ВВЕДЕНЕНИЕ
Глава 1. Роль таможенных платежей в системе регулирования внешнеторговой деятельности
1.1. Особенности организации финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации
1.2. Порядок и основные тенденции финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации в условиях функционирования Евразийского экономического союза
Глава 2. Организация финансовой деятельности таможенных органов (на примере Южного таможенного управления)
2.1. Общая характеристика финансово-экономической деятельности Южного таможенного управления
2.2. Приоритетные направления деятельности Южного таможенного управления по обеспечению доходов федерального бюджета
2.3. Финансовое обеспечение расходов таможенных органов
Глава 3. Приоритетные направления совершенствования финансовой деятельности таможенных органов
3.1. Направления формирования Министерством финансов Российской Федерации единой системы таможенного и налогового администрирования
3.2 Направления минимизации фискальных рисков таможенного администрирования
3.3. Внедрение в таможенных органах системы аудита эффективности использования бюджетных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральная таможенная служба является одним из ключевых государственных органов, обеспечивающих пополнение доходов федерального бюджета. Федеральная таможенная служба реализует бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, осуществляя в финансовой сфере контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты таможенных платежей. Ежегодно поступления от уплаты таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, превышают 35% доходной части федерального бюджета. На современном этапе осуществляется масштабная реформа таможенного и налогового администрирования. С 2015 г. Федеральная таможенная служба переподчинена Министерству финансов Российской Федерации, осуществляется создание единой системы налогового и таможенного администрирования, предусматривающей интеграцию информационных ресурсов ведомств, входящих в структуру Министерства финансов Российской Федерации и направленной на повышение эффективности деятельности таможенных и налоговых органов и увеличение поступлений в федеральный бюджет.
Одновременно таможенные органы являются одним из важнейших субъектов бюджетного планирования. Как бюджетополучатель Федеральная таможенная служба осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций, и осуществляют финансовый контроль за собственным целевым расходованием бюджетных средств.. От эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на содержание таможенных органов, в значительной степени зависит эффективность реализации фискальной функции, осуществления таможенного контроля, совершенствования информационных ресурсов в рамках проводимой реформы таможенного и налогового администрирования. Также важными являются вопросы оценки качества бюджетного планирования и организации управления финансовой деятельностью таможенных органов.
Вышеизложенное определяет необходимость комплексного рассмотрения финансовых аспектов деятельности таможенных органов.
Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов организации финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть особенности организации финансовых отношений в системе таможенных органов;
- изучить специфику финансовой деятельности таможенных органов;
- охарактеризовать основные направления финансовой деятельности Южного таможенного управления;
- дать оценку финансовому обеспечению расходов таможенной службы;
- проанализировать перспективы развития системы финансового обеспечения таможенных органов в условиях реализации российских реформ.
Предметом выпускной квалификационной работы являются организационно-финансовые отношения, складывающиеся по поводу финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации. Объектом исследования выступает финансовая деятельность таможенных органов Южного таможенного управления.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Основные направления финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации
1.1. Особенности организации финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации
Особенности финансовых отношений таможенных органов вытекают из специфики таможенной деятельности. Таможенные органы не производят продукции и не оказывают услуги в прямом смысле слова, их деятельность связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей.
В процессе непосредственной деятельности таможенные органы вступают в финансовые отношения с импортерами и экспортерами по поводу перемещения через границу товаров и транспортных средств, а именно взимания таможенных платежей в виде таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов за выдачу лицензий и выдачу квалификационного аттестата.
Финансы таможенных органов – это экономические отношения по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств для осуществления таможенной политики, направленной на гocударственное регулирование внешней торговли, проявляющееся в выработке единой системы согласованных экономических, политических, организационных и правовых мер по развитию внешнеэкономических связей страны, по защите российского рынка, стимулированию отечественного товаропроизводителя .
Данное определение по сути совпадает с общим определением финансов как экономической категории. Наряду с этим необходимо отметить специфику финансов таможенных органов, которая проявляется в том, что в процессе деятельности государственной таможни непосредственно не создается ВВП и национальный доход, она оказывает косвенное влияние на участников внешнеэкономической деятельности, которые создают национальный продукт.
Распределительная функция финансов охватывает и сферу деятельности таможенных органов. Проявление ее подчинено общим закономерностям этой функции, однако оно и специфично в связи с особенностью целей и условий деятельности таможенных органов. Распреде-лительная функция финансов таможенной системы проявляется в следующих моментах.
Прежде всего, распределительную функцию финансов следует увязывать с экономической деятельностью таможенных органов, а именно, целью взимания таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу. Государство посредством таможенных платежей финансовыми методами влияет на формирование доходной части государственного бюджета; оказывает регулятивное воздействие на экономические процессы в стране; влияет на внешнеэкономические отношения Российской Федерации с зарубежными странами.
Механизм такого влияния проявляется в изменениях ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, а также в запретах и ограничениях на ввоз и вывоз товаров, лицензировании и квотировании экспорта и импорта и в других мерах.
Процессом регулирования ставок взимания таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей государство не только решает фискальные проблемы обеспечения доходной базы бюджета, но и стимулирует развитие национальной экономики и защищает экономические интересы России, осуществляет правоохранительную деятельность, которая заключается в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственных и моральных устоев, культурных ценностей и т.д. Таким образом, с помощью распределительной функций государство в лице таможенных органов решает финансовые, политические и социальные вопросы.
Вторая функция финансов, не менее значимая, - контрольная. Рыночная экономика теоретически считается саморегулируемой. Однако практика развития рыночных отношений в РФ свидетельствует о необходимости использования государственного регулирования экономических процессов. Необходимость воздействия на развитие экономики государства и общества предопределяет объективность контроля за всеми сторонами и процессами общественного воспроизводства. Финансы как стоимостная категория, сочетающая в себе количественные и качественные стороны, обладают внутренним свойством контроля, которое используется обществом через организацию финансового контроля для решения многообразных задач.
Контрольная функция, также как и распределительная, внутренне присуща финансам. Свое проявление контрольная функция находит в тесной взаимосвязи и взаимодействии с распределительной.
В процессе распределения ВВП в целом, а также отдельных видов доходов и фондов финансовых ресурсов особо важное значение имеют количественные величины, пропорции в их распределении. В рыночной экономике контроль объективно необходим. Он дает возможность проследить за соблюдением нужных пропорций в развитии отдельных отраслей экономики, соотношением в распределении национально дохода на фонд потребления и накопления и других экономических пропорций и показателей.
Материальной основой контрольной функции служит ВВП, стоимостные формы его движения в виде денежных доходов и финансовых ресурсов. Формой реализации контрольной функции финансов является финансовый контроль. Он составная часть системы государственного и общественного контроля. Для эффективного использования возможностей контрольной функции финансов необходимо правильно обозначить принципы финансового контроля. Основными принципами организации финансового контроля в Российской Федерации являются: законность, независимость, объективности гласность, действенность.
Финансовый контроль осуществляется также Федеральной таможенной службой. Таможенные органы, осуществляя финансовый контроль, исходят из необходимости недопущения финансовых нарушений, выявления злоупотреблений с целью защиты фискальных интересов государственного бюджета, обеспечения интересов российских потребителей и защиты интересов рос-сийских производителей. Они контролируют в пределах своей компетенции деятельность участников внешнеэкономической деятельности.
Финансово-экономический контроль включает в себя таможенный контроль, поскольку таможенные органы осуществляют контроль за формированием централизованных фондов денежных средств. На таможенные органы возложены функции по формированию доходной части федерального бюджета РФ, а также по контролю за полнотой уплаты таможенных платежей участниками ВЭД.
На современном этапе мирового развития, когда процессы интеграции и глобализации открывают новые возможности для международного сотрудничества, внешнеэкономическая деятельность становится одним из важных направлений развития экономики страны. Кроме того, так как внешнеэкономическая деятельность является частью внешней политики государства и национальной экономической политики, она подлежит контролю и регулированию со стороны государства.
ВЭД можно описать как систему факторов, которые вместе образуют единый процесс создания и реализации отечественных товаров и услуг в соответствии со стратегиями предприятий, формами и методами работы на зарубежных рынках. Исходя из этого предприятия приводят в действие свои внешнеэкономические стратегии посредством следующих видов ВЭД: внешнеторговая деятельность; международное инвестиционное сотрудничество; производственная кооперация; валютные и финансово-кредитные операции. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представляет собой, по сути, основу организации внешнеторговой деятельности.
Понятие «внешнеторговая деятельность» было первоначально сформулировано в Федеральном законе № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995 г., а затем скорректировано в Федеральном законе № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г. Итак, в ФЗ №164-ФЗ внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
К формам ВТД относятся экспорт, импорт, бартерные сделки и компенсационные сделки. В ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г. выделено четыре группы объектов (предметов) ВТД: 1) товары, 2) услуги, 3) информация и 4) интеллектуальная собственность.
Внешнеторговая деятельность России играет весомую роль в развитии экономики страны. Ввоз импортной и экспорт отечественной продукции способствует развитию конкурентоспособности и повышению ВВП страны. В связи с либерализацией внешнеторговой деятельности в стране большое количество предприятий смогло стать полноправным участником международного рынка товаров и услуг, что является, безусловно, позитивным моментом. Однако, несмотря на положительные черты развития ВТД, существуют также и некоторые негативные последствия для страны как на макроэкономическом уровне, так и на микроуровне. К таким проблемам можно отнести утечку капитала, рост инфляции, подавление отечественных отраслей производства при условии (если товары худшего качества), и ряд других. Все это связано с рисками, которым подвержены российские предприятия, а именно: финансовый, коммерческий, риск неэффективности сделок, искажения бухгалтерской и финансовой отчетности, валютный риск и т.д. Данные риски не позволяют свободно и беспрепятственно проводить внешнеторговые сделки и имеют значительное влияние на сам процесс и результат проводимых сделок.
Состояние внешнеторговой деятельности страны влияет на экономическое и социальное положение внутри страны. Кроме того, существует многообразия рисков и негативных последствий осуществления внешнеторговой деятельности. Поэтому государство должно тщательно контролировать все процессы, протекающие в рамках внешнеторговой деятельности посредством государственного финансового контроля.
В современной научной литературе и нормативных документах существуют различные определения понятия «государственный финансовый контроль», среди которых наиболее полным является определение, данное В.М. Родионовой. Автор под государственным финансовым контролем понимает систему органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одну из форм государственного контроля, способствующую обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому, эффективному и экономному использованию государственных средств, помогающую вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисциплины.
Цель государственного финансового контроля в более узком понимании определяется отдельными авторами как «обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности».
1. Таможенный Кодекс Таможенного союза // СПС «Консультант плюс».
2. Единый таможенный тариф Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // СПС «Консультант плюс».
3. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О едином таможенно-тарифном регулировании» от 25.01.2008 // СПС «Консультант плюс».
4. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран» от 25.01.2008 // СПС «Консультант плюс».
5. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 25.01.2008 // СПС «Консультант плюс».
6. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 12.12.2008 // СПС «Консультант плюс».
7. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «Об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)» от 20.05.2010 // СПС «Консультант плюс».
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования» / Справочно-правовая система ВЭД-ИНФО.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СПС «Консультант плюс».
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 2225-р «Об утверждении концепции развития таможенных органов Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
11. Стратегия развития таможенных органов Российской Федерации до 2020 года Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р // СПС «Консультант Плюс».
12. Постановление Правительства РФ от 23.12.2006 № 795 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «Консультант плюс».
13. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2016-2018 годы / http://www.customs.ru.
14. Агамагомедова С.А. Принципы таможенного контроля как вида государственного контроля // Вестник Российской таможенной академии. № 1. 2017.
15. Агамагомедова С.А. Виды таможенного контроля: понятие и критерии классификации // Таможенное дело. № 3. 2016.
16. Андриашин Х.А., Свинухов В.Г. Таможенное право. Учебник. – М.: Магистр, 2008.
17. Апостолов М. План действий по улучшению ВЭД // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. № 11. 2013.
18. Артемов Н.М. Финансово-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности В РФ. Учебник. – М., 2004.
19. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование таможенных платежей: Учеб. пособие. – М.: Юриспруденция, 2000.
20. Ашмарин А.И. Финансово-правовые аспекты таможенного контроля // Государство и право. № 1. 2009.
21. Ашмарин А.И. «Таможенные платежи» как собирательная категория науки финансового права // Государство и право. № 11. 2009.
22. Барамзин С.В. О сущности таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. № 3. 2013.
23. Барзилова И.С. Роль таможенных льгот в механизме правового регулирования современной России // Вестник Российской таможенной академии. № 1. 2011.
24. Верстова М.Е. К вопросу о понятии таможенных платежей как источника доходов бюджета // Внешнеторговое право. № 2. 2007.
25. Волков В. К вопросу о правовой природе таможенных платежей// Право и экономика. №11. 2009.
26. Воронина Е.В. Единая система администрирования обязательных платежей: необходимость, этапы формирования, перспективы / О создании единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов в Российской Федерации. Аналитический вестник Совета Федерации. № 40. 2016.
27. Гармонников С.Н. Проблемные вопросы единого таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. № 1 (35). 2010.
28. Гладков А.Р. Методика прогнозирования объемов таможенных платежей при применении мер таможенного регулирования внешней торговли // Вестник Российской таможенной академии. № 3. 2016.
29. Гошин В.А. Таможенное законодательство Таможенного союза: современное состояние и основные направления совершенствования // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. № 10. 2013.
30. Громов В.В. Россия и реформа администрирования фискальных платежей / О создании единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов в Российской Федерации. Аналитический вестник Совета Федерации. № 40. 2016.
31. Давыдова И.А. Акцизы: налогоплательщики и объекты налогообложения // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. № 2. 2007.
32. Деточка А.В. Финансово-экономические аспекты контроля таможенной стоимости // Таможенное регулирование и таможенный контроль. № 1. 2010.
33. Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. – М.: ВАВТ, 2012.
34. Ершов А. Д. Международные таможенные отношения. – СПб, 2000.
35. Зуева Т.С. Таможенно-тарифное регулирование в условиях мирового финансового и экономического кризиса // Таможенное регулирование и таможенный контроль. № 1. 2010.
36. Ильин А.Е. Современная система таможенно-тарифного регулирования в России // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. № 1. 2012.
37. Кандратьева И.М. Таможенный контроль товаров и транспортных средств в современных условиях // Управление инвестициями и инновациями. № 3. 2016.
38. Карасева М.В. Сущность фискальных сборов и правовые требования к их установлению – в кн. Фискальные сборы: правовые признаки и. порядок регулирования / Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 2003.
39. Кнобель А.Ю. Детерминанты уровня тарифной защиты: межстрановой анализ // Российский Внешнеэкономический Вестник № 9. 2010.
40. Коваленко Е. Выявленные проблемы в процессе анализа общих условий обеспечения уплаты таможенных платежей, а также предложенные пути их преодоления// Власть. №5. 2009.
41. Коваленко Е. П. Проблемы правового регулирования таможенных платежей // Власть. № 3. 2013.
42. Красильникова Е.В., Кучинская Л.В. Совершенствование идентификации пушно-меховых товаров при таможенном контроля // Вестник Российской таможенной академии. № 1. 2017.
43. Левкина В.С., Зубков С.А. Анализ системы администрирования таможенных платежей в Таможенном союзе // Новая наука: Современное состояние и пути развития. № 5-1 (80). 2016.
44. Могучий В. Единый таможенный тариф Таможенного союза: анализ особенностей // Таможенный вестник. № 1. 2010.
45. Моисеев Ю.Ю. Таможенный контроль как инструмент таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. № 2 (35). 2016. С. 43-51.
46. Немирова Г.И., Рожкова Ю.В. Экономика таможенного дела: Учебное пособие – СПб.: Троицкий мост, 2013.
47. Новиков А.Б. Роль фискальной функции в формировании статуса таможенных органов Российской Федерации // Таможенное дело. № 2. 2007.
48. Ноздрачев А.Ф. Административная организация таможенного дела: Учебно-практическое пособие. – М.: МЦФЭР, 2005.
49. Падалко В. Семь направлений совершенствования таможенного регулирования // Международная экономика. № 1. 2013.
50. Полный словарь терминов и нормативных понятий, используемых в деятельности ФНС России, ФТС России и Росфинмониторинга / Авт.-сост. А.Б. Паскачев, В.А. Кашин, Е.А. Захарова. – М.: Магистр, 2007.
51. Попова Л.И. Совершенствование администрирования таможенных платежей // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Т. 1. № 3 (3). 2015.
52. Попович Е.Н. Контроль льгот по уплате таможенных платежей в Евразийском экономическом союзе // Вестник Российской таможенной академии. № 4 (33). 2015.
53. Свинухов В.Г. Таможенное дело. – М.: Экономист, 2013.
54. Силуанов А.Г. Современные формы контроля // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. № 3. 2017.
55. Сокольникова О.Б. Развитие института таможенных платежей в Российской Федерации // Финансы и кредит. № 17 (257). 2007.
56. Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году // http://www.сustoms.ru.
57. Таможенная стоимость: Учебник / Под общ. ред. Л.А. Бондарь и В.А. Шамахова. – М.: Софт Издат, 2007.
58. Удовенко С.П. К вопросу об оценке эффективности применения Единого таможенного тарифа в Таможенном союзе ЕврАзЭС // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. № 1 (35). 2010.
59. Управление таможенным делом: Учебное пособие. Под общ. ред. В.В. Макрусева и В.А. Черных. – СПб.: Троицкий мост, 2012.
60. Чепко О.Б., Мойсова И.Б. гармонизация косвенных налогов в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического союза // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. № 1 (18). 2015.
61. Чуватова И.С. Развитие института администрирования таможенных доходов Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. № 2. 2011.