ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1. Основные подходы к проблеме управления персоналом
1.2. ОТЛИЧИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОТ ЗАПАДНОЙ
1.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ УПРАВЛЕНИИ
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование проблем управления персоналом на предприятии
2.1. ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Успех работы любого предприятия обеспечивает работающий на нем персонал. Именно поэтому современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства – персоналом предприятия.
Вполне естественно, что на каждом предприятии возникает необходимость в определении численности персонала, в эффективной системе подбора, найма и расстановки кадров, в обеспечении их занятости с учетом интересов производства и самого работника, в системе вознаграждения за труд по его результатам, продвижения работников, системе трудовой мотивации, в учете индивидуальных проблем работников, улучшении их бытовых условий и отдыха и т.д.
Повышение интереса к человеческому фактору в 60-80-е годы прошлого века обусловило разработку теории и практики социального планирования на предприятии, управления трудовым коллективом. В научной литературе тех лет нашли отражение результаты исследования различных социальных и социально-психологических факторов и их влияния на качественные характеристики коллективной деятельности. При этом предполагалось, что деятельность трудового коллектива должна быть направлена на планомерное достижение социально-экономической цели, заключающейся в получении высоких конечных результатов при минимизации затрат всех ресурсов, создании благоприятного морально-психологического климата, стимулов и условий труда, определяющих его высокую привлекательность и удовлетворенность им всех членов коллектива. Большое внимание уделялось формированию и организации функционирования трудового коллектива, управлению его социально-экономическим развитием, организационно-экономическим и социально-психологическим отношениям в коллективе и их регулированию (формы и методы самоуправления, развития трудовой, творческой и общественной активности членов коллектива, материального и морального стимулирования, социально-психологического климата в трудовом коллективе и т.д.).
Переход страны на рыночные отношения в корне изменил концепцию управления персоналом, выбор средств и методов практической реализации задач управления персоналом в целях повышения эффективности производства как условия конкурентоспособности предприятия.
На результативность деятельности предприятия, конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект в управлении персоналом. Именно с ним связано формирование численности персонала, его профессионально-квалификационного состава (в увязке с применяемой техникой, технологией, организаций производства и труда), эффективное использование персонала по времени, по квалификации, уровню образования и т.д. Однако все большее значение начинает приобретать социальная направленность в кадровой работе, смена акцентов в кадровой политике на учет интересов работника, повышение мотивированности труда, как условия более высокой его результативности. Новые экономические условия предполагают использование не только новых теоретических посылок, но и новой технологии самой работы с кадрами.
В данной ситуации особенно важным становится исследование существующих в практике управления проблем и поиск путей их решения, что обуславливает актуальность темы настоящей работы – "Основные трудности и противоречия современного управления персоналом".
Вопросы управления подробно изучаются на протяжении последнего столетия. Однако из исследований, посвященных проблемным аспектам, связанным с глобальными изменениями концепции управления персоналом, можно выделить монографию В.А. Антропова "Современные проблемы управления персоналом предприятия" (2010) и коллективный труд под редакцией Ю.П. Платонова "Актуальные проблемы управления персоналом" (2006). Отдельные материалы публикуются в журналах "Управление персоналом" и "Проблемы теории и практики управления", однако говорить о глубокой исследованности темы не приходится.
Целью настоящей курсовой работы является выявление и анализ основных трудностей и противоречий современного управления. На достижение поставленной цели направлено решение задач:
1) проследить эволюцию подходов к проблемам управления на протяжении последних десятилетий;
2) определить основные отличия российской системы управления от западной, обусловившие возникновение современных трудностей и противоречий;
3) эмпирически выделить и подтвердить основные трудности и противоречия управления на современном этапе.
Объектом исследования является современная система управления персоналом на предприятии.
В качестве предмета исследования выступают трудности и противоречия в области управления персоналом предприятия в современных условиях.
Гипотеза исследования: в современной системе управления персоналом существуют определенные трудности и противоречия, единые для различных отраслей экономики. К ним можно отнести: недостаточную оплату труда, высокую текучесть кадров, отсутствие перспектив карьерного роста, отсутствие или недостаточность социального пакета для сотрудников, отсутствие программ повышения квалификации персонала, отсутствие мотивации у сотрудников предприятия, отсутствие квалифицированных кадровых специалистов, отсутствие или недостаточное использование современных технологий для управления персоналом, низкая эффективность деятельности предприятия, отсутствие программ подбора и отбора персонала, несформированный социально-психологический климат в коллективе, тсутствие психологической поддержки персонала.
Для подтверждения гипотезы используются такие методы как теоретический анализ литературы и письменный опрос(анкета).
Теоретической основой курсового исследования являются труды отечественных и зарубежных психологов: В.А. Антропова, В.Р. Веснина, В.П. Галенко, О.А. Платонова, С.В. Шекшня, Г. Десслера, М.Х. Мэскона, М. Альберт, Ф. Хедоури и других видных ученых и практиков в области менеджмента.
1. Актуальные проблемы управления персоналом / Под ред. Платонова Ю.П. – СПб: Делком, 2006.
2. Антропов В.А. Современные проблемы управления персоналом предприятия. – Екатеринбург, 2010.
3. Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – Мн., 2012.
4. Веснин Е.Р. Практический менеджмент персонала. – М.: Центр, 2010.
5. Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2013.
6. Галенко В.П. Управление персоналом и эффективность предприятий. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2013.
7. Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: Руководство для высшего управленческого персонала // Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы. – М.: МП "Сувенир", 1993.
8. Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 1. С. 22-28.
9. Десслер Г. Управление персоналом. – М.: Бином, 2006.
10. Евенко Л.И. Эволюция концепций управления человеческими ресурсами // Управление персоналом. 2012. № 2. С. 44-48.
11. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: Изд-во МГУ, 2008.
12. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011.
13. Картавый М.А., Нехамкин А.Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 5. С. 77-82.
14. Кибанов А.Я., Баткаева И.А. и др. Управление персоналом организации: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2006.
15. Магура М.И. Патриотизм персонала по отношению к своей организации – решающее конкурентное преимущество // Управление персоналом. 2010. № 11. С. 45-48.
16. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008.
17. Менеджмент организации: Учебное пособие. / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА-М, 2005.
18. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: Классические концепции и новые подходы. - Казань: Изд-во Казанского финансово-экономического ин-та, 2013.
19. Мэскон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. – М.: Дело, 2009.
20. Оганесян И.А. Управление персоналом организации. – М.: Амалфея, 2009.
21. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. – М.: Финстатинформ, 2006.
22. Платонов О.А. Основные понятия и критерии концепции качества трудовой жизни // Управление персоналом. 2012. № 3. С. 67-78.
23. Саакян А.К., Зайцев Г.Г., Лошманова Н.В. и др. Управление персоналом в организации. – СПб.: Питер, 2010.
24. Сартан Г.Н., Смирнов А.Ю., Подхватилин Н.В., Амшунас М.Р. Новые технологии управления персоналом. – СПб.: Питер, 2012.
25. Татарников А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. – М.: НПО ПИК, 2011.
26. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 2011.
27. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.
28. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы / Под ред. Ю.М. Забродина и Н.А. Носова. – М.: Центр, 2006.
29. Хентце И. Теория управления кадрами в рыночной экономике. – М.: Европа-Пресс, 2006.
30. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. – М.: Интел-синтез, 2012.