Введение
1.Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии
1.1. Сущность и содержание понятия «маркетинговая стратегия»
1.2. Инструменты формирования маркетинговой стратегии
2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Альфа-Мебель»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Альфа-Мебель»
2.2. Анализ макросреды предприятия «Альфа-Мебель»
2.3. Внутренний анализ деятельности предприятия «Альфа-Мебель»
3. Этапы разработки стратегии развития предприятия ООО «Альфа-Мебель»
3.1. Определение проблем, целей стратегии развития
3.2. Выбор стратегии развития предприятия «Альфа-Мебель»
3.3. Этапы и формирование стратегии развития на предприятие и оценка ее эффективности
Заключение
Список литературы
В современной обстановке каждая компания уделяет большое внимание эффективности своей маркетинговой деятельности. Например, нужно иметь знания в области анализа рыночных возможностей, разработки стратегий и эффективное их управления, уметь находить незаполненные ниши, и, следовательно, определять неудовлетворенный спрос.
Усложнение экономической ситуации и рыночной конъюнктуры на сегодняшний день, с одной стороны дает новые возможности для предприятий что бы проявит себя, с другой стороны кардинально меняет отношения потребителя и производителя. Теперь производители пытаются удовлетворить потребности не абстрактного покупателя, а покупателя конкретного, с личными потребностями, вкусами и индивидуальными запросами. Данное положение ставить во главу угла необходимость максимально принимать во внимание данные требование, а также мобильность и гибкость маркетинговой деятельности предприятия.
Одним из важнейших элементов эффективного управления является стратегия. Выбор конкретной стратегии и ее последующая реализация являются основной частью стратегического управления. С точки зрения стратегического управления стратегия — это интегрированная модель действий, предназначенная для достижения цели компании.
Актуальность исследования. Управления компанией с позиций стратегического маркетинга на сегодняшний день не вызывает сомнений: прогнозирование текущей и перспективной маркетинговой ситуации, подготовка альтернативных стратегий достижения поставленных целей и мероприятий, способствующих их достижению, позволяют формировать долгосрочные конкурентные преимущества на рынке. При этом для эффективной реализации потенциала стратегического маркетинга руководству компании необходимо должное внимание уделять самой организации этой деятельности: процессу построения системы управления, способной быстро реагировать и перестраиваться для выполнения поставленных маркетинговых задач, находить ресурсы, обеспечивать производство и продвижение товаров и услуг и пр.
Объектом исследования в работе будет выступать компания ООО «Альфа-Мебель», которая занимается производство корпусной и мягкой мебели.
Предметом исследования является маркетинговая деятельность организации, которую в рамках курсовой работы следует усовершенствовать.
Целью курсовая работы является разработка маркетинговой стратегии для компании ООО «Альфа-Мебель». Согласно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы разработки маркетинговой стратегии;
2. Исследовать рыночную деятельность компании, провести маркетинговое исследование;
3. Проанализировать текущую маркетинговую деятельность и выделить проблемы;
4. Разработать рекомендации по изменения действующей маркетинговой стратегии;
5. Дать характеристику результатам мероприятий.
Методологической основой исследования стали научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области маркетинга, менеджмента и экономики, положения экономической теории. В процессе исследования использованы общенаучные и специальные методы, такие как статистические методы и методы динамических сравнений, портфельный анализ, матричные методы выбора стратегии, методы экспертных оценок. В курсовой работе использованы методы экономико-статистического анализа, а именно: анализа и синтеза – для детализации объекта исследования вследствие распределения его на отдельные составные части; системного подхода – для обобщения факторов и показателей при проведении исследований маркетинговой среды, метод методических подходов при выборе вариантов маркетинговых стратегий; экспертных оценок – для прогнозирования результатов при сравнении альтернативных вариантов маркетинговых стратегий; графический метод – для наглядного изображения динамики показателей моделей маркетинга.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Объем работы – 35 страниц.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии, основные инструменты и тенденции маркетинга.
Во второй главе дана краткая характеристика организации и оценка финансового состояния. Проведен анализ действующей маркетинговой политики, маркетинговой исследование клиентов компании и SWOT-анализ. На основе этих данных были выделены основные проблемы маркетинговой деятельности компании, предложены мероприятия для их решения и рассчитана их экономическая эффективность.
В дополнительном разделе курсовой работы были рассмотрены особенности проведения финансового анализа в ходе проведения процесса несостоятельности, а также рассмотрен состав и содержание плана финансового оздоровления.
В заключении были сделаны выводе по проделанной работе и обозначены основные результаты разработанной стратегии.
1.Теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии
1.1. Сущность и понятие маркетинговая стратегия
Определение стратегии фирмы определяется тем, в какой ситуации в данный момент находится организация. В самом общем виде стратегия — это генеральное направление действий организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Но такое понимание термина "стратегия" справедливо только для верхнего уровня организации. Для более низкого уровня организации стратегия верхнего уровня превращается в цель, хоть и для высокого уровня является средством.
Стратегия может представляться как инструмент обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач различного (производственного, организационного, научно-технического и т.д.) характера и как фактор, координирующий направления деятельности предприятия до тех пор, пока намеченные цели и показатели не будут достигнуты.
В литературе существует множество определений понятия «маркетинговая стратегия». Для получения более полного определения рассмотрим некоторые из них.
Некоторые авторы дают определение данного понятия, как комплекса мероприятий по достижению целей фирмы. Например, О. Уолкер в своих работах использует понятие маркетинговой стратегии, как эффективно распределенные и скоординированные рыночные ресурсы, и виды деятельности, для выполнения задач фирмы на определенном товарном рынке. Один из ведущих специалистов в области международного маркетинга Филип Котлер считает, что стратегия маркетинга — это рациональная и логическая схема, пользуясь которой организация планирует решить свои маркетинговые задачи.
Профессор Э.А. Уткин дает следующее определение: «Маркетинговая стратегия — это составная часть стратегического управления, план его деловой активности». По его мнению, основным результатом маркетинговой деятельности является поддержание и развитие производства и компании в целом.
Так же существует ряд авторов, рассматривающих данное понятие, как планирование комплекса маркетинга. Кандидат экономических наук С.Е. Чернов расценивает понятие как, разработку для каждого целевого рынка с установление стратегических установок, продуктам, каналам сбыта, способам продвижения продукции, ценам и бюджету маркетинга.
В свою очередь, есть определения, по которому маркетинговая стратегия связана с реализацией на рынке. В современном экономическом словаре маркетинговая стратегия – это маркетинговые меры компании по стабильному продвижению продукции на рынок, а также установление целей, анализ и планирование маркетинговых мероприятий.
Исходя из данных определений, можно сделать вывод о том, что маркетинговая стратегия является одним из инструментов стратегического планирования. Она объединяет составляющие комплекса маркетинга и направляет деятельность организации на достижение стратегических целей. Благодаря выполнению маркетинговых мероприятий достигается устойчивый рост конкурентоспособности предприятия и достижение иных маркетинговых целей, то есть является способом генеральной цели фирмы. Так же можно выделить элементы, объединяющие все это определения:
• это инструмент стратегического планирования;
• подготовка необходимых мероприятий;
• реализация продукции на рынок;
• определение целевого рынка;
• определение портрета потребителя и удовлетворение его спроса.
В своей совокупности, данное определение можно трактовать как, исследование возможностей предприятия, целеполагание, создание плана предстоящих мероприятий, направленных на обеспечение продолжительной и устойчивого развития организации, а также минимизация рисков, при реализации программы.
То есть маркетинговая стратегия выступает средством для достижения целей, обусловленных маркетингом-mix 7P:
• Продукт или товар. Это то, что компания предлагает рынку и своим потребителям. Товаром может быть, как физический объект, так и услуга;
• Цена. Общая политика ценообразования, проводимая компанией в своем сегменте;
• Место продажи или сбыт. Деятельность компании, определяющая каналы сбыта товаров;
• Продвижение. Общая политика по коммуникации с потребителями и способами рекламы;
• Персонал. Люди, способные оказать влияние на восприятие товара в глазах потребителей;
• Процесс реализации. Процесс взаимодействие персонала компании и потребителей;
• Физическое окружение. То, что окружает покупателя в момент совершения выбора и покупки товара.
Маркетинговая стратегия организации определяет ее долгосрочные цели и обеспечивает координацию маркетинговой деятельности с другими видами деятельности компании. Можно сказать, что маркетинговая стратегия носит двойственный характер: устанавливает и удовлетворяет нужды потребителей с одной стороны и с другой - позволяет организации осваивать новые конкурентные преимущества и усиливать старые. Из этого можно сделать вывод, что маркетинговая стратегия это важная и неотъемлемая составляющая общей стратегии компании, представленная в виде программы, в которой четно поставлены цели фирмы и задачи, путем выполнения которых заданные цели будут достигаться с использованием определенных ресурсов.
Особенности стратегии маркетинга, ее планирования.
По мнению Ф. Котлера стратегия маркетинга должна состоять из трех частей :
1.Целевые рынки. Маркетинговая стратегия должна точно уточнить сегменты рынка, на которых предприятие сосредоточит свои усилия.
2.Комплекс маркетинга. Определить отельные стратегии для таких элементов комплекса маркетинга, как новые товары, области сбыта, реклама, стимулирование сбыта, цены и распределение товара.
3.Уровень затрат на маркетинг. Бюджет маркетинга, необходимый для претворения в жизнь всех ранее изложенных стратегий.
Рассмотрев такое количество определений, можно сделать вывод, что выбор какого-либо подхода к определению «стратегии» каждая организация должна выбирать исходя из своих потребностей и стоящих перед ней целей.
Ансофф, И. Стратегическое управление/ Пер. с англ.- М.: Экономика, 2005. – 285с.
Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент, Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. -514 с.
Багиев, Л.Г. Маркетинг [Текст] / Г.Л. Багиев. - М.: Экономика, 2012. - 703 с.
Галяутдинов Р.Р. Матрица Бостонской консалтинговой группы. // Сайт преподавателя экономики. URL: http://galyautdinov.ru/post/matrica-bkg .
Джиоев А.В. Сущность и цели стратегического маркетинга организации // Научное сообщество студентов XXI столетия. URL:http://sibac.info/archive/economy/8(23).pdf
Ефремов, В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / В. С. Ефремов. – М.: Финпресс, 2014.– 305с.
Зуб, А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов / А. Т. Зуб. – М.: Аспект Пресс, 2016 – 415с
Комплексный экономический анализ предприятия // Под ред. Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — СПб.: Питер, 2009. С.203
Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c.
Лужнова Н. В., Дергунова М. И., Мельникова А. В. Опрос как метод маркетинговых исследований // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 588-591.
Маркетинг. / Под ред. проф. Э.А. Уткина – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 1998. – 320 с.
Маркетинговая стратегия: курс MBA: пер. с анг. /О. Уолкер мл., Х. Бойд мл., Ж.-К. Ларше, Дж. Маллинз. – М.: Вершина, 2006. – 492 с.
Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2016. - 148 c.
Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 541с.
Разработка стратегии развития предприятия. – http://vseobip.ru/raznoe/strategiya-razvitiya-predpriyatiya.html.