Курсовая работа|Социальная работа

Курсовая Социальная адаптация осужденных в местах лишения свободы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 34

Цена: 1 000
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К УСЛОВИЯМ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОСУЖДЕННЫМИ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более обширного процесса исправления осужденных. Цель — сформировать уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повысить образовательный и культурный уровень осужденных. Сегодня достаточно острым становится вопрос о необходимости создания социальной службы и введения в штат исправительных учреждений специалистов по социальной работе.

В 2018 году в учреждениях УИС России находятся 602 тысячи 176 человек. При этом штатная численность персонала УИС — 295 967. То есть на каждого заключенного приходится 0,5 сотрудника ФСИН. Именно поэтому основная цель расширения штата пенитенциарной системы — это организовать в данных учреждениях различные виды исправительно-воспитательной работы с осужденными. Необходимость введения в штат этих учреждений высококвалифицированных специалистов в области социальной работы, также поможет принять эффективное участие в решении проблем, связанных с ростом рецидивной преступности.

Объектом данного исследования является пенитенциарная система Российской Федерации.

Предмет исследования – социальная работа в пенитенциарных учреждениях.

Целью данной работы являются особенности социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы.

В соответствии с поставленной целью в процессе выполнения работы решались такие задачи:

- изучить теоретические основания изучения социальной адаптации осужденных к условиям в местах лишения свободы;

- проанализировать технологии социальной работы с осужденными в местах лишения свободы.

Эмпирическая база исследования включает в себя использование социологической информации из уже опубликованных источников, а также статистические данные, полученные в ГУФСИН, ДФГСЗН, ЦСА, ГИЦ МВД РФ, о содержании их деятельности. Теоретической базой исследования процесса социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы послужили идеи и взгляды как отечественных, так и зарубежных исследователей по социологии адаптаций (Т Парсонс, М Вебер, М.А. Шабанова и др.).

В качестве основных методов исследования в работе применялись методы сравнений, обобщений, аналогий, логико-исторический анализ, а также комплексный анализ литературных источников по рассматриваемой теме.

Структура работы включает в себя введение, два раздела, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К УСЛОВИЯМ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Проблема социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы актуальна по нескольким причинам.

Во-первых, в местах лишения свободы личность сталкивается с условиями жизни, которые разительно отличаются от привычных условий жизнедеятельности на свободе. Естественно, осужденный вынужден к ним адаптироваться, и этот процесс имеет свою специфику в зависимости от психологического и социального типа, пола, возраста, характера совершенного преступления, срока осуждения и других факторов. Но в любом случае отбывание наказания в виде лишения свободы является одним из тех стрессовых факторов, который оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. И в этом плане очень важное значение приобретает исследование социальной адаптации заключенных к условиям лишения свободы, так как после освобождения личность, как правило, возвращается в общество, и ее дальнейшая жизненная активность, характер и содержание во многом определяются тем, что в процессе социальной адаптации в местах лишения свободы было изменено или сохранено личностью на уровне психологических и социальных установок и ориентации, какой вышла из этих мест личность: озлобленной, агрессивной, ослабленной духом или наоборот. Таким образом, характер социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы определяет дальнейшее поведение личности на свободе и, соответственно, влияет на уровень и характер преступности в стране, что и определяет социальную актуальность курсовой работы.

Во-вторых, современная российская система наказания - в виде лишения, свободы не способствует исправлению осужденных, которые в условиях, подавляющих личное достоинство, в большинстве своем подвержены дезадаптации, что и способствует росту рецидива в обществе, не способном воспринимать осужденного как личность. Современная пенитенциарная система российского общества не выполняет свою функциональную роль, о чем свидетельствует высокий уровень рецидивной преступности в стране.

Очевидно, что со стороны законодательной и исполнительной власти требуется качественно новый подход к решению задач и реализации функций уголовно-исполнительной системы, дальнейшей оптимизации пенитенциарной деятельности, повышению уровня организации и эффективности исполнения уголовного наказания, приближению условий и порядка его отбывания к международным стандартам. К сожалению, на данный момент российская пенитенциарная система далека от того, чтобы стать исправительной системой, да и возможно ли исправить человека, лишив его не только свободы, но и собственного достоинства, как это часто происходит в российских тюрьмах.

Социальная адаптация осужденных в местах лишения свободы является производным от общественных условий функционирования общества, его уровня свободы, отношения к закону, человеку и его правам. Необходимо поэтому на глубоком научном уровне пересмотреть основы функционирования уголовно-исправительной системы российского государства и прежде всего обратить внимание на механизм и характер протекания процесса ресоциализации осужденных в местах лишения свободы в рамках исследования особенностей социальной адаптации заключенных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и выявить основные факторы, влияющие на данный процесс.

Социальная адаптация выступает в качестве одного из значимых объектов социологической науки. Исследователи определяют социальную адаптацию как особый процесс, который оказывает влияние на приспособление отдельной личности или более широкой социальной группы к новым условиям, или же к условиям, которые претерпевают постоянные изменения по различным параметрам (экономическим, политическим, социальным, духовным и иным).

Иными словами, социальная адаптация – это результат приспособления человека к социальной группе или обществу, в котором он существует или планирует реализовывать свою жизнедеятельность. От адаптационного процесса человека напрямую зависит возможность его самореализации, выявления и раскрытия творческого потенциала.

Адаптируясь, человек вступает в совершенно новые социальные связи, и если они достаточно крепки, то и цели, которые ставит перед собой личность, адаптируясь, будут реализовываться более успешно. Тем не менее, адаптация – это не только привыкание и общение: это более глубокий процесс. Он предполагает оценку своих способностей, соотнесение возможности удовлетворения потребностей с теми ресурсами, которыми располагает общество. Человек зависит не только от людей и социальных институтов, которые окружают его: он также зависит и от существующих в обществе установленных норм и законов.

Попадая в новую среду, он обязан исполнять их, даже если они расходятся с его мировоззрением и пониманием ситуации. Только в этом случае он будет «своим», не будет отвергнут обществом. Особо это важно в том случае, если человек в течение долгого времени стремился стать частью какой-либо общности, и, попав в нее, негласно должен быть согласен с ее установками, ценностями и нормами.

Адаптация – это непрерывный процесс. Он касается человека даже тогда, когда тот не планирует изменить место своего жительства, работы. Окружающие условия постоянно меняются, на первое место выходит технический прогресс и его особенности.

Все это заставляет человека приспосабливаться, чтобы быть полноценным участником социальных, политических, экономических и иных отношений. В связи с этим человек сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, каким образом определить свое предназначение, и во-вторых, как найти смысл жизни, если действительность постоянно предлагает новые условия.

Социальная адаптация – это особый процесс, который отличается управляемостью как извне, так и самим человеком, которому необходимо адаптироваться к новым условиям.

По сути, самоуправление – основа социальной адаптации, ведь только сам человек может осознать важность своей адаптации и найти оптимальные пути восприятия новых условий, при этом не нарушая установленные социальные нормы.

В этой связи, благодаря управленческой адаптации, руководство может предоставить человеку наиболее благоприятные условия, а также создать предпосылки для дальнейшего развития человеческой личности, обеспечивать его профессиональную и повседневную жизнедеятельность.

Социальная адаптация выполняет ряд особых функций.

Во-первых, это мобилизующая, которая заключается в принятии отдельных элементов, как и в социальном, так и в психологическом освоении ценностной системы.

Вторая функция – это стимулирующая. Потребность в принятии новых норм и ценностей, стать «своим» в новой социальной группе в определенном смысле стимулирует человека совершенствоваться, изучать что-то новое, воспринимать совершенно новые, несвойственные ему формы жизнедеятельности.

По сути, процесс адаптации способствует развитию индивида, его процветанию, воспроизводству новых ценностей и вступлению в совершенно новую стадию социальной среды.

Цель адаптации, как отмечают исследователи – это развитие личности в новых социально-политических, экономических и культурных условиях. Это, в свою очередь, означает рост потребностей, их выход из категории «базовые» в категорию «возвышенные». А этот процесс, в свою очередь, ведет к повышению уровня образования и культуры. По этой причине функционирование социальной адаптации представляется исследователями как преимущественно положительный процесс.

Но стоит сделать оговорку о том, что успех можно констатировать лишь в том случае, если внешние требования общества совпадают с внутренними возможностями личностями, ее готовностью отказаться от некоторых своих базовых установок ради процветания как собственного, так и общественного.

