Введение
Глава 1. Теоретические основы маркетинга в розничной торговле
1.1 Роль маркетинга в работе современной компании
1.2 Особенности маркетинга в розничной торговле
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Автокресла-НН
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Автокресла-НН»
2.2. Анализ маркетинговой деятельности ООО «Автокресла-НН»
Глава 3. Совершенствование маркетинговой деятельности ООО «Автокресла-НН»
3.1. Определение направлений совершенствования маркетинговой деятельности предприятия
3.2. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия
Заключение
Список литературы
Розничная торговля включает всю предпринимательскую деятельность, связанную с продажей товаров конечным потребителям для личного пользования. Она выполняет ряд важных функций: участвует в процессе формирования ассортимента, предоставляет информацию потребителям (через продавцов, рекламу и т.д.), производит операции с товарами (хранение, сортировка, установление цен и др.), совершает сделки купли-продажи (магазины, кредит, доставка). В розничной торговле необходимо понимать, что клиент имеет свои потребности, и единственный выход, который может принести продавцу успех, - это удовлетворить их. Потребитель обычно хорошо информирован и постоянно старается найти лучший продукт по наиболее благоприятной для себя цене. Это условие в розничной торговле имеет такое же важное значение, как и на других уровнях маркетинга. Однако магазин - это то место, где встречаются продавец и покупатель, и осуществляется финальное действие маркетинга. По этой причине розничный торговец должен уметь определить тех, кому он хотел бы продать свой продукт. Чтобы привлечь покупателей в магазин, нужно проинформировать их о качестве имеющихся в продаже продуктов, их технических характеристиках, ценах, порядке оплаты. Следовательно, специалист по маркетингу должен позаботиться о рекламе.
Актуальность темы обусловлена значением эффективной маркетинговой деятельности розничной торговой компании для ее успешного функционирования в современных рыночных условиях.
Объектом исследования является ООО «Автокресла-НН».
Предметом исследования является маркетинговая деятельность ООО «Автокресла-НН».
Цель курсовой работы – разработка мероприятия по совершенствованию ООО «Автокресла-НН».
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть теоретические основы маркетинга на розничном торговом предприятии;
- Охарактеризовать деятельность ООО «Автокресла-НН»;
- Провести анализ маркетинговой деятельности магазина;
- Разработать мероприятие по повышению объемов сбыта магазина за счет развития маркетинговой деятельности.
Курсовая работа основана на материалах научной и учебной литературы российских и зарубежных авторов.
Структура работы включает введение, основную часть и заключение. Основная часть содержит три главы. Первая глава носит теоретический характер. В ней рассмотрены вопросы о сущности маркетинга на предприятии и особенности маркетинговой деятельности розничной торговой организации. Вторая глава носит аналитический характер. В ней проведен анализ деятельности предприятия, изучена маркетинговая деятельность компании. Третья глава является проектной. В ней разработаны мероприятия по повышению объемов сбыта магазина за счет развития маркетинговой деятельности.
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использовать разработанные мероприятия в деятельности компании.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Роль маркетинга в работе современной компании
Теория маркетинга нашла свое применение на практике в конце 50-х - начале 60-х годов XX века, когда на смену рынка продавцов пришел рынок покупателей, то есть центральной целью деятельности компаний стало определение нужд и желаний определенных групп потребителей и удовлетворения их потребностей более эффективными и качественными способами, чем это делают конкуренты. Почему же центральное место отводится потребителю и зачем удовлетворять его потребности? Суть существования предприятия заключается в получении прибыли, которую оно получает от производства того, что необходимо потребителю. Чувства, мысли, представления и желания потребителя в любой заданное время должны восприниматься как объективный факт, они требуют серьезного отношения.
Существует множество определений понятия «маркетинг». Один из основателей маркетинга, Филипп Котлер дает такое определение: «Маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение спроса и потребностей посредством обмена» [12, c. 34]. Обеспечение соответствия интересов покупателя и продавца посредством конкурентного обмена приводит к внешнему равновесию в условиях реализации маркетинговой концепции.
