Введение
Глава 1. Теоретические основы международного туризма
1.1. Сущность и определение международного туризма
1.2. Специфика и состав туристической индустрии
1.3. Экономика и организация международного туризма
Глава 2. Анализ состояния и тенденций развития международного туризма на современном этапе
2.1. Оценка тенденций развития международного туризма на современном этапе
2.2. Проблемы развития международного туризма на современном этапе
2.3. Международный туризм и проблемы рационального природопользования
Глава 3. Анализ проблем и путей развития международного туризма в РФ
3.1. Проблемы развития международного туризма в России на современном этапе
3.2. Перспективы развития международного туризма в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы исследования заключается в том, что в условиях современной мировой экономики, формирующейся под влиянием процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств, международный туризм является одной из самых высокодоходных (3-е место после топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов) и динамично развивающихся отраслей. По данным Всемирной Туристической Организации в сфере туризма в мире занято свыше 250 млн, чел., то есть каждый десятый работник. На его долю приходится 7% общего объема инвестиций, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 1/3 мировой торговли услугами. Деньги, вложенные в туризм, оборачиваются быстрее, чем в других отраслях. Это приводит к эффекту мультипликации, то есть подталкивает к развитию другие отрасли народного хозяйства. Во многих странах международный туризм играет значительную роль в формировании населения, валового внутреннего продукта, обеспечении занятости является источником валютных поступлений, в активизации фактора внешнеторгового баланса и в целом выступает качестве экономического роста. Воздействуя на такие ключевые отрасли, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров, туризм выступает потребительским своеобразным катализатором развития всего социально-экономического пространства страны.
Несмотря на признанный специалистами Всемирной туристической организации высокий потенциал как центра международного въездного туризма, Россия выступает в качестве страны-поставщика туристов для мировой туристической индустрии, формируя значительные выездные туристические потоки в ущерб развитию въездного международного туризма, что препятствует полноценному включению России в мировой туристический оборот, приобщению к мировым туристическим доходам и получению значительного эффекта от международной туристической деятельности. Противоречие между потенциалом страны и реальным положением России на мировом туристическом рынке, рассматриваемое через призму международного туризма как высокорентабельного вида деятельности и катализатора социально-экономического развития страны, актуализировало проблему эффективности организации и развития международной туристической деятельности в стране, ее регионах и для отдельных национальных туристических предприятий.
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по развитию туристической инфраструктуры не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации. В рейтинге международной конкурентоспособности стран в туристическом секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 г., Россия заняла 59 место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны – на 5 месте, а объекты культурного наследия - на 9. Таким образом, Россия обладает значительным потенциалом для привлечения большого количества как российских, так и иностранных туристов. Однако для его реализации требуется принятие комплексных мер по развитию инфраструктуры туризма в регионах страны наряду с широкой информационной поддержкой внутреннего и въездного туризма, а также улучшением качества услуг, в том числе за счет создания саморегулируемых организаций, и привлечением в отрасль высококвалифицированных специалистов. Отсутствие достаточного опыта развития международного туризма в России, неполное соответствие мировым стандартам туристических услуг, неразвитость законодательной базы туризма, дефицит инвестиционных средств в туристической отрасли, а также слабое методическое обеспечение международной туристической деятельности и предопределяют актуальность темы данного исследования, направленного на разработку организационно-экономического обеспечения международного туризма по иерархическим (мега-, макро-, мезо-, микро-) уровням его организации.
В условиях постиндустриализации мировой экономики и усиления процессов глобализации экономического, политического, культурного и социального пространств международный туризм становится одной из ведущих и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и важным сегментом мирового рынка. Так, по данным Всемирной туристической организации и Всемирной торговой организации, туризм начиная с 2006 г. занимает четвертое место в мировом экспорте товаров и услуг (560 млрд дол., или 7,4%), уступая только экспорту химических продуктов, автомобильной продукции, топлива. Средние темпы роста туризма в 1950-2009 гг. составили 6,6% в год, что в два раза выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом.
Во многих странах международный туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, является источником валютных поступлений и активизации внешнеторгового баланса. Воздействуя на такие ключевые отрасли, как транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, производство потребительских товаров, туризм выступает своеобразным катализатором развития всего социально-экономического пространства страны.
Российская Федерация, обладая значительными туристическо-рекреационными ресурсами, занимает незначительное место на мировом рынке туристических услуг (около 1% мирового туристического потока), хотя ее потенциальные возможности позволяют (при соответствующем уровне развития туристической индустрии) принимать до 40 млн иностранных туристов в год по сравнению с 7,4 млн человек в настоящее время.
Тем не менее интеграция Российской Федерации в мировое хозяйство сопровождается активным развитием выездного туризма, увеличением въездного потока в страну, превращением туризма в один из немногих динамично развивающихся видов отечественного бизнеса и важную форму внешнеэкономических связей страны и ее регионов.
Одновременно международная туристическая привлекательность российских регионов с точки зрения развития международного въездного туризма характеризуется значительной дифференцированностью, в связи с чем повышается актуальность исследования состояния международного туризма как формы внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации и разработки предложений по повышению и рациональному использованию его эффекта для экономического, социального и культурного развития как отдельных регионов России, так и страны в целом, получающих обоснование в рамках данной диссертационной работы.
Международный туризм в контексте международной торговли услугами рассматривается в работах А.П.Киреева, С.Г.Попова, Е.П.Пузаковой, В.Е.Рыбалкина, В.С.Сенина и др.
