Введение
Глава 1. Концептуальные подходы к социальной защите в России
Глава 2. Особенности реализации социальной защиты в России
Глава 3. Подходы к социальной защите за рубежом
Глава 4. Особенности социальной защиты за рубежом
Заключение
Список использованной литературы
Существуют нижеприведенные системы социальной защиты:
- государственная, которая нацелена на определение малообеспеченных групп населения по уровню нуждаемости, а также льготное обеспечение их социальной помощью;
- частную, самостоятельную, основанную на принципе ответственности любого члена общества за свою долю и долю всей семьи, с применением зарабатываемых личной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности и иных личных запасов.
Современная система социальной защиты в нашем государстве строится на следующих принципах:
- Одобрения. Органами власти для привлечения внимания средств массовой информации по поводу какого-либо значимого события, принимаются решения, по оказанию помощи, поддержки отдельным социальным группам, населению;
- Заявительности, информирования. То есть любая социальная помощь, поддержка могут быть оказаны нуждающемуся гражданину по его письменному заявлению или его законного представителя;
- Защиты, опеки. Осуществляется защита, опека, забота по отношению к наименее защищенным слоям и группам населения.
В связи с этим появилось достаточно много разнообразных льгот по отношению к населению, подлежащего социальной защите. Эти льготы стали как аналог финансовых типов социальной поддержки некоторых групп, слоев населения. Но одновременно многие отечественные граждане не были достаточно осведомлены о льготах, так как эти данные о наличии льгот чаще печатались в определенных для служебного применения нормативно-правовых и методических актах.
Со временем с развитием рыночных отношений и гласности информация о правах на различные льготы стала более доступной всяким категориям населения, и граждане стали активно заявлять требования на эти льготы. Сегодня более 70% отечественного населения имеют льготы по различным основаниям. Данное положение привело к серьезной нагрузке на федеральный и местный бюджеты, льготы стали как обременение для России.
Объект исследования: социальная защита лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования: особенности реализации социальной защиты в России и за рубежом.
Цель исследования: выявить специфику социальной защиты в России и за рубежом и провести сравнительную характеристику.
Для достижения указанной цели следует решить следующие задачи:
- Проанализировать и охарактеризовать социальную защиту в России: понятие, содержание, принципы.
- Изучить особенности реализации социальной защиты в России.
- Рассмотреть подходы к социальной защите за рубежом.
- Провести сравнительный анализ, найти схожие и различные черты в реализации социальной защиты в России и за рубежом.
В качестве методов исследования были применены: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной тематике.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Концептуальные подходы к социальной защите в России
Одной из важных частей демократического строя является социальная поддержка незащищенных слоев населения. В каждом населенном пункте существуют специальные центры, где людям помогают различными способами облегчить существование и приспособиться к неблагоприятным условиям жизни в стране. Рассмотрим, какие меры для этого используются в настоящее время.
Социальная поддержка населения стала необходимой вместе с введением в государстве рыночной экономики. Программы зашиты населения направлены на тех, кто самостоятельно не может обеспечить себе достойный уровень жизни: многодетные семьи; инвалиды; ветераны войн; сироты; малоимущие.
В условиях рыночной экономики такие люди не могут получить достаточную прибыль при помощи собственного имущества или в виде оплаты за труд. Правительство реализовывает программы по защите этих групп населения для того, чтобы снизить напряженность между социальными классами внутри страны .
Поддержка оказывается все зависимости от возраста человека, его места проживания и пола. Важно лишь иметь российское гражданство и подтвердить сложную ситуацию в жизни документально. Сегодня власти страны ориентированы на оказание помощи конкретным людям в их жизненной ситуации.
На сегодня в стране открыто более 16 тысяч учреждений, в которых трудится порядка 400 тысяч человек. Практически в каждом районе крупного города есть отдел, куда люди могут обратиться за помощью. Существуют они и в небольших населенных пунктах. Сотрудники центра контролируют и отвечают за выполнение государственных программ.
Существует федеральная и региональная помощь населению. Наиболее узко направлена помощь, которая регулируется законами субъектов федерации. Работа центров поддержки в регионах строится по следующим принципам :
1. Основной задачей является усовершенствование мер социальной защиты.
2. Передача помощи населению производится в натуральном или денежном виде.
3. На местах разрабатываются новые меры поддержки, которые будут более необходимы в конкретной ситуации.
4. Работа с населением проводится в центрах и на выездных мероприятиях. К реализации проектов может быть привлечен Центр занятости и Пенсионный фонд.
5. Центры социальной поддержки и защиты помогают получить необходимую медицинскую и юридическую помощь.
6. Внедряются особые субсидии и льготы, а также контролируется выполнение федеральных программ.
Усилия власти на всех уровнях сконцентрированы на мерах социальной поддержки. Это позволяет добиться большей эффективности принятых мер и расширить для нуждающихся набор предлагаемых услуг.
В органе социальной защиты каждого района готовы выслушать обратившегося и предложить ему одну из подходящих для ситуации мер. Наиболее востребованы мероприятия для поддержки материнства и детства, но их часто бывает недостаточно для семей в сложной жизненной ситуации. Тем не менее, на сегодня для многодетных семей предусмотрена: выплата пособий; санаторно-курортное лечение; выплата федерального и регионального материнского капитала; предоставление земельных участков; ежегодная помощь (если семья является еще и малоимущей) .
Полный список мероприятий от органов социальной защиты, вы можете узнать в отделении этой структуры вашего района. Специалисты, работающие там, проконсультируют о подходящих для вашей семьи программах и видах помощи.
Департамент труда также работает над выполнением программ по поддержке населения. Его специалисты производят:
- отправку на бесплатное профессиональное обучение и курсы переподготовки;
- поиск вакансий для инвалидов, выпускников учебных заведений и трудоспособных граждан;
- работу по созданию новых рабочих мест, при помощи распределения грантов на открытие бизнеса;
- ежемесячные выплаты оставшимся без работы людям.
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12 декабря 1993г. (Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014г. №2-ФКЗ, от 21.07.2014г. №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. - №31. – Cт. 4398.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017). // Российская газета. - № 153-154. - 12.08.1998.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: [принят Гос. Думой 23 дек. 2013 г.: по состоянию на 21 июл.2014 г.] // Российская газета. - № 295. - 30.12.2013.
4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: [принят Гос. Думой 20 июл. 1995 г.: по состоянию на 19.12.2016 г.] // Российская газета. - № 234. - 02.12.1995.
5. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»: [принят Гос. Думой 20 июл. 1995 г.: по состоянию на 19.12.2016 г.)] // Российская газета. - № 142. - 23.07.1999.
Учебная и специальная литература:
6. Аверин, А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения : учеб. пособие / А.Н. Аверин. - М.: РАГС, 2016. – С. 114.
7. Бахарев, В.В., Свищев К.Г. Оценка качества социального обслуживания пожилых граждан на дому [Электронный ресурс] / В.В. Бахарев, К.Г. Свищев. – Режим доступа: http://regio№sar.ru/№ode
8. Волкова, Л.И. Достойная старость. О домах престарелых в России / Л.И. Волкова // Российская газета. – 2011. - № 2. – С. 52.
9. Голикова, Т. Обзор программ и приоритетных национальных проектов социального развития на современном этапе развития России / Т. Голикова // Экономист. – 2017. - № 6. – С. 7.
10. Егоров, А.Н. Социально-трудовая реабилитация инвалидов и престарелых / А.Н. Егоров. – М.: Статус, 2015.– 465 с.
11. Замараева, З.П. Становление института социальной защиты населения в России / З.П. Замараева. - М.: Изд-во Рос. гос. соц. ун-та, 2015. - 207 с.
12. Киселёв, С.Г. О некоторых вопросах организации досуга пожилых людей в Российской Федерации / С.Г. Киселёв. – Самара: Проспект, 2014. – 120 с.
13. Коваленко, Е.А. Модели организации адресной социальной помощи / Е.А. Коваленко. - М.: Статус, 2016. - 247 с.
14. Лагункина, В.И. Модель развития социальных служб для уязвимых групп населения. // Программа по распространению результатов проекта «Развития социальных служб для уязвимых групп населения РФ» / В.И. Лагункина. - М.: Статус, 2014. – 140 с.
15. Леонтьева, А.Г. Социальная защита населения : учеб. Пособие / А.Г. Леонтьева. – Тюмень: Орда, 2014. – 216 с.
16. Лушникова, М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. - М.: Юстицинформ, 2012. – 656 с.
17. Основы социальной работы. Учебник / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА, 2016. – 337 с.
18. Токарева, Е.А. К вопросу о понятии социальной защиты населения / Е.А. Токарева // Социальное и пенсионное право. - 2016. - № 3. - С. 3 - 6.
19. Черкасская, Г.В. Проблемы функционирования систем социальной защиты / Г.В. Черкасская. - СПб.: ЛГУ, 2016. – 163 с.