Введение
1. Теоретические основы стратегического управления на предприятии
1.1 Сущность стратегического управления. Стратегии развития предприятия
1.2 Особенности стратегического планирования
2. Стратегический анализ ООО «ВиК»
2.1 Характеристика ООО «ВиК»
2.2 Анализ факторов прямого и косвенного воздействия внешней среды
2.3 Анализ внутренней среды
2.4 Анализ стратегических альтернатив
3. Разработка мероприятий для развития стратегии ООО «ВиК»
3.1 Формирование стратегии ООО «ВиК»»
3.2 Оценка эффективности разработанных мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Стратегическое планирование — это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей. Инструментом стратегического планирования долгосрочного развития предприятия является стратегический план.
Стратегия развития бизнеса - направление развития бизнеса, берущееся за основу, определяющее вид деятельности, средства выполнения поставленных целей, систему внешней и внутренней коммуникации, миссии организации, методику проведения реакций на внешние и внутренние раздражители, социальную роль организации. Стратегия в широком смысле значит комплекс долгосрочных действий для реализации определенных планов, оговоренных заранее. Таким образом, рассмотренные выше моменты определяют актуальность темы исследования.
Объект исследования – ООО «ВиК»
Предмет исследования – стратегия развития предприятия.
Цель курсовой работы – разработать стратегию развития ООО «ВиК»
Задачи работы:
– Изучить теоретические основы стратегического управления на предприятии;
– Дать характеристику ООО «ВиК»;
– Оценить внешнюю и внутреннюю среду предприятия;
– Разработать направления развития стратегии ООО «ВиК»
Курсовая работа содержит введение, основную часть и заключение. Основная часть включает три главы. Первая глава носит теоретический характер. Вторая глава носит аналитический характер. В ней представлена характеристика ООО «ВиК», оценена внешняя и внутренняя среда предприятия. В третьей главе представлены мероприятия для развития ООО «ВиК»
При подготовке курсовой работы использованы методы анализа литературных источников и нормативных актов, ретроспективный анализ финансовых результатов, прогнозирование, графический метод.
Методической базой курсовой работы являются материалы нормативных актов, учебной и научной литературы, периодических изданий, сайтов Интернета. Практической базой работы являются данные ООО «ВиК».
Практическая значимость работы заключается в разработке специальных мероприятий для развития компании и в возможности применять данные мероприятия в практике компании.
1. Теоретические основы стратегического управления на предприятии
1.1 Сущность стратегического управления. Стратегии развития предприятия
Стратегическое управление - это вид (сфера) деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации.
Стратегия развития предприятия – это путь достижения поставленных целей и реализации задач. Это долгосрочный план без конкретизации этапов, методов и тактических действий. Разработка стратегии необходима для адаптации бизнеса к меняющейся внешней и внутренней среде в условиях рынка.
Чем дольше и слаженней работает служба планирования, тем точнее и адекватней будет выбор стратегии, реализация которой позволит предприятию стабильно развиваться и прочно удерживать свою рыночную нишу.
Выбор стратегии осуществляется на переходе из прогнозирования в планирование. Прогноз развития предприятия, страны, региона, человечества – это разнообразие вариантов сценариев развития. Выбор одного из сценариев и есть выбор стратегии.
Стратегии предприятия в наиболее общем виде:
– стратегия роста;
– стратегия ограниченного роста;
– стратегия сокращения;
– стратегия ликвидации;
– смешанные стратегии;
– стратегия развития продукта;
– стратегия развития отрасли.
Однако на крупных предприятиях, а особенно на предприятиях с большим количеством филиалов, возможно формирование стратегий по структурным частям, отраслям, сферам деятельности. При этом все они могут не совпадать с общей стратегией и даже противоречить ей.
В более дробных вариантах выделяют следующие стратегии:
– дифференциации, то есть создание такого продукта или услуги, которые обладали бы абсолютной новизной в рамках данной организации;
– абсолютного лидерства в издержках, что предполагает захват рынка с помощью предложения продукта по заниженным ценам за счет минимизации затрат;
– фокусирования или сосредоточения на рынке товара из определенного сегмента рынка.
Чаще всего предприятия, особенно крупные, выбирают смешанные стратегии. Они могут реализовываться в виде сочетаний следующих видов стратегий.
Прогрессивной – подразумевает рост предприятия за счет формирования структур, которые находятся между производителем и конечным потребителем.
Регрессивной – предполагает рост за счет приобретения новых сырьевых ресурсов и их поставщиков.
Горизонтальной – это действия по поглощению фирм-конкурентов или установлению жесткого контроля за их деятельностью на рынке.
Выбор любой стратегии сопряжен с определенными рисками. Это связано с большой динамикой условий рынка и с принципиальной невозможностью абсолютно точного прогноза. Любой прогноз – это диапазон, в котором колеблется маятник событий, условий и факторов. Усилиями прогнозистов можно сузить этот диапазон, но никто не сможет свести его к состоянию точки. Однако даже точка – это тоже пространство.
Можно выделить следующую иерархию рисков в принятии решений.
Неограниченный рост. Стратегия может быть принята только на небольшой период времени. Риск состоит в возможности быстрого перепроизводства, заполнения рыночных ниш и снижения темпов развития вплоть до стагнации.
Сокращение. Риск состоит в потере важных структур, направлений, технологий, части ассортимента, направления развития и т.п. Эти потери могут быть обусловлены неверным прогнозом или появлением новых факторов и условий.
Ликвидация. Казалось бы, рисков в ликвидации не может быть по определению, поскольку если предприятие ликвидировано, то рисковать уже нечем. Однако ликвидация, основанная на неверных прогнозных расчетах, чревата потерей капитала для акционеров и владельцев, а также невосполнимой и нерациональной потерей при ликвидации части предприятия.
Умеренный рост. Это стратегия острожных мелких шагов. Она не сулит больших прибылей, но минимизирует вероятность потерь.
Со времен появления промышленного производства минимизация рисков, убытков и потерь волновала умы ученых и практиков.
Ко второй половине XX века человечество, пройдя через войны, революции и глобальные кризисы, нашло решение этой проблемы. Минимизировать риски возможно только с помощью системы планирования.
Развитие этой идеи реализовалось в различных формах и методах планирования. Самой эффективной формой планирования, как оказалось, является непрерывное планирование, когда в рамках иерархии планов (стратегические – долгосрочные – среднесрочные - краткосрочные) осуществляется постоянное краткосрочное планирование. Его суть состоит в ежемесячном принятии планов на год или иной период по результатам анализа ситуации и выполнения ранее принятого плана. Однако такое планирование возможно только в условиях крупного предприятия или его системы. Мелкие производители себе такой мониторинг позволить не могут, поэтому им приходится корректировать стратегии в рамках календарного планирования, что тоже может быть эффективно.
Разработка стратегии развития предприятия или ее структур – это сложный многоступенчатый процесс. Он состоит из следующих этапов.
Определение миссии предприятия в рамках разрабатываемой стратегии. Под миссией понимается место и роль предприятия в современном обществе. Миссия – это ответ на вопрос «зачем обществу это предприятие?». Пример миссии: удовлетворение потребности населения в том или ином виде товаров или услуг.
Цель разработки стратегии всегда состоит в повышении управляемости бизнеса и стабилизации его положения на рынке.
Решаемые задачи. Задачи – это этапы продвижения к цели при выполнении миссии. Они могут заключаться в:
формировании образа компании в новых стратегических условиях;
разработке карты целей и счетной карты показателей;
разработке плана реализации стратегии на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный период;
разработке плана-графика реализации стратегии на 1 год и менее.
Формирование содержания стратегии. Это могут быть:
1. Антончев А. С. Система сбалансированных показателей: преимущества и недостатки /А. С. Антончев, В. Н. Хомич // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - №300-2. С. 80-81.
2. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом. – М.: Инфра, 2013. – 451с.
3. Богомолова Е.В. SWOT-анализ и управление торговой прибылью: дис., на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.12. – Москва, 2012. – 180с.
4. Бондаренко Р.М. Стратегическое управление в современной организации: сущность, содержание // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2016. - №3. С. 229-235
5. Борщ Ю. В. Методологические подходы различных школ к разработке стратегии организации // Juvenis scientia. – 2016. - №1. С. 47-49
6. Бражник М. В. Хронологический подход к классификации научных школ стратегического менеджмента // Проблемы современной экономики. - 2015. - №2. С. 150- 155.
7. Гвозденко А.Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях // Маркетинг и маркетинговые исследования. - №2. – 2011. С. 144-156
8. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2012. – 250с.
9. Ижбулатова О. В. Формирование и реализация стратегии предприятия// Управление фирмой. – 2015. – № 1. С. 70–72.
10. Лапицкая Л.В., Лапицкий А.В. Совершенствование методической основы проведения PEST-анализа на предприятии // Современная экономика: проблемы и решения. - №6. – 2011. С. 100-111
11. Малашук Н.М. Внешняя среда предприятия // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. - №51. С. 65-70
12. Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина бизнес букс, 2011. – 360с.
13. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 8-е изд., перераб. и доп. — Минск: 000 «Новое знание», 2012. — 688 с.
14. Свистунов В. Стратегия развития персонала// Служба кадров и персонал. – 2011. - № 8. С. 24-28
15. Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород, ИКЧП, 2012.