Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения персонала в организации
1.1 Понятие, сущность и роль обучения персонала
1.2. Компоненты системы обучения персонала
1.3. Особенности реализации систем обучения персонала на современном этапе
Глава 2. Исследование системы обучения персонала в ООО «Байкал Сервис»
2.1 Общая характеристика организации
2.2. Анализ состава и структуры персонала организации.
2.3. Исследование функционирования системы обучения персонала
Глава 3. Совершенствование системы обучения персонала в ООО «Байкал Сервис»
3.1. Внедрение программы по повышению квалификации специалистов ООО «Байкал Сервис»
3.2. Внедрение программы по переподготовке кадров основных рабочих
3.3. Социально-экономическая оценка предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Актуальность темы курсовой работы обусловлена сложившейся в экономике ситуацией, когда от того, насколько образован, развит и мотивирован персонал, зависит положение предприятия на рынке. Вопросы обучения сотрудников компании давно стоят перед зарубежными руководителями, которые привыкли вкладывать средства в развития сотрудников. Российская практика обучения персонала еще недостаточно обширна: не все предприятия осознают потребность работников в развитии и необходимость повышать квалификацию предприятия для повышения конкурентоспособности компании. Рассматриваемая тема хорошо освещена в российской и зарубежной литературе по управлению персоналом.
Объект курсовой работы – нижегородский филиал ООО «Байкал Сервис».
Предмет курсовой работы – система обучения персонала в нижегородском филиале ООО «Байкал Сервис».
Цель курсовой работы – разработка проектных решений по формированию программы обучения персонала в нижегородском филиале ООО «Байкал Сервис».
Задачи курсовой работы:
- Изучить теоретические основы обучения персонала;
- Охарактеризовать деятельность нижегородского филиала ООО «Байкал Сервис»;
- Проанализировать персонал организации;
- Исследовать систему обучения в нижегородском филиале ООО «Байкал Сервис»;
- Разработать проектные решения по программам повышения квалификации специалистов и переподготовки рабочих в нижегородском филиале ООО «Байкал Сервис».
Теоретической базой работы стали учебники и статьи периодических изданий в сфере управления персоналом. Структура курсовой работы включает введение, основную часть и заключение. Основная часть содержит три главы. Первая глава носит теоретический характер, и в ней рассмотрены вопросы обучения сотрудников на предприятиях. Вторая глава носит аналитический характер. В ней проведена характеристика работы нижегородского филиала ООО «Байкал Сервис», исследована система обучения сотрудников. В третьей главе предлагаются программы повышения квалификации специалистов и переподготовки рабочих в нижегородском филиале ООО «Байкал Сервис». Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности применить полученные результаты в работе предприятия.
Глава 1. Теоретические основы обучения персонала в организации
1.1 Понятие, сущность и роль обучения персонала
Обучение персонала - действия, направленные на повышение образовательного уровня сотрудников. Обучение персонала организации планируется так, чтобы повышать уровень квалификации работников всех уровней и удовлетворять потребность предприятия в профессиональных кадрах.
Профессиональное развитие персонала направлено на подготовку сотрудников к решению задач более сложного уровня, выполнению новых производственных функций.
Цели обучения и развития персонала:
- повышение эффективности и производительности труда;
- профессиональная подготовка руководящего состава;
- повышение квалификации молодых сотрудников;
- рост социальной удовлетворенности сотрудников;
- профессиональный переход на новые технологии;
- снижение уровня оттока кадров.
Меры по обучению и развитию персонала организации включают:
- поддержание высокого уровня работоспособности;
- адаптацию к новым условиям труда;
- профессиональную психологическую помощь сотрудникам, работающих в стрессовых условиях.
Можно выделить следующие принципы обучения и развития персонала организации:
- использование различных форм обучения на разных этапах развития персонала;
- целостность системы развития и обучения персонала;
- построение системы развития сотрудников в соответствии с возможностями и социально-экономическими условиями организации;
- социальное стимулирование развития сотрудников.
Приведем факторы, влияющие на необходимость обучения и развития персонала организации:
- развитие новых информационных технологий;
- возникновение конкуренции в различных сферах рынка;
- необходимость разработки стратегии организации;
- совместная деятельность руководящего состава по реализации единой кадровой политики;
- возможность получения профессиональных консультаций по обучению и развитию персонала организации.
Можно представить следующую схему процесса обучения персонала (рис. 1).
Рис. 1 Организация обучения персонала
Обучение персонала - это отрегулированный процесс получения навыков, умений, знаний под руководством руководителей, специалистов и наставников.
Важность и необходимость обучения персонала неоспорима в связи с непрерывным ростом коммуникационных и технических возможностей, постоянным совершенствованием технологий, внедрением современных инженерных систем, развитием информационных технологий.
Для руководителей целью обучения персонала является воспроизводство, интеграция, формирование, подготовка персонала для управления, подготовка к самостоятельному принятию решений.
Для сотрудников цель обучения, прежде всего, - повышение профессиональной квалификации, получение знаний об организациях-партнерах, развитие вне профессиональной деятельности.
Обучение персонала в организации имеет двойную функцию - это наилучшее использование работника и его мотивация. После того как работник усовершенствовал свои навыки и умения ему намного проще выполнять производственные задачи, в которых заинтересована сама компания.
Обучение персонала дает возможность более эффективно использовать человеческий труд. Когда у работника создается чувство мастерства в момент выполнения своей работы и его признает руководство, то у работника повышается удовлетворенность своей работой.
Сейчас на рынке ситуация такова, что решающим фактором является зарплата сотрудника, а не его занятость. В кризис одни компании стараются избавиться от непрофессиональных сотрудников, другие берегут персонал за счет урезания других издержек. Последние, как раз, и заинтересованы в том, чтобы проводить обучение персонала в кризис.
1.2. Компоненты системы обучения персонала
Анализ существующих нормативных документов и законодательных актов позволяет выделить четыре вида профессионального обучения в рамках подготовки и переподготовки персонала, это :
профессиональное обучение;
профессиональная переподготовка;
повышение квалификации;
обучение новой профессии.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каждый из этих видов профессиональной подготовки используется для достижения разных целей, но все они не подразумевают повышение образовательного уровня и не подменяют собой обучение в соответствующих профессиональных учебных заведениях. Профессиональное обучение или подготовка подразумевает ускоренный курс получения определенных навыков, необходимых для выполнения какого-то конкретного вида работы или нескольких видов работ. Профессиональную переподготовку проводят на основе уже имеющегося профессионального образования с использованием специально разработанных обучающих программ, направленных на:
Совершенствование и повышение уровня знаний для выполнения задач в рамках нового вида профессиональной деятельности;
Получение дополнительных квалификационных навыков.
Целями, которые достигаются с помощью повышения квалификации, являются обновление полученных ранее практических и теоретических знаний, приведение их в соответствие современным стандартам. Получение второй новой профессии возможно только для тех работников, профессии которых относятся к рабочим.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Бажин А.С. Анализ методов развития персонала организации в практике менеджмента зарубежных стран // Science Time. – 2015. - №3(15). С. 53-58
4. Весинин В.Р. Практический менеджмент персонала: учебное пособие/ В.Р. Весинин - М.: Юристъ, 2012. - 304 с.
5. Дарижапов Б.Д. Обзор зарубежных моделей управления персоналом / Б.Д. Дарижапов // Известия Иркутской государственной экономической академии. -2012. - № 1. - С. 91-95.
6. Карпова Т. Обучение новичков: разрабатываем эффективную систему // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2014. - №7. С. 33-39
7. Кибанов А.Я. Управление персоналом: учебник / А.Я. Кибанов - М.: ИНФРА-М, 2016. - 658 с.
8. Кузнецов Ю.В. Основы менеджмента: учебник / Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных - Спб.: Олбис, 2014. – 280с.
9. Мамонов Е. Изучаем «подводные камни» корпоративного обучения // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2012. - №9. С. 25-30
10. Мамонов Е. Как подготовить и провести тренинг: инструкция для hr-менеджера // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2015. - №1. С. 24-29
11. Лопатин О. Л. Подготовка кадров и повышение квалификации персонала: необходимые документы // Директор по персоналу. – 2015. - №9. С. 19-22
12. Мамонов Е. Повышаем производительность труда // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. – 2015. - №11. С. 17-23
13. Назарова Л.И., Комендантова Ю.С. Роль мотивации в корпоративном обучении сотрудников инновационной организации // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». – 2014. - №4. С. 43-47
14. Русинова Ф.М. Менеджмент (современный российский менеджмент): учебник / Ф.М. Русинова - М.: ФКБ-Пресс, 2012. - 588 с.
15. Соломанидина Т.О. Управление персоналом: учебник / Т.О. Соломанидина - М.: Инфра-М, 2014. - 584 с.
16. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента: учебник / Э.А. Уткин - М.: Тандем, 2012. - 452 с.
17. Фоменко А. О. Влияние обучения персонала на рост производительности предприятия // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 469-472.
18. Эсаулова И.А. Развитие персонала: стратегия, организация, решения: монография / И.А. Эсаулова. – Пермь: Изд-во Перм.гос.техн.ун-та, 2014.
19. Квалификация персонала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pmz.ru/pmz/stuff-policy/qualification/
20. Коновалова В. Мировые тенденции обучения и развития персонала и ситуация в России / В. Коновалова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/
21. Лопарева Д. Из опыта зарубежных компаний в области кадрового резерва / Д. Лопарева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hr-portal.ru/
22. Мансуров Р.Е. Оценка эффективности обучения персонала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/mansurov3.htm
23. Получение высшего образования целевым образом по направлению от ОАО «Соликамскбумпром» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.solbum.ru/vacancy/vuz_sbp.php
24. Развитие персонала [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.solbum.ru/vacancy/staff_development.php
25. Ярных В.И. Обучение персонала: преодоление трудностей и достижение целей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2007/06/27/obuchenie_personala.html