Исследованию экономики туризма посвящены работы отечественных авторов А.Ю.Александровой, И.Т.Балабановой, А.И.Балабановой, М.Б.Биржаковой, А.Б.Здоровой, И.В.Зориной, В.А.Квартальновой, Г.А.Папирян, Г.А.Яковлевой и др.
Отдельные организационно-экономические и правовые аспекты развития туризма исследованы в работах Н.И.Волошина, А.А.Гвозденко, В.Г.Гуляева, М.А.Жуковой, Е.Н.Ильиной, Н.И.Кабушкиной, Г.А.Карповой, В.Э.Керимова, Л.И.Лукичевой, Н.К.Моисеевой, Е.Л.Писаревского, А.Д.Чудновского, и др.
Целью дипломной работы является всесторонний анализ и изучение проблем и перспектив развития международного туризма на современном этапе.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд следующих задач:
- изучить теоретические основы международного туризма;
- провести анализ состояния и тенденций развития международного туризма на современном этапе;
- изучить проблемы и пути развития международного туризма в РФ.
Объектом исследования выступает международный туризм как специфическая форма международной торговли услугами на мега-, макро-, мезо- и микроуровнях туристической индустрии.
Предметом исследования являются организационно-экономические процессы и механизмы становления и развития международного туризма в России и в регионах мира.
Теоретико-методологическую основу дипломной работы составляют концептуальные исследования в сфере взаимосвязи международной туристической деятельности и развития социально-экономического потенциала стран и регионов мира.
1. Трудовой Кодекс РФ от 4 октября 1997 года N 70 В редакции Законов РФ от 25 июня 1998 года N 82,31 октября 1998 года N 138) (Введен в действие Законом РФ от 4 октября 1997 года N 71)
2. Положение о государственной инспекции труда при Министерстве труда РФ от 15.03.99 № 149
3. Положение о квалификационных требованиях для управленческих кадров от 12.07.95г. № 277;
4. Аванесова , Г.А. Туризм, гостеприимство, сервис/Г.А. Аванесова. - М.: Аспект-пресс. 2005. с. 133
5. Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент: Учеб.пособие/ Г.А.Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006 – 320с.
6. Азрилян. А.Н. Большой экономический словарь. М. «Институт новой экономики 2008. 864с
7. Барышев, А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: Учеб. Пособие/ А.Ф. Барышев. - М.: Финансы и статистика, 2007 – 160 с.
8. Богалдин-Малых В.В. «Маркетинг и управление в сфере туризма и социально-культурного сервиса: туристические, гостинично - ресторанные и развлекательные комплексы: Уч.пособ – М.: изд-во НПО: 2007 – 560 с.
9. Броймер Роберт А «Основы управления в индустрии гостеприимства» - М. «Аспект Пресс» 2007г - с.155
10. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. – М.: Инфра – М, 2008. – 392 с.
11. Бухалков М.И. Планирование на предприятиях туризма: Уч. пособ.. – Самара: Сам. ГТУ, 2008. – 392 с..
12. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия:Учеб. пособие. Мн.: Вышэйш.шк., 2006.
13. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала М. «Юристъ» 2008 г. 496с
14. Виноградова, М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса/ М.В.Виноградова, З.И.Панина. - М.: Дашков и Ко, 2006 – 464с.
15. Восколович, Н.А. Маркетинг туристских услуг: Учеб.пособ./ Н.А. Восколович. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2001 – 167 с.
16. Вудкок М. Френсис Д. "Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика "Издательство Дело" М. 2008 г.- с.122
17. Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р. и др. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2008. – 328
18. Гусева Е.Г. "Управление производством на предприятии" учебно-практическое пособие - М. : МГУЭСИ, 2008 - 114с.
19. Ефимова О.П. Экономика общественного питания / Под ред. Н.И. Кабушкина: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. Мн.: Новое знание, 2008.
20. Ефимова, О.П. Экономика гостиниц и ресторанов: Учебное пособие/ О.П.Ефимова,Н.А.Ефимова.- М.: Финансы и статистика, 2005 – 432с.
21. Жданов В.В. «Менеджмент в ресторанном бизнесе» - М. : Финансы и статистика, 2008. - 240с
22. Зайцева, Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме : Учеб. Пособие/ Н.А. Зайцева. - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007 – 363 с.
23. Кабаков В.С., Казанцев А.К. Внутрифирменное управление инновациями. Уч. пособ. СПб.:СПбГИЭА, 2008. – 110 с.
24. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Уч. пособ./ Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. - Минск: Новое знание, 2000 – 215 с.
25. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2007 – 672 с.
26. Ковалев В.В. Метода оценки инвестиционных проектов. – М.: Финансы и статистика, 2008.
27. Коган Т.Д., Бабуцкий П.Я Экономика, организация и планирование гостиничного и ресторанного хозяйства. 2-е изд. Киев: Вища шк , 2008.
28. Коробкова, В.И. Сервисная деятельность: Учеб.пособие/ С.Н.Коробкова, В.И.Кравченко, С.В.Орлов, И.П.Павлова; Под ред. В.К.Романович. - СПб.: Питер, 2006 – 156с.
29. КотлерФ., БоуэнДж., МейкензДж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ, 1998. С. 339.
30. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания: Учеб.-практ. пособие. Мн.: Финансы, учет,аудит, 2008.
Всего 41 источник литературы