Задачами системы управления персоналом являются разработка, экспериментальная проверка и применение на практике научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивую, надежную, перспективную и эффективную работу коллектива (индивидуума).
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что любая организация - это, прежде всего люди и работа, которую они выполняют. Однако набор людей и работ еще не представляет собой организацию. Для того чтобы произошел переход от проектирования работы к проектированию или созданию организации, необходимо определенным образом соединить работы (виды деятельности) и работников (людей) между собой.
Цели и задачи менеджмента и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и направления управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях менеджмента, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации.
Немаловажным для развития организации является то, как руководитель выполняет свои функции, то есть не то, что он делает, а как он это делает. Другими словами, очень большое значение имеет управленческое поведение.
Стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.
Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами. Кроме того, метод управления более подвижен и чувствителен к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства.
Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-административные, социально-психологические).
Цель исследования - на основании теоретического материала и проведенного анализа системы менеджмента, управленческого поведения и стиля управления на исследуемом предприятии, разработать мероприятия по совершенствованию управления персоналом.
Задачи, поставленные в работе для достижения намеченной цели:
-раскрыть эффективность системы управления персоналом;
-проанализировать стили руководства и мотивации сотрудников на предприятии;
-разработать рекомендации по совершенствованию управления персоналом.
Исследование проблем управления и стиля управления относится к направлению, достаточно широко освещенному в научной литературе. Методологические аспекты исследования рассматривают в своих работах ученые: Арсеньев Ю.Н., Архипов В.Е., Афанасьева Т.П., Бурганова Л.А., Гапенко А.Л., Горячев Г.Д., Елисеева И.А., Кричевский Р.Л., Лазарев В.С., Панкрухин А.П., Попов Г.Х., Розанова В.А., Шелобаев С.И., Шорин В.Г. и других.
Объект исследования – ООО «МАГИСТРАЛЬ». Предмет исследования – организация системы управления персоналом на предприятии.
1 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ООО «МАГИСТРАЛЬ»
1.1 Организационная характеристика ООО «МАГИСТРАЛЬ»
Компания работает на рынке более 20 лет. Днем рождения компании МАГИСТРАЛЬ считается 24 сентября 1991 года, в штате насчитывалось 5 сотрудников. Компания специализируется на электромонтажных работах. Постепенно компания полностью сконцентрировалась на торгово-закупочной деятельности. Расширение специфики деятельности потребовало от компании и расширения географии присутствия. В 1997 году офисы МАГИСТРАЛЬ были уже в Центральном, Поволжском и Уральском регионах. Не останавливаясь на достигнутом, компания продолжила покорять необъятные просторы, открывая новые офисы продаж и создавая региональные центры, развивая систему оперативной логистики.
В 2004 году компания МАГИСТРАЛЬ осуществила переход от единого центрального склада к системе логистических комплексов в каждом значимом регионе Российской Федерации.
Компания МАГИСТРАЛЬ – это профессиональный дистрибьютор электротехники на всей территории России для широкого круга клиентов: промышленных предприятий, производителей электрощитового оборудования, предприятий инфраструктуры, электромонтажных и строительных компаний, частных монтажников, розничных магазинов и сетей , проектировщиков и частных лиц.
На сегодняшний день Компания МАГИСТРАЛЬ — это:
• Более 100 000 клиентов ежемесячно
• Свыше 5 000 сотрудников
• 40 000 складских позиций и более 600 000 электротехнических товаров, доступных к заказу 8 региональных логистических комплексов площадью от 10-20 тысяч кв. метров
• Свыше 150 точек продаж от Санкт-Петербурга до Иркутска
• Официальный дистрибьютор более 200 российских и зарубежных производителей.
Приобрести продукцию из широчайшего ассортимента МАГИСТРАЛЬ, от клеммы до трансформатора, могут клиенты в более чем 800 городах России. Компания поставляет не только светотехнику, электроустановочные изделия и кабельно-проводниковую продукцию, но и сложное промышленное и щитовое электрооборудование для самых требовательных клиентов.
Компания постоянно работает над улучшением взаимодействия со своими клиентами: открывает новые товарные направления, такие как оборудование для систем безопасности и строительный крепеж, создает новые сервисы, расширяет географию присутствия.
Миссия организации - ее основная общая цель, четко выраженная причина ее существования. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии. Для определения миссии, разберем принципы и цель компании.
Основные принципы Компании МАГИСТРАЛЬ
• Широкая география присутствия
• Представление ассортимента в разных ценовых сегментах
• широкий ассортимент «от лампочки до силовых трансформаторов»
• особое внимание к качеству продукции
• удобное расположение офисов
• техническое обустройство рабочих мест
• наглядное оформление выставочных залов
• комфортная рабочая атмосфера
• внимательное отношение к клиенту
• квалифицированное обслуживание клиентов
Основной целью управления Компании МАГИСТРАЛЬ является создание целостной системы поставки широкого спектра электротехнического товара, а также оказания дополнительных услуг для своих клиентов; обеспечение подготовки конкурентоспособных специалистов с учетом требований к формированию личности, профессиональной подготовке.
Основываясь на цели и принципах работы, миссией компании можно назвать комплексные поставки электрооборудования «от А до Я», экономящие время и деньги потребителя. Широкое присутствие Компании МАГИСТРАЛЬ на территории России. Стратегия компании МАГИСТРАЛЬ- выступать в роли надежного поставщика электрооборудования при стабильном росте компании.
Компания МАГИСТРАЛЬ постоянно развивается, когда она выходила на рынок Юга России, большинство инвесторов свои приоритеты направляли на Урал и Поволжье, считая Юг малоперспективным. МАГИСТРАЛЬ же сделала ставку именно на этот рынок и нисколько не прогадала. Сейчас, когда Южный регион стал развиваться еще активнее, компания получила конкурентное преимущество перед остальными коллегами, тем более что интерес к ЮФО стали проявлять и зарубежные бренды. На Юге очень хороший экономический потенциал, но самое главное — высокая динамика развития. Рынок развивается и позволяет развиваться в условиях хотя и жесткой, но не предельной конкуренции. А поскольку «МАГИСТРАЛЬ» пришла раньше, то имеет некоторые преференции.
По количеству офисов по всей России компания МАГИСТРАЛЬ не уступает ни одному своему конкуренту, в рамках же отдельного региона МАГИСТРАЛЬ может уступить некоторым. На примере Нижнего Новгорода и области, МАГИСТРАЛЬ имеет два офиса продаж, можно отметить превосходство «Русского Света», он имеет четыре офиса.
Также считаю, не совсем выгодное расположение офисов для розничных покупателей. Расположение их на улицах Кащенко и Федосеенко представляет неудобство для простых людей в плане быстрого их посещения.
В связи с этим компания испытывает трудности по выполнению планов продаж именно розничным покупателям.
Наряду с этим плюсом является расположение офиса и склада в одном месте.
Компания МАГИСТРАЛЬ продолжает расширять ассортимент предлагаемой продукции за счет привлечения к сотрудничеству все новых поставщиков. Так в спектре кабеля для охранно-пожарной сигнализации и систем безопасности появился Пожспецкабель, в спектре источников света наряду с такими общеизвестными PHILIPS и OSRAM появился Navigator, Rittal – в сегменте систем корпусной техники и распределительных шкафов, поставщик решений во всех областях промышленности и по всем сегментам рынка связи IT и т.д.
Как в любых компаниях, в коллективах офисов МАГИСТРАЛЬ возникают трудности в общении между людьми, сложности в решении рабочих вопросов между отделами. Возможно это связано с некоторой текучестью кадров в последние 7-9 месяцев.
Основной проблемой, на мой взгляд, является высокая насыщенность рынка электротехники, жесткая конкурентная борьба, а иногда и не корректное поведение конкурентов в ведении данного бизнеса.
Компания МАГИСТРАЛЬ является участником программы противодействия коррупции на электротехническом рынке «Честная позиция»
Далее можно сформулировать стратегический план развития компании МАГИСТРАЛЬ:
1.Продолжать освоение всех регионов России
2.Выполнять оперативные планы по выполнению продаж
3.Развивать программу лояльности покупателей к компании МАГИСТРАЛЬ.
4.Увеличивать покупательский спрос за счет индивидуального подхода к каждому клиенту через гибкую систему скидок и акционную политику.
5.Уменьшать транспортные затраты, снижать издержки.
6.Увеличивать долю собственных складов.
7.Стать лидером среди конкурентов.
Придерживаясь данной стратегической линии, можно говорить о лидерстве компании МАГИСТРАЛЬ на электротехническом рынке.
Внутреннюю структуру организации называют еще внутренней средой. Внутренняя среда напрямую воздействует на функционирование компании. Сущность анализа внутренней среды организации, выявление сильных и слабых сторон.
Основными элементами внутренней среды организации являются: цели, задачи, структура, люди, технологии.
Рассмотрим каждый элемент более подробно.
Итак, целями компании МАГИСТРАЛЬ является создание целостной системы поставки всего спектра электротехнической продукции, а также оказания дополнительных услуг для своих клиентов. На достижение этих целей и строится вся работа компании, как руководства, так и персонала. А помогают в достижении целей задачи.
Задачи как фактор внутренней среды представляют собой уточнение, конкретизацию целей.
Задачи делятся на работу:
- с людьми
-с предметами
-с информацией.
Работа с людьми в компании МАГИСТРАЛЬ подразумевает выполнение следующих задач:
1.Формирование персонала, т.е. поиск и привлечение новых сотрудников, их обучение.
Особенностью корпоративной системы подготовки персонала Компании МАГИСТРАЛЬ является разнообразие используемых форм обучения: от игровых тренингов до интерактивных вебинаров на внутреннем электронном портале.
2.Создание условий для эффективной работы: улучшение взаимодействия с различными отделами компании (бухгалтерия, логистика, АСУ) организация рабочего места
3.Повышение квалификации персонала: в компании каждый четверг проходят обучения от поставщиков, тестирование, ежегодные аттестации позволяющие повысить квалификационную категорию.
4.Совершенствование доступности внутриорганизационных перемещений.
5.Собрания по разработке плана мероприятий внерабочей деятельности для сплочения коллектива: корпоративы, совместные выезды на природу, корпоративные спортивные игры, а также проходит ежегодный профессиональный конкурс на выявление лучших специалистов.
6.Развитие системы мотивации и позитивного отношения к работе, а также системы премирования. Компания МАГИСТРАЛЬ постоянно совершенствует систему мотивации и вознаграждает своих сотрудников в соответствии с результатами труда.
7. Быть доброжелательным и вежливым.
8. Квалифицированно консультировать клиентов, отвечать на возникающие вопросы.
9. Качественно выполнять свою работу: вовремя, профессионально обрабатывать заявки, соблюдение сроков поставки товара и многое другое.
По работе с предметами выделяются такие задачи как:
1.Своевременная замена и ремонт устаревшей орг.техники
2. Проверка качества работы техники (кассовых аппаратов, погрузчиков, мотальных станков.
3. Недопущение сбоев в работе с такими предметами и техникой, как кассовые аппараты, погрузчики, мотальные станки
4. Бережное хранение и эксплуатация всех имеющихся инструментов, машин и техники, помогающих осуществлять деятельность в компании МАГИСТРАЛЬ.
Задачи, связанные с работой с информацией:
1.Оперативное донесение до персонала всей новой информации по работе, важных объявлений , изменений в регламентах работы.
2.Информирование сотрудников о пожарной безопасности, планах эвакуации, первой медицинской помощи.
3. Осведомление всех покупателей об акциях, скидках, проводимых в компании МАГИСТРАЛЬ, об изменении цен.
4. Донесение до клиентов всех документов, регламентирующих деятельность компании, сертификатов качества на товар и другую информацию.
Структурно компания МАГИСТРАЛЬ представляет собой объединение юридически самостоятельных предприятий, составляющих Компанию МАГИСТРАЛЬ, имеющих централизованную схему управления.
Центральным звеном структуры компании является Центральное предприятие (ЦП), находящееся в Санкт-Петербурге.
Звеньями структуры второго уровня являются крупные региональные предприятия, имеющие разветвленную территориальную структуру, центральные органы управления которых находятся в основных федеральных центрах России:
Санкт-Петербурге
Москве
Самаре
Екатеринбурге
Ростове-на-Дону.
Эти структурные объединения называются Региональными кустами (РК).
Компания МАГИСТРАЛЬ имеет линейно-функциональную структуру организации. В наглядной схеме (Приложение 1) можно проследить иерархию подчинения.
В соответствии с линейно-функциональной структурой управления, линейные звенья компании – директор по маркетингу, коммерческий директор, исполнительный директор, главный бухгалтер и финансовый директор – обеспечивают руководство соответствующими бизнес-процессами компании.
Функциональные подразделения компании, помимо основной деятельности, участвуют в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов.
Рyкoвoдитeли фyнкциoнaльныx пoдpaздeлeний ocyщecтвляют влияниe на пpoизвoдcтвeнныe пoдpaздeлeния фopмaльнo. Как пpaвилo, они не имеют права самостоятельно отдавать им распоряжения, роль фyнкциoнaльныx служб зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления фирмой в целом. Функциональные службы ocyщecтвляют всю техническую подготовку производства; подготавливают варианты решений вопросов, связанных c руководством бизнес-процессов компании.
1. Александрова Т.И. Управление персоналом / Т.И. Александрова. – М.: Юнити, 2014. – 215 с.
2. Андреев С.А. Трудовое право / С.А. Андреев. – М.: Академия, 2012. – 478 с.
3. Андропова Т.Ю. Психология в управлении персоналом / Т.Ю. Андропова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
4. Балашова Т.Н. Проблемы управления персоналом / Т.Н. Балашова. – М.: Юридический Центр Пресс, 2011. – 291с.
5. Бердников А.И. Управление персоналом / А.И. Бердников. – М.: Феникс, 2012. – 350 с.
6. Варламова Я.Е., Кошелева Е.А. Управление персоналом / Я.Е. Варламова. – М.: Юнити, 2011. – 224 с.
7. Волков Б.С. Управление персоналом / Б.С. Волков. – М.: Юнити, 2012. – 178 с.
8. Гусева Е.В. Управление персоналом / Е.В. Гусева. – М.: Академия, 2012. – 562 с.
9. Декалин С.А. Система мотивации труда / С.А. Декалин. – М.: Юнити, 2012. – 445 с.
10. Зенин И. А. Стратегическое развитие компании / И. А. Зенин. – М.: Изд-во Юрайт, 2013. – 251 с.
11. Кругликов Л.Л. Основы управления персоналом / Л.Л. Кругликов. – М.: Проспект, 2014. – 537 с.
12. Михалева Н.А. Управление персоналом / Н.А. Михалева. – М.: Проспект, 2012. – 564 с.
13. Плотников А.И. Система управления персоналом / А.И. Плотников. – М.: Проспект, 2013. – 452 с.
14. Прудникова А.С. Теория мотивации / А.С. Прудникова. – М.: Юнити, 2013. – 420 с.
15. Тяглов Е.А. Управление персоналом / Е.А. Тяглов. – М.: Академия, 2013. – 495 с.
16. Усманов Г.Ю. Секреты управления персоналом / Г.Ю. Усманов. – М.: Абак, 2013. – 296 с.
17. Усольцева М.И. Эффективность управления персоналом / М.И. Усольцева. – М.: Феникс, 2013. – 289 с.
18. Уфимский С.М. Планирование управления персоналом / С.М. Уфимский. – М.: Феникс, 2013. – 378 с.
19. Фархатов Н.В. Актуальные проблемы управления персоналом организации / Н.В. Фархатов. – М.: Академия, 2013. – 320 с.
20. Федоренко С.В. Эффективность управления персоналом / С.В. Федоренко. – М.: Стратегия, 2013. – 392 с.
21. Федоров С.Ю. Управление персоналом / С.Ю. Федоров. – М.: Юнити, 2014. – 450 с.
22. Фуфаев С.А. Теория мотивации / С.А. Фуфаев. – М.: Наука, 2012. – 345 с.
23. Ханов Е.А. Стимулирование сотрудников / Е.А. Ханов. – М.: Абак, 2013. – 245 с.
24. Ханжин О.Е. Оценка эффективности управления персоналом / О.Е. Ханжин. – М.: Антара, 2011. – 225 с.
25. Харитонов Е.А. Управление персоналом / Е.А. Харитонов. – М.: Академия, 2013. – 495 с.
26. Хатанин Г.Ю. Управление персоналом / Г.Ю. Хатанин. – М.: Абак, 2013. – 296 с.
27. Цацын М.И. Управление персоналом / М.И. Цацын. – М.: Феникс, 2013. – 289 с.
28. Чижов С.М. Управление персоналом. / С.М. Чижов. – М.: Феникс, 2013. – 378 с.