В современной социологической литературе термин «социальная адаптация» приобретает все большую популярность, и связано это, на наш взгляд, с тем, что жизнь современного человека в обществе скоростных перемен стала эквивалентна термину «адаптация», т.е. речь идет о том, что индивиды вынуждены постоянно следить за социальными изменениями и вырабатывать новые, при условии недейственности старых, механизмы адаптации к новым условиям внешней среды. Особенно актуально это для современного российского общества, вступившего в эру глобальных перемен. Именно в этом ракурсе ведут исследования многие отечественные ученые, разрабатывающие теоретические и практические аспекты адаптации россиян к социально-экономическим и политическим условиям постсоветского государства. И, надо отметить, в этом направлении больших успехов достигли такие видные российские исследователи, как Т.И. Заславская, Л.В. Корель, Н.Ф. Наумова, М.А. Шабанова и др.1 В частности, Л.В. Корель отмечает многогранность и многоаспектность процесса адаптации, под которым в ее интерпретации понимается «состояние приспособления или же процесс приспосабливания социальной системы (личности, социальной группы, организации, общности, института, общества, цивилизации и т.д.) к внутренним и внешним изменениям, происходящий- путем изменения как социальных стереотипов поведения, социальных практик, ценностей, способов информационно-интерпретативного отражения (конструирования, реконструирования) реальности, так и внутренней ее (системы) структуры и функций».

Процесс адаптации связан с адаптивной ситуацией, возникающей в связи с произошедшими изменениями в социальной среде или переходом личности из одной социальной среды в другую, отличную от прежней, в частности, в тюремную среду, когда привычные шаблоны поведения, стереотипы восприятия, установки и ориентации личности становятся малоэффективными или недейственными.

Большинство работ в области социальной адаптации населения посвящены «свободным» гражданам, в то время как исследованию этого процесса в среде заключенных уделяется крайне мало внимания, что не совсем оправдано с тех позиций, что данная категория представляет определенную часть населения страны, среди которой достаточно большой процент возвращается к прежнему образу жизни на свободе, к обществу после отбывания срока заключения. Кроме того, нам хотелось бы отметить, что в настоящее время в российском обществе приобретает большую популярность субкультура преступного мира, проникающая в общество и распространяющаяся через субъектов этого мира, впитавших ее не иначе как в местах лишения свободы в процессе социальной адаптации. Следовательно, проблема социальной адаптации заключенных в местах лишения свободы приобретает не столько узко социальный характер, сколько выходит за рамки преступной среды, так как оказывает непосредственное влияние на массовую культуру, проникая во все слои населения, во все общественно значимые сферы (экономику, политику, искусство). Недаром А.Н. Олейник отмечает странную схожесть между социальной организацией тюрьмы и постсоветского общества, и причиной этого является, по его словам, идентичность властных отношений, складывающихся в тюремной среде между заключенными и представителями тюремной власти, и на свободе между властью и обычными людьми. К тому же, как пишет ученый, около трети советских людей были осуждены как минимум один раз либо осуждены были их родители, что не могло не сказаться на характере развития российской культуры и популяризации тюремной тематики и субкультуры в российском обществе.

Также следует обратить внимание на то, что процесс адаптации заключенных в местах лишения свободы имеет свою специфику, связанную прежде всего с условиями отсутствия- свободы, которая, согласно теории адаптации М.А. Шабановой, одного из разработчиков структурно-деятельностного подхода, выступает основной категорией объяснения и осуществления адаптационного процесса.

Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, помещаются в воспитательные колонии общего или усиленного режима (ч. 1 ст. 56 УК РФ). Лишение свободы как и любое другое наказание, предусмотренное УК РФ, применяется для восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ч. 2 ст. 43 УК РФ).

В местах лишения свободы процесс социальной адаптации имеет свою специфику, связанную прежде всего с экстремальностью и сложностью условий отбывания наказания. От того, какой характер примет социальная адаптация, зависит дальнейшая судьба, осужденного, а на макроуровне от степени эффективности социальной адаптации заключенных зависит уровень рецидивной преступности, который в современном российском обществе имеет тенденцию роста. Следовательно, пенитенциарная система российского общества требует коренного преобразования в соответствии с международными стандартами, в которых за основу берется уважение и соблюдение прав осужденного, а также неущемление его человеческого достоинства. В российской уголовно-исправительной системе наказание в виде лишения свободы превращается в лишение человеческого достоинства, что никогда не будет способствовать исправлению личности осужденного, а наоборот, закрепляет и делает более устойчивой криминализацию сознания заключенных.

Социальная адаптация лиц, осужденных к лишению свободы, представляет собой трудоемкий процесс, посредством которого происходят определенные шаги к развитию, последовательные изменения в самосознании. Для эффективности данного процесса должны быть соблюдены определенные стадии социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы. В науке нет единого мнения по поводу стадий социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы. Большинство исследователей (Н. А. Стручков, И. В. Шмаров, А. М. Яковлев, М. Г. Детков и др.) склоняются к тому, что социальная адаптация проходит в два этапа:

– пенитенциарный (подготовка осужденного к освобождению);

– постпенитенциарный (социальная адаптация после освобождения).

В. Е. Южанин и Ю. В. Жулева выделяют помимо пенитенциарного и постенитенциарного этапа, допенитениарный этап. По их мнению, в первый этап начинается с момента десоциализации лица, который привел его на определенном этапе жизни к совершению преступления, а последний этап помогает возвратиться в общество.

На допенитенцирном этапе на лицо, обвиняемое в совершении преступления, оказывается сильное нравственно-психологическое давление со стороны правоохранительных органов, семьи, друзей, которое формирует общественное мнение. На пенитенциарном этапе социальной адаптации воспитывается психологическая установка осужденного на дальнейшее поведение и образ жизни. На постпенитенциарном этапе — идет приобщение к ближайшему социальному окружению, вырабатывается способность преодолевать жизненные преграды. На наш взгляд, данный В. Е. Южаниным и Ю. В. Жулевым допенитенциарный этап нецелесообразен, так как: во-первых, сложно предугадать точный момент начала десоциализации, во-вторых, нравственно-психологическое давление, как метод исправления осужденных, не может быть результативным, в-третьих, объектом исследования является процесс социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы в период отбывания наказания и после освобождения.

Далее, П. А. Бровский выделяет две взаимосвязанные стадии:

Нравственная, правовая, психологическая и организационная подготовка осужденных в исправительных учреждениях к жизни на свободе (исправление);

Приспособление освобожденных к условиям жизни на свободе, определение ими социальных позиций и ролей, восприятия требований и системы ценностных ориентаций нового социального окружения, руководство эти процессом со стороны государства и общества.

Исследование особенностей личности осужденных поможет качественно проводить их социальную диагностику, выявить насущные проблемы, разрабатывать программы, направленные на решение этих проблем, и в итоге получать положительные результаты своей деятельности, как во время отбывания осужденными наказания, так и в постпенитенциарный период их жизни. Ведь главной задачей уголовно-исполнительной системы является исправление осужденных, возвращение в общество полезных людей, способных без постороннего контроля вести достойный образ жизни. Проанализировав и обобщив вышеуказанные мнения исследователей о стадиях социальной адаптации лиц, осужденных к лишению свободы, мы выделили собственную точку зрения.

Действительно, данный процесс происходит в два этапа — пенитенциарном и постпенитенциарном. На пенитенциарном этапе социальной адаптации должны проводиться следующие мероприятия:

Тщательное изучение личности осужденного и отнесение его к определенной категории, с учетом психических характеристик, а также тяжести совершенного преступления;

Социальная адаптация осужденного к условиям исправительного учреждения, а также сохранение социально-полезных связей осужденных с родными и близкими;

Процесс активного применения средств воздействия на осужденных.

Исходя из вышеуказанного, каждая стадия социальной адаптации должна быть тщательно продумана до самых мелочей, чтобы не было упущено ни одной детали, которая в дальнейшем превратилась бы в серьезное препятствие на пути исправления осужденного.

Стадии социальной адаптации являются самостоятельными, каждой из которой присущи свои определенные характеристики, но, несмотря на это, основным объектом выступает лицо с отклоняющимся поведением, утратившее в силу объективных и субъективных причин положительные качества.

Специфика условий, в которых оказывается заключенный, требует пересмотра сложившихся в научной литературе подходов к исследованию социальной адаптации и создания необходимой теоретико-методологической основы для изучения особенностей социальной адаптации заключенных в местах лишения свободы. Необходимость глубокого и всестороннего исследования специфики социальной адаптации осужденных в местах лишения свободы обусловлена тем, что в настоящее время в российском обществе приобретает большую популярность субкультура преступного мира, проникающая в общество и распространяющаяся через субъектов этого мира, впитавших ее не иначе как в местах лишения свободы в процессе социальной адаптации. Следовательно, проблема социальной адаптации заключенных в местах лишения свободы выходит за рамки преступной среды, так как оказывает непосредственное влияние на массовую культуру, проникая во все слои населения, во все общественно значимые сферы (экономику, политику, искусство).

Повышение женской преступности имеет куда более серьезные и страшные последствия для общества, чем это может показаться, поэтому так необходим поиск причин женской преступности, но не менее важным является анализ поведения осужденных женского пола в местах лишения свободы. Пребывание в заключении является клеймом на всю жизнь, которое для женщины имеет гораздо более сильные и негативные последствия, чем для мужчины. Этот факт, четко осознаваемый- женщинами, попавшими в места лишения свободы, влияет и на процесс адаптации к ним, который часто сопровождается нарушением психического и физического здоровья. Для предотвращения этого следует разрабатывать специальные программы по адаптации женщин в местах лишения свободы, ибо женщина, если даже еще не является матерью, — потенциальная мать, от уровня психического и физического здоровья которой зависит ее будущее потомство. В связи с этим тендерное неравенство или асимметрия в уголовно-исполнительном законодательстве представляется нам совершенно необходимым.

Адаптация осужденного в местах лишения свободы определяется комплексом факторов, среди которых прежде всего необходимо отметить тюремную субкультуру, в основе которой находится и так называемая «тюремная адаптивная культура», обладающая набором средств, норм, образцов адаптации в местах лишения свободы, слабо подверженных динамике изменений, что делает процесс адаптации осужденного достаточно предсказуемым, с четким представлением о том, что его ждет в том или ином случае, в зависимости от того, какую линию поведения он выберет. Но в любом случае, независимо от отношения индивида к тюремной субкультуре, ее нравам, обычаям, а также жизненных планов после освобождения (вернуться к нормальной жизни, порвать с преступным миром и т.д.), игнорировать неформальные правила тюремного общества, играющие более важную роль в условиях лишения свободы, чем формальные, нет никакой возможности. Остальные факторы, среди которых срок лишения свободы, условия содержания заключенных, коллектив осужденных, поведение и отношение администрации, социально-психологические особенности осужденного, в комплексе влияют на характер адаптации, ее эффективность, но не являются, на наш взгляд, определяющими.

Если в современном российском обществе происходит явная трансформация социокультурных ценностей, то в среде заключенных данный процесс не имеет такой динамики, и ценности, нормы, идеалы преступного менталитета, преступной культуры, сформированные на протяжении развития преступного сообщества, устойчиво сохраняются и передаются через криминальные структуры, в том числе и в местах лишения, молодому поколению преступников. Проникновение элементов преступной субкультуры в сознание заключенных в местах лишения свободы происходит достаточно интенсивно, особенно в условиях роста преступности в стране, неэффективной деятельности правовых органов, низкого воспитательного потенциала исправительных учреждений и криминализации общества в целом. Соответственно, динамика ценностных ориентации заключенных обусловлена не только их ценностной структурой в данный момент, но и тем, какая система ценностей превалирует в данный момент в обществе, и какое место в ней занимают культура и ценности преступного мира.

Очевидно, что современная российская система наказания в виде лишения свободы не способствует исправлению осужденных, и одной из причин этого является то, что заключенные, оказавшиеся в условиях, подавляющих личное достоинство (нарушения со стороны администрации, отсутствие элементарных условий нормального проживания и др.), не способны адекватно адаптироваться в местах лишения свободы. Это приводит к их дезадаптации и, как следствие, к росту рецидивной преступности в обществе, не способном воспринимать осужденного, а часто и освободившегося (с его тюремным прошлым) как личность.

Достаточно наивно полагать, что можно исправить человека посредством наказания в виде лишения свободы, но сдержать темпы преступности возможно при условии обеспечения условий для адекватной социальной адаптации заключенных, которая позволит осужденному после выхода на свободу относительно безболезненно, с минимальными психологическими потерями интегрироваться в общество, не став вновь на путь криминала. Таким образом, социальная адаптация осужденных в местах лишения свободы является производным от общественных условий функционирования общества, его уровня свободы, отношения к закону, человеку и его правам.

1. Ахинов, Г.А.Социальная политика: учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. -272 с. -(Высшее образование:Бакалавриат).

2. Баханова Елена Викторовна Формы и методы общественного контроля социально-трудовой адаптации осужденных // Научный диалог. 2013. №6 (18). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-i-metody-obschestvennogo-kontrolya-sotsialno-trudovoy-adaptatsii-osuzhdennyh (дата обращения: 22.05.2019).

3. Беззубик, К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: учебное пособие / К.В. Беззубик; Под ред. Е.А. Сигиды. -М.: ИНФРА-М, 2011. -168 с.

4. Валеева, Н.Ш. Социальная реабилитация: учебник / Под ред. Н.Ш. Валеевой. -М.: НИЦ Инфра-М, 2012. -320 с.

5. Евсеев, В. О. Организация системы охраны труда в учреждениях социального обслуживания населения (в таблицах и схемах) [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. О. Евсеев, А. В. Прохоров. -М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. -146 с.

6. Липский, И.А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учебное пособие /под ред. И.А. Липского. –М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. –384 с.

7. Маликов Борис Зуфарович Механизмы социальной адаптации осужденных к лишению свободы в уголовно-исполнительном законодательстве // Теория и практика общественного развития. 2014. №20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-sotsialnoy-adaptatsii-osuzhdennyh-k-lisheniyu-svobody-v-ugolovno-ispolnitelnom-zakonodatelstve (дата обращения: 22.05.2019).

8.Маяцкая, И. Н. Экономические основы социальной работы [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / И. Н. Маяцкая; под ред. д.э.н., проф. И. Н. Маяцкой. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2013. -264 с.

9. Михайлов Константин Владимирович, Жидков Владимир Семёнович Вопросы правового регулирования социальной адаптации осужденных, освобожденных от отбывания наказания, на федеральном и региональном уровнях // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-pravovogo-regulirovaniya-sotsialnoy-adaptatsii-osuzhdennyh-osvobozhdennyh-ot-otbyvaniya-nakazaniya-na-federalnom-i (дата обращения: 22.05.2019).

10. Михайлов Андрей Павлович Некоторые особенности процесса социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях // Вестник Адыгейского государственного университета. 2005. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-protsessa-sotsialnoy-adaptatsii-nesovershennoletnih-osuzhdennyh-v-vospitatelnyh-koloniyah (дата обращения: 22.05.2019).

11. Мусина-Мазнова, Г. Х. Инновационные методы практики социальной работы [Электронный ресурс] : учебное пособие для магистров / Г. Х. Мусина-Мазнова, И. А. Потапова, О. М. Коробковаи др. -М.: Дашков и К, 2014. -320 с.

12. Павленок, П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения: учебное пособие / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. -М.: ИНФРА-М, 2010. -184 с.

13. Приступа, Е.Н. Социальная работа. Словарь терминов /под ред. Е.Н. Приступы. –М.: ФОРУМ, 2015 –231 с.

14. Сигида, Е. А. Психология и социальная работа в системе социального и гуманитарного образования [Электронный ресурс]: монография / Е. А. Сигида, И. Е. Лукьянова ; под ред. проф. Е. А. Сигцды. -М. : ФГОУВПО «РГУТиС», 2010. -134 с.

15. Сорокина, Е. Г. Конфликтология в социальной работе [Электронный ресурс] :учебник для бакалавров / Е. Г. Сорокина, М. В. Вдовина. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. -284 с.

16. Тавокин, Е.П. Социальная политика: учебное пособие / Е.П. Тавокин. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. -157 с.

17. Терехин Валерий Ильич, Чернышов Виктор Валентинович Организация оценки уровня ресоциализации и социальной адаптации осужденных // Человек: преступление и наказание. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-otsenki-urovnya-resotsializatsii-i-sotsialnoy-adaptatsii-osuzhdennyh (дата обращения: 22.05.2019).

18. Фокин, В.А. Социальная работа и подготовка социальных работников за рубежом: учебное пособие/Фокин В.А. -М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. -272 с.

19. Шарин, В.И. Экономические основы социальной работы: учебник / В.И. Шарин. -М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. -237 с.

20. Шелестюков Виталий Николаевич Правовая природа социальной адаптации осужденных: вопросы теории и практики // Бизнес в законе. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-priroda-sotsialnoy-adaptatsii-osuzhdennyh-voprosy-teorii-i-praktiki (дата обращения: 22.05.2019).

21 Яценко Виктор наставничество как путь к ресоциализации и социальной адаптации осужденных // Уголовно-исполнительное право. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-put-k-resotsializatsii-i-sotsialnoy-adaptatsii-osuzhdennyh (дата обращения: 22.05.2019).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское