ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
1.1 Факторы конкурентоспособности туристических компаний
1.2 Использование информационных технологий в туризме
1.3 Особенности кадровой политики туристической фирмы
ГЛАВА II. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «-»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «-»
2.2 Анализ информационной деятельности ООО «СЛ - Тур»
2.3 Анализ кадровой политики ООО «-»
2.4 Проблемы конкурентоспособности ООО «-»
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «-»
3.1 Совершенствование кадровой политики
3.2 Повышение эффективности использования информационных технологий
3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования.
Выход предприятия на рынок сбыта услуг или товаров всегда предполагает вступление в конкурентную борьбу, которая заключается в завоевании конкретного потребителя, использующего услуги или товары конкурентных предприятий, но не в действиях против конкурентных предприятий. При этом чтобы выигрывать в конкурентной борьбе, необходимо обладать определенными преимуществами на рынке, уметь создавать факторы преимущества над конкурентами.
Работа российских предприятий требуют в новых рыночных условиях требуют новых подходов к решению проблем конкурентоспособности.
Конкуренция является основой рыночной экономики, являясь главной движущей силой взаимоотношений субъектов, действующих в функциональной среде. Наибольшего успеха достигает тот участник такого соревнования, который способен выдерживать конкурентную борьбу на рынке. Конкуренция возникает, когда на одном и том же рынке реализуется много похожих по своим потребительским свойствам услуг, товаров. Сущность конкурентной борьбы состоит в сохранении и улучшении позиции конкретного предприятия на конкретном рынке, что может быть достигнуто благодаря отличиям, поставляемых предприятием услуг или товаров, которые отличаются от предлагаемых конкурентами, как затратами на их удовлетворение, так и по степени соответствия конкретной потребности клиентов.
Конкуренция заставляет поставщиков ресурсов и предприятия удовлетворять надлежащим образом желания потребителей. Конкуренция вызывает снижение цен до уровня издержек производства, повышение качества, расширение производства.
Кроме этого есть и другие положительные воздействия на результаты деятельности конкретного предприятия. Конкуренция заставляет предприятия использовать новейшие достижения, применять информационные технологии, внедрять инновации, применяя эффективные методы организации производства, что в конечном итоге повышает качество товаров и услуг. Конкуренция и конкурентная борьба являются сегодня главным наполнением экономической системы, основанной на рыночных механизмах.
Для того, чтобы в чем состоит преимущество или недостатки перед конкурентами, необходимо изучать конкурентов и условия конкуренции в конкретной отрасли, что позволит сделать выводы и выработать предприятием собственную успешную конкурентную стратегию и поддержать конкурентные преимущества.
Обязательным элементом маркетинговой деятельности любого предприятия является определение конкурентоспособности предприятия.
Оценка конкурентной позиции предприятия, необходимое условие для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Рынок туризма сильно конкурентный, поэтому турфирмы, должны уделять особое внимание развитию факторов конкурентоспособности.
Среди факторов конкурентоспособности турпредприятий важным является информационные технологии, использование которых в настоящее время является в туризме не просто нужным, а необходимым. Информационные технологии используются при бронировании, оформлении туров, продвижении, хранении информации, управлении персоналом. Еще одним важным фактором конкурентоспособности турпредприятия является наличие квалифицированного персонала, от которого во многом зависят продажи турпродуктов потребителям.
Подводя итоги всего вышесказанного, становится несомненной актуальность темы повышения конкурентоспособности предприятия, которые выражают необходимое условие выживания его в выбранном секторе рыночной экономики через совершенствование кадровой и информационной политики.
Предмет исследования: конкурентоспособность туристического предприятия.
Объект исследования - турфирма ООО «-».
Цель выпускной работы: разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия ООО «-» через совершенствование информационной и кадровой политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать факторы конкурентоспособности туристических компаний и использование кадровых и информационных технологий в туризме;
- провести анализ и выявить проблемы конкурентоспособности ООО «-»;
- предложить мероприятия по совершенствованию кадровой политики и использования информационных технологий.
Научной и методической основой выпускной квалификационной работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам конкуренции и конкурентоспособности.
Методы исследования:системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, наблюдение, опрос, SWOT-анализ, экспертные оценки, статистические и математические методы обработки информации.
Теоретической базой исследования является специальная литература по теме работы, таких авторов, как Фатхутдинов Р. А., Савельева Н.А., Иванова Е.А., Толстиков А.С. и др. Для анализа исследования рынка парфюмерно-косметических товаров использовались интернет - источники и публикации в средствах массовой информации, для оценки конкурентоспособности использованы документы предприятия ООО «-», данные экспертных оценок.
Структура работы состоит их введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы, приложений.
Введение обосновывает актуальность данной темы, отражает цели и задачи, поставленные в квалификационной работе, описывает объект и предмет исследования, методы, использованные для сбора, систематизации и интерпретации данных об объекте исследования, содержит обзор основных использованных источников и литературы, краткий анализ структуры квалификационной работы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы конкурентоспособности современных предприятий, особенности информационной и кадровой политики в деятельности туристских предприятий.
Вторая глава посвящена анализу конкурентоспособности ООО «-», в ходе проведения которого были выявлены как сильные стороны его деятельности, так и недостатки, препятствующие дальнейшему развитию.
В третьей главе на основе проведённого анализа представлены конкретные практические предложения по совершенствованию конкурентоспособности ООО «-».
В Заключении подведены итоги дипломного исследования, а также кратко излагаются полученные автором выводы.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней выработаны пути по улучшению конкурентоспособности предприятия ООО «-» применительно к решению проблем, сложившихся в деятельности предприятия в сфере использования информационных технологий и кадровой политике.