Введение
Глава 1. Теоретические аспекты кластерной политики управления
1.1. Общая характеристика кластерной политики
1.2. Методы исследования и содержание кластерной политики в регионах
1.3. Зарубежный опыт и перспективы кластерной политики в РФ
Глава 2. Анализ реализации кластерной политики Главного Управления внутренней политики Омской области
2.1. Характеристика Главного управления внутренней политики Омской области
2.2. Кластерная политика как основа развития Главного управления внутренней политики Омской области
2.3. Оценка реализации кластерной политики в Главном управлении внутренней политики Омской области
Глава 3. Кластерная политика как инструмент повышения эффективности функционирования Главного управления внутренней политики Омской области
3.1. Разработка методики по оценке кластерной политики в Главном управлении внутренней политики Омской области на основе кластеров
3.2. Обоснование адаптации кластеров в Главном управлении внутренней политики Омской области
3.3. Система мероприятий по реализации кластерной политики управления в Главном управлении внутренней политики Омской области
Заключение
Библиографический список
Приложение
Актуальность темы исследования.
В последние десятилетия в ряде стран приобрели значение эффективные кластерные стратегии, которые строятся на центрах деловой активности, уже доказавших свою силу и конкурентоспособность на мировом рынке. Правительства концентрируют усилия на поддержке существующих кластеров и создании новых сетей компаний, ранее не контактировавших между собой. Государство при этом не только способствует формированию кластеров, но и само становится участником сетей.
Кластерные стратегии широко используются в странах Европы. Например, в Германии с 1995 года действует программа создания биотехнологических кластеров Bio Regio. В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга, Оксфорда и Юго-Восточной Англии как основные регионы размещения биотехнологических фирм. В Норвегии правительство стимулирует сотрудничество между фирмами в кластере «морское хозяйство». В Финляндии развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудования. Тесное взаимодействие фирм данного кластера в распространении знаний обеспечивает им конкурентные преимущества перед основными торговыми соперниками. По оценке экспертов, Финляндия лидирует по уровню как исследовательской, так и технологической кооперации. Таким образом, несмотря на различность подходов, большинство стран Европы выработало для себя ту или иную кластерную стратегию. Страны, в наиболее явной форме осуществляющие такую стратегию: Дания, Нидерланды, Бельгия (фламандский район), Канада (Квебек), Финляндия, а также Южная Африка. Во Франции и Италии издавна практикуется своеобразная кластерная стратегия, хотя и под другим названием.
Кластерная политика в последнее время стала важным элементом стратегий и концепция инновационного развития регионов и в нашей стране.
Элементы кластерного подхода представлены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [3].
В 2012 году Министерство экономического развития Российской Федерации запустило первую национальную программу поддержки кластеров, в рамках которой было отобрано 25 пилотных инновационных территориальных кластера, которые планируется комплексно поддерживать в ближайшие пять лет.
Вместе с тем, несмотря на то, что кластерная политика уверенно вошла в российский научный и политический лексикон, существуют фундаментальные проблемы, затрудняющие содержательное развитие кластерного подхода к формированию инновационной экономики в регионах России.
Одной из таких проблем является вопрос о причинах формирования, развития и упадка кластеров. Понимание этих причин, их классификация и оценка из значимости позволит повысить эффективность мероприятий государственной кластерной политики.
Объект исследования – кластерная политика управления в Главном управлении внутренней политики Омской области.
Предмет исследования – деятельность Главного Управления Внутренней Политики Омской области по разработке и реализации кластерной политики управления.
Цели и задачи исследования.
Цель нашего исследования, которая состоит в том, чтобы выявить специфику.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- Дать общую характеристику кластерной политики.
- Определить методы исследования и содержание кластерной политики в регионах.
- Охарактеризовать зарубежный опыт и перспективы кластерной политики в РФ.
- Привести характеристику Главного управления внутренней политики Омской области.
- Охарактеризовать кластерную политику, как основу развития Главного управления внутренней политики Омской области.
- Провести оценку реализации кластерной политики в Главном управлении внутренней политики Омской области.
- Разработать методику по оценке кластерной политики в Главном управлении внутренней политики Омской области на основе кластеров.
- Обосновать адаптацию кластеров в Главном управлении внутренней политики Омской области.
- Предложить систему мероприятий по реализации кластерной политики управления в Главном управлении внутренней политики Омской области.
Методы исследования. В ходе исследования применялись такие теоретические методы научного познания как анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование, теоретическое моделирование.
Библиография по проблеме.
Проблемы развития региона вызывают большой теоретический и практический интерес. Вопросы регионального экономического развития освещают в работах экономисты: Н. Т. Агафонов, В. С. Антонюк, Х. Н. Гизатуллин, К. В. Екимова, Т. Г. Морозова, Н. Н. Некрасов, М. Д. Шарыгина и др.
Использование кластерного подхода к структурированию региональной экономики, обоснованию стратегий развития является характерным для развитых стран. Значительный интерес представляют работы таких зарубежных авторов, как: М. Портер, Е. Бергман, Б. Гаррет, Е. Дахмен, С. Дэвис, Д. М. Кастелс, П. Кругман, К. Морган, Б. Харрисон и др.
Отдельные вопросы, связанные с кластерными механизмами, инструментами стимулирования кластеров на уровне регионов, рассмотрены в трудах ученых М. Афанасьева, Л. Мясниковой, М. Войнаренко, А. Воронова, А. Буряк, А. А. Миграняна, Е. Монастырного, А. Асаула, А. Н. Праздничных, Н. Семеновой, Ю. Г. Лаврикова, Р. Н. Качалова, В. П. Третьяка, Л. С. Маркова, И. Пилипенко и др.
В настоящее время экспертами описаны 7 основных характеристик кластеров, на комбинации которых базируется выбор той или иной кластерной стратегии:
- географическая: построение пространственных кластеров экономической активности, начиная от сугубо местных (например, садоводство в Нидерландах) до подлинно глобальных (аэрокосмический кластер);
- горизонтальная: несколько отраслей/секторов могут входить в более крупный кластер (например, система мегакластеров в экономике Нидерландов);
- вертикальная: в кластерах могут присутствовать смежные этапы производственного процесса. При этом важно, кто именно из участников сети является инициатором и конечным исполнителем инноваций в рамках кластера;
- латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые могут обеспечить экономию за счёт эффекта масштаба, что приводит к новым комбинациям (например, мультимедийный кластер);
- технологическая: совокупность отраслей, пользующихся одной и той же технологией (как, например, биотехнологический кластер);
- фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра − предприятия, НИИ или учебного заведения;
- качественная: здесь существенен не только вопрос о том, действительно ли фирмы сотрудничают, но и то, каким образом они это делают. Сеть далеко не всегда автоматически стимулирует развитие инноваций. Бывает, что в сетях, напротив, подавляются инновационные процессы и поощряется защитное поведение. Взаимосвязи с поставщиками могут стимулировать инновационные процессы, но они же могут использоваться для перекладывания расходов на партнёров и ущемления их в финансовом отношении. В последнем случае сети не оказываются ни стабильными, ни стимулирующими.
Кластерный подход, первоначально используемый в исследованиях проблем конкурентоспособности, со временем стал применяться при решении всё более широкого круга задач, в частности:
- при анализе конкурентоспособности государства, региона, отрасли;
- как основа общегосударственной промышленной политики;
- при разработке программ регионального развития;
- как основа стимулирования инновационной деятельности;
- как основа взаимодействия большого и малого бизнеса.
Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов по названной проблематике, вопрос о целесообразности использования конкретных отраслевых кластеров, степени их поддержки региональными органами государственной власти недостаточно изучен. Необходимость решения этих вопросов обусловила выбор темы исследования, постановку его целей и задач.