Не менее известный профессор Питер Друкер характеризует маркетинг как «концепцию управления фирмой, в центре которой находится покупатель, клиент с его потребностями и запросами, и вся фирма, ее отделения, звенья и участки нацелены на то, чтобы лучше эти потребности удовлетворить». При этом он подчеркивает, что «маркетинг выполняет важнейшую роль в управлении и не может рассматриваться только как обособленная его функция. Маркетинг есть бизнес в целом, рассматривается с точки зрения конечного результата, т.е. с позиции потребителя. Успех дела определяется не производителем, а потребителем» [11, c. 52].
Маркетинг занимается исследованием поведения потребителя, он позволяет компании «слышать своего потребителя», что дает возможность удовлетворить их потребности и, следовательно, повысить эффективность деятельности.
Цель маркетинг заключается в продвижении собственной продукции на рынке. Он представляет собой войну за потребителя. С помощью маркетинговых исследований анализируются разные стороны рынка, с которыми взаимодействует предприятие и на основании этих исследований разрабатывается и воплощается тактика поведения фирмы на рынке. Комбинация уже известных маркетинговых методов и разработка своих собственных может привести компанию к определенным высотам в бизнесе.
Маркетинг представляет собой интегральную дисциплину, которая охватывает знания о методах деятельности в сфере сбыта, продвижения товара, исследования покупательского спроса и других. Находясь на пути эволюционного развития, маркетинг сформировал системное представление о различных аспектах функционирования предприятия на рынке.[21]
Итак, в центр организации находится потребитель, поэтому система маркетинга и менеджмента объединяет усилия, чтобы наилучшим образом удовлетворить его потребности и спрос сторон, участвующих в обмене. Современный маркетинг и менеджмент неразделимы, они взаимопроникают и дополняют друг друга. Под маркетинговым управлением нужно понимать целенаправленную координацию и формирование всех мероприятий фирмы, связанных с рыночной деятельностью на уровне предприятия, на уровне рынка и общества в целом, и базирующиеся на принципах маркетинга.
1.2 Особенности маркетинга в розничной торговле
Сфера торгового маркетинга охватывает деятельность на рынке торгово-посреднических услуг, связанную с оптовыми перепродажами и розничной реализацией товаров конечному потребителю. Особенности такой деятельности предопределяются самим характером торговой услуги — ее своевременностью, надежностью, доступностью.
Рассмотрим особенности элементов комплекса маркетинга розничной торговли. Традиционная концепция маркетинга выделяет четыре составляющих комплекса - товар, цену, каналы распределения и продвижение. Помимо этого применительно к сфере торгового маркетинга необходимо добавить еще три дополнительных фактора — месторасположение, персонал и оформление, — оказывающих влияние на маркетинговую деятельность предприятий торговли.
Многие розничные торговцы склонны преувеличивать качество оказываемых ими услуг, в то время как уровень требований клиентов к качеству сервиса гораздо выше. Следовательно, в действительности реальное качество услуг и предполагаемый уровень сервиса могут иметь существенное расхождение.
Основная задача торговых предприятий — обеспечить возможность покупки какого-либо товара при соответствующем качестве торгового обслуживания. Предлагаемый же набор услуг — это одно из основных средств сделать свой магазин отличным от остальных. [19, c. 15]
В торговом маркетинге происходит трансформация и цены. Цена торговой услуги выступает в виде торговой наценки. Поэтому с экономической точки зрения основное значение для торговли приобретает не цена продаваемого товара, а размер наценки, который определяется затратами предприятия торговли в процессе создания и предоставления своих услуг покупателю, и прибыли. Торговый посредник имеет больше возможности участвовать в формировании цены, поскольку приобретает товар в собственность. Ограничения при изменении цен связаны, с одной стороны, с закупочной ценой товара, а с другой — со спросом и конкуренцией. Начисления, производимые предприятием торговли, включают собственные затраты плюс прибыль. Так как предприятия торговