Введение
1. Правовое регулирование труда работников крайнего севера в Трудовом Кодексе РФ
1.1. Проблемы территориального районирования северных регионов
1.2. Особенности правового обеспечения труда на Крайнем Севере
2. Особенности труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
2.1. Рабочее время работников Севера
2.2. Ежегодный дополнительный отпуск северянам
2.3. Исчисление стажа работы, осуществлявшейся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
2.4 Дополнительные льготы для отдельных категорий работников
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Недавний кризис в российской экономике выявил проблемы, требующие своего разрешения. Одной из них является проблема правового регулирования труда работников Крайнего Севера.
Сокращение средств, выделяемых из федерального бюджета на статьи расходов северных территорий, отсутствие четкого механизма реализации правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников Крайнего Севера, привели к массовому отъезду трудоспособного населения из этих районов, их опустению и значительному снижению жизненного уровня северян. В настоящее время к районам Крайнего Севера отнесены 14 территорий различных субъектов Российской Федерации. Все они имеют различные условия труда и проживания, но вместе с тем, их объединяет экстремальность природно-климатических условий. Для исследования всего комплекса трудовых отношений, возникающих в районах Крайнего Севера, не обязательно рассматривать каждую северную территорию в отдельности. Анализ специфики правового регулирования труда в одном из северных районов позволяет определить наличие соответствующих особенностей для каждого из них.
Север для России имеет стратегическую важность. На территории только Магаданской области могли бы разместиться 6 европейских государств, таких, как Франция, Дания, Германия, Голландия, Испания и Италия. Не вызывает сомнений необходимость в продолжении социально-экономических исследований по российскому Северу и на этапе проводимых реформ. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что человеческие ресурсы для выполнения этой важнейшей задачи сегодня еще более ограничены, чем финансовые. Поэтому трудовые отношения, сложившиеся в районах Крайнего Севера, способствуют сохранению как человеческого потенциала северных территорий, где на 1 квадратный километр приходится 05 жителя, так и самой территории, которая является огромной составной частью России. В этом проявляется не только социальная, но и политическая роль развития северного законодательства.
Происходящие в последнее время изменения в бюджетном финансировании установленных гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, изменившиеся экономические и социальные условия проживания - обусловили нерегулируемый отъезд населения из этих районов. Кроме того, присвоение Магаданской области статуса «свободной экономической зоны» побуждает искать новые формы обеспечения необходимых гарантий и компенсаций лицам, продолжающим трудиться на данной территории, налаживать разрушенные связи, искать новые источники финансирования. Существенные изменения произошли в социальной сфере.
В то же время, наметившаяся тенденция гуманизации трудового права, повышение его социальной функции, развитие региональногозаконотворчества, обуславливают необходимость наиболее эффективного использования государством правовых норм-гарантий. Поэтому правовые проблемы регулирования трудовых отношений лиц, работающих в районах Крайнего Севера, требуют нового подхода, а трудовое законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании и теоретическом обосновании.
Целью настоящего исследования является анализ и обобщение содержания законодательства, регулирующего трудовые отношения работников Крайнего Севера с учетом практики его применения, выявление наиболее эффективных направлений государственной политики в данной сфере и выработка рекомендаций по совершенствованию соответствующего законодательства.
В связи с этим основными задачами исследования являются:
• анализ нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения работников Крайнего Севера;
• выявление принципов государственной политики в области правового регулирования труда в территориях Севера страны;
• определение основных этапов исторического развития законодательства, регулирующего трудовые отношения работников Крайнего Севера;
• установление факторов дифференциации, определяющих объективные особенности специальных норм по регулированию труда в районах Крайнего Севера;
• раскрытие содержания правовых гарантий, предоставляемых работникам Крайнего Севера и их роли в регулировании трудовых отношений;
• анализ и критическая оценка практики применения правовых норм, устанавливающих гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в северных районах страны;
• выявление тенденций развития законодательства в этой области за последнее десятилетие;
• выработка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования труда в районах Крайнего Севера.
Объектом исследования являются северные регионы Российской Федерации.
Предмет исследования – экономические, организационные, социальные отношения, складывающиеся в процессе формирования и реализации социальной политики в северных регионах на основе научно обоснованного районирования Севера России
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА В ТРУДОВОМ КОДЕКСЕ РФ
1.1. Проблемы территориального районирования северных регионов
Северные регионы Российской Федерации относятся к территориям с экстремальными природными условиями, с повышенными риском и издержками хозяйственной деятельности, но одновременно это территория с уникальными возможностями. Формирование рыночных отношений, коренные преобразования в формах собственности и хозяйствования, обусловленные этими и другими факторами изменения в российском обществе, создали новую ситуацию в формировании и реализации социальной политики в северных регионах. Социальная политика в регионах России в настоящее время является предметом пристального внимания исследователей. Это связано с пониманием того, что целостность и независимость государства зависят не только от характера политико-административных отношений между центром и регионами, но и от качества жизни населения в каждом субъекте Федерации, городе или поселке.
Субъекты Российской Федерации, относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, имеют ярко выраженную специфику социально-экономического развития, характеризуются неблагоприятными условиями для жизнедеятельности населения на большинстве северных территорий.
Сложившаяся система государственной поддержки северных территорий и проводимая социальная политика вошли в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями. Данная система недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно - командной модели. Действующая система районирования Севера Российской Федерации не отражает всего разнообразия особенностей природно-климатических условий на территории северных регионов.
Несмотря на сложные природные и социально-экономические условия, роль северных регионов в развитии страны постоянно возрастает. Очевидно, что северное пространство страны, включая Северный морской путь, имеет весьма существенное стратегическое значение, что обусловлено колоссальными запасами топливно-энергетических, биологических и минерально-сырьевых ресурсов. На современном этапе развития северных регионов большое значение приобретает совершенствование всех видов социальной и экономической деятельности, включая обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, развитие транспорта, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической и энергетической безопасности, развитие сферы услуг и др.
Концепция государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера, была принята в целях повышения эффективности государственной поддержки социально - экономического развития районов Севера. В указанной Концепции Север определяется как высокоширотная часть территории России, характеризующаяся суровыми природно-климатическими условиями, обусловливающими повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Целью Концепции является совершенствование системы северных гарантий и компенсаций, как основной части социальной политики, при этом предусматривается их сохранение для проживающего в районах Севера населения, а также возмещение лицам, работающим и проживающим в регионе, удорожания стоимости жизни по сравнению со среднероссийскими показателями. Исходной базой для осуществления предоставления социально-трудовых гарантий, компенсаций и мер социальной поддержки населению, как установлено Концепцией, должно стать новое районирование северных территорий. За десять лет реализации данной Концепции новое районирование Севера России на государственном уровне так и не было проведено.
В целях создания условий для социально - экономического развития, разработки единых подходов к районированию северных территорий России по зонам с разной степенью дискомфортности условий проживания населения и, как результат, формирования на объективной основе гарантий и компенсаций населению Севера в новых экономических условиях, необходима разработка ряда взаимосвязанных федеральных законов и нормативных правовых актов: федеральный закон о районировании Севера Российской Федерации, методика районирования Севера России, перечень территорий, относящихся к северным.
Неоднородность Севера России отмечается многими исследователями как значительная по таким факторам, как природно-климатические, социально-экономические, медико-биологические, а также постепенность перехода от «северных» территорий к «несеверным», что значительно осложняет проведение южной границы Севера Российской Федерации.
Отсутствие научно обоснованных критериев определения «северности» позволяет правительству «уравнивать» обширные территории Севера, расположенных в резко неоднородных по экстремальности природно-климатических условиях хозяйствования.
По мнению автора, при определении «Севера» как области хозяйственной деятельности и проживания человека принципиальными моментами являются качественная и количественная оценка совокупности взаимосвязанных природно-климатических, социально-экономических, медико-биологических, а также национально-этнических факторов. При этом в современных условиях главным в научном объяснении северной проблематики является переход от освоения северных территорий к их обживанию. Таким образом, ключевым становится понятие «обживание территории». Кроме арктических районов, все остальные районы Севера могут развиваться на основе постоянного местожительства людей, разнообразных внутренних источников жизнеобеспечения. Основными факторами становятся интересы и потребности самих северян, дополнительными – внешние условия формирования рынков. Для углубленной оценки дискомфортности необходим учет как собственно особенности территории, так и особенностей, связанных с человеком, проживающим на конкретной территории. При этом концептуальный подход к оценке дискомфортности предполагает интеграцию этих особенностей, их взаимосвязанное рассмотрение.
Территория Севера может быть определена как дискомфортная по природно-климатическому, социально-экономическому и медико-биологическому факторам для жизнедеятельности населения. Критерием для определения пороговых показателей Севера, с которых собственно начинается Север с юга, служит южная граница территории дискомфортной зоны. При определении южной границы Севера важнейшее значение имеют малая плотность населения и суровые природно-климатические условия. Плотность населения служит обобщающим показателем, отражающим действие многих других факторов, в частности, природных и экономических условий. Необходимо отметить, что неблагоприятные регионы всегда заселены меньше, чем комфортные.
Из-за отсутствия законодательных и нормативных правовых актов о районировании не в полной мере исполняются федеральные законы, устанавливающие конкретные меры социально-экономической поддержки северян. Только четкое законодательное определение южных границ Севера и зон дискомфортности позволит сконцентрировать ресурсы на поддержку населения наиболее проблемных территорий, дифференцировать государственные механизмы регулирования по районам (зонам) Севера. Выработанная на основе именно такого закона правовая база создаст условия для упорядочения социально-трудовых отношений, налоговой, инвестиционной и социальной политики, позволит компенсировать затраты, связанные с удорожанием стоимости жизни северян, обеспечить равнодоступность
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ от 12.12.1993// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации, с изм. От 29.12.2004 б № 201-ФЗ.
3. Федеральный закон от 30 июня 2006г. №90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // Российская газета. 2006.7 июля. - 245с
4. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. 2004. №11. - 98с.
Учебная литература
5. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. – М.: Юрист, 2011.
6. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. Издательский дом «ИНФРА-М» Под ред. проф. Орловского Ю.П., М, 2011 г.
7. Комментарии официальных органов к Трудовому Кодексу РФ/Сост. Верховцев А.В. – 6-е изд. доп.: ИНФРА – М. 2011.
8. Курс Российского трудового права в 3-х томах (под общей редакцией докторов юридических наук, профессоров Пашкова А.С., Маврина С.П., Хохлова Е.Б.) Том 1-СПб, Изд. СПб Университета; Том 2 –М, Юность, 2008.
9. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник. М.: Юрист, 2007.
10. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Трудовое право. Краткий курс. Изд. «Питер», СПб, 2011.
11. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Трудовой кодекс РФ. Практический комментарий. Изд. «Питер», 2011.
12. Магницкая Е.В., Евстигнеев Е.Н. Трудовое право (серия «Завтра экзамен»). СПб. «Питер», 2006.
13. Миронов В.И. Трудовое право России. М.: Управление персоналом, 2006. - 260с.
14. Мицкевич А.В. Формы выражения, или источники права // Общая теория государства и права. Акад. курс в 2т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т.2. М.: Статут, 1998. Т.2. - 870с.
15. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право. М.: Норма. 2007. - 487с.
16. Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2004. № 4-5. - 258с.
17. Сафонов В.А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений // Государство и право. 1996. №7. - 550с.
18. Словарь по трудовому праву / Отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: Статут. 1998. - 690с.
19. Сыроватская Л.А. Трудовое право. М.: Статут. 1997. - 785с.
20. Трудовое право России: Учебник для вузов / Отв. ред.Р.З. Лившиц и Ю.П. Орловский. М.: Норма. 2008. - 654с.
21. Трудовое право России: Учебник. Под редакцией Куренного А.М. М.: Юристъ, 2008