовые отношения, возможность его разрешения очень мала.
Субъектами социально-трудового конфликта являются индивиды и группы, прямо или косвенно относящиеся к конфликту: первичные агенты; присоединившиеся участники и среда конфликта. Субъекты социально-трудового конфликта – это часто не равнодействующие факторы. Поэтому все социально-трудовые конфликты различны и неповторимы и зависят зависимости от того, какие социально-экономические группы, роли статусы являются их субъектами. [11, с. 53]
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197 – ФЗ – 4-е изд. – М.: Ось-89,2006. – 224с.
3 Федеральный закон «О разрешении коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года № 175 – ФЗ. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. - СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.
4 Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года» 10 – ФЗ. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. - СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.
5 Федеральный закон «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 года № 92 – ФЗ. // Свод Кодексов и Законов Российской Федерации. - СПб.: ИТ «Весь», 2008. – 992с.
6 Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 года № 47. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – М.: Издательство концерна «Профиздат», 1996. – 484с.
7 Постановление Правительства РФ «О службе по урегулированию коллективных споров» от 15 апреля 1996 года № 468. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – М.: Издательство концерна «Профиздат», 1996. С. 484.
8 Адамчук В. В. Экономика и социология труда / В. В. Адамкук, О. В. Ромашов, И. Е. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 407 с.
9 Доклады участников международной научно-практической конференции «Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации: выявление, урегулирование, предотвращение» [Электронный ресурс] URL: http://conflictmanagement.ru/dokladyi-uchastnikov-mezhdunarodnoy-nauchno-prakticheskoy-konferentsii-sotsialno-trudovyie-konfliktyi-v-rossiyskoy-federatsii-vyiyavlenie-uregulirovanie-predotvrashhenie
10 Гужина Г. Н., Гужин А. А. Выявление и регулирование социально-трудовых конфликтов // Молодой ученый. - 2015. - №14. - С. 246-248. - [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/94/21039/
11 Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. - Калуга: КаИС, 2015. С. 304.
12 Казанцев В.И. и др. Трудовое право. Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.И.Казанцев, С.Я. Казанцев, В.Н.Васин. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 288
13 Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я.Кибанова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: ИНФРА – М, 2007. С. 302.
14 Кондратенко К.С. Комплексный подход в урегулировании социально-трудовых конфликтов [Электронный ресурс] URL: http://conflictmanagement.ru/kompleksnyiy-podhod-v-uregulirovanii-sotsialno-trudovyih-konfliktov
15 Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования)/ Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 2016. – 343 с.
16 Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Подходы, решения, технологии. - М.: Аспект Пресс, 2015. С. 288.
17 Панина А.Б. Трудовое право: учебное пособие. – 2-е изд. исправ. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. С. 288.
18 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология – М.: «Центр», 2014 г. – 160с.
19 Рекомендации Международной конференции «Социально-трудовые конфликты в Российской Федерации» - выявление, урегулирование, предотвращение» [Электронный ресурс] URL: http://conflictmanagement.ru/rekomendatsii-mezhdunarodnoy-konferentsii-sotsialno-trudovyie-konfliktyi-v-rossiyskoy-federatsii-vyiyavlenie-uregulirovanie-predotvrashhenie
20 Российский профсоюз работников промышленности. РОСПРОФПРОМ. [Электронный ресурс] URL: rosprofprom.ru
21 Экономика труда: (социально-трудовые отношения): учебник / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 736с.
22 Федеральная служба статистики. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/