Введение
Глава 1. Теоретический анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия
1.1.Содержание и сущность маркетинговой среды. Анализ внутренней среды и роль маркетинга в коммерческой деятельности предприятия
1.2.Основные факторы микросреды функционирования фирмы
1.3.Факторы макросреды, влияющие на коммерческую деятельность предприятия
Глава 2. Анализ влияния факторов маркетинговой среды на коммерческую деятельность предприятия
2.1.Характеристика отрасли Вологодской области и предприятия
2.2.Анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия
2.3.Анализ факторов микросреды, влияющих на коммерческую деятельность предприятия
2.4.Анализ факторов макросреды, влияющих на коммерческую деятельность предприятия
Глава 3. Разработка мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности
3.1.Общие аспекты повышения эффективности коммерческой деятельности
3.2.Рекомендации и мероприятия по повышению эффективности коммерческой деятельности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
В новых условиях рыночной экономики в России существенно возросла социально-экономическая роль маркетинга. Он стал нацеливать предприятия на более глубокое изучение потребностей населения. Здесь потребитель превращается в центральную фигуру, интересам которого подчиняется все производство. Для маркетинга, таким образом, главным становится то, что потребитель думает о своей покупке, в чем видит ее ценность, какие преимущества получает, приобретая тот или иной товар. Усилия предприятий направляются на выявления знаний о товаре и понимание потребителей, на способности и умение маркетологов технически воплотить специфические потребности в реальный продукт, соответствующий вкусам и запросам потребителей. Реализация подобных функций маркетинга означает не только подчиненность сферы производства сфере потребления, но и окончательное превращение маркетинга в необходимый элемент хозяйственного механизма, обеспечивающего сочетание интересов производителя и потребителя как основы роста эффективного производства.
Таким образом, основным направлением маркетинга является определение ориентиров предприятия на настоящие и будущие нужды покупателей с созданием приемлемого предложения для удовлетворения существующих потребностей и получения прибыли.
Проблеме повышения эффективности управления предприятием и его товарной политикой посвящено немало теоретических исследований. Среди них следует отметить труды: Акоффа Р., Амбрамишвили Г.Г., Горячева А.А., Друкера П., Котлера Ф., Хершгена Х., Завьялова П.С., Демидова В.Е., Кретова И.И., Крутикова Ф.А.
Целью данного исследования является изучение маркетинговой среды предприятия и выявление ее влияния на коммерческую деятельность ООО «Труд».
Для достижения сформированной цели поставлены следующие задачи:
• изучение сущности маркетинговой среды и выявления роли маркетинга как основной составляющей внутренней среды в коммерческой деятельности предприятия;
• рассмотрение факторов микросреды и макросреды;
• анализ производственно-хозяйственной и финансовой деятельности ООО «Труд»;
• анализ факторов микросреды и макросреды, влияющих на коммерческую деятельность ООО «Труд»;
• разработка рекомендаций и мероприятий по повышению эффективности коммерческой деятельности ООО «Труд».
Объектом исследования является предприятие ООО «Труд».
Предметом исследования является маркетинговая среда и ее влияние на коммерческую деятельность предприятия.
В процессе написания работы были использованы методы изучения научной литературы по теме исследования, наблюдения, описания, синтеза и анализа экономической информации, обобщения.
В ходе исследования изучались монографические работы российских и зарубежных ученых.
Информационной базой исследования послужили законодательные акты Российской Федерации, учебная литература, финансовая и маркетинговая отчетность ООО «Труд».
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации, приведенные в исследовании, могут быть использованы в деятельности предприятий в целях обеспечения ее эффективности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1. Содержание и сущность маркетинговой среды. Анализ внутренней среды и роль маркетинга в коммерческой деятельности предприятия.
Маркетинговая среда организации - это совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. [10, c. 99]
Все множество маркетинговых факторов, которое образует маркетинговую среду предприятия, может рассматриваться на трех уровнях: внутренняя среда, микросреда и макросреда. Микро- и макросреда представляют собой внешнюю среду фирмы. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы социально-демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера.
Деятельность коммерческого предприятия происходит в поле постоянно меняющейся внутренней и внешней среды и, если внутренней средой мы можем управлять, то внешнюю среду можем только учитывать. Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Внутренняя среда предприятия - это та часть общей среды, которая находится в рамках предприятия. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация [1, с. 356].
-Кадровый срез внутренней среды организации охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками.
-Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; распределение прав и ответственности, иерархию подчинения.
-В производственный срез входят: изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
-Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
-Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации. В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
Изучение внутренней среды так же, как и в случае с изучением макроокружения и микроокружения, должно быть направлено на то, чтобы вскрыть возможности и угрозы, которые скрываются в ней. В случае с внутренней средой - это уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает предприятие. Вскрытые сильные стороны служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны должны быть предметом пристального внимания со стороны руководства.
Анализ внутренней среды на предприятии принято называть ситуационным анализом, который включает в себя:
-формулирование целей, которое ставит перед собой предприятие (оптимизация прибыли, максимизация объема продаж, расширение географии сбыта и увеличение доли рынка, обновление ассортимента продукции, выход на внешние рынки и др.);
- анализ планов производства и поставок продукции в развернутом ассортименте и в региональном разрезе за истекший период, как правило, не менее чем за предшествующий год;
-анализ ассортиментной политики предприятия и его основных конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон;
- анализ ценовой, сбытовой, рекламной стратегий и мероприятий по стимулированию сбыта предприятия и его основных конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон;
-анализ качества выпускаемой продукции и её сравнительных характеристик относительно конкурентов на внутреннем и внешних рынках;
-анализ организации сервисного обслуживания на предприятии и у основных конкурентов, выявление их сильных и слабых сторон;
- анализ издержек;
- анализ возможных изменений и тенденций принципиального характера на рынке.
В связи с тем, что важнейшей задачей стратегического управления является установление и поддержание динамического взаимодействия организации с окружающей средой, призванного обеспечить ей преимущества в конкурентной борьбе, маркетинг объективно занимает позицию одной из ведущих функций стратегического управления. Для целого ряда организаций в зависимости от того, какие они преследуют цели, и какие реализуют стратегии, маркетинг является ключевой функцией, обеспечивающей их успешное функционирование. Маркетинг пронизывает все сферы коммерческой деятельности фирмы. Меняются условия функционирования фирмы, растут динамичность и степень влияния среды на фирму, и в ответ на это развивается функция маркетинга. Все процессы, протекающие в фирме должны быть хорошо регулируемыми, для чего необходима очень четкая система управления, структуризация подразделений, их прав, ответственности, функций. [5, с. 257]
Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что маркетинг играет особую и исключительно важную роль в управлении предприятием. Пронизывая все его процессы, маркетинг делает возможным ориентацию фирмы на запросы потребителей и тем самым обеспечивает более гибкое и адаптивное включение фирмы в окружающую среду.
1. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 381 с.
2. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга / Ф. Брассингтон, С. Петтитт. – М.: Бизнес Букс, 2014. – 536 с.
3. Васильев, Г.А. Рекламный маркетинг: Учебное пособие / Г.А. Васильев, В.А. Поляков. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 276 c.
4. Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: ФОРУМ, 2012. - 333 с.
5. Голова, А.Г. Управление продажами : учебник / А.Г.Голова. - М.: Дашков и К, 2013. - 277 с.
6. Годин, А. М. Маркетинг: учебник для экономических вузов по направлению "Экономика" и специальности "Маркетинг" / А. М. Годин. – Москва: Дашков и Кº, 2010. – 671 с.
7. Котлер Ф. Маркетинг Менеджмент. Экспресс-курс. - СПб: Питер, 2012.
8. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб., 2010.
9. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг. - СПб. Питер, 2013.
10. Матюшенков Н.Г. Маркетинг: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования : Издательский центр «Академия» , 2012.-272с.
11. Строков В.А. Управление маркетингом на предприятии. - М.: ПКФ «ХОРС-2», 2014.- 797с.
12. http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/7490
13.http://vologdastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vologdastat/ru/statistics/population
14.http://vologda-oblast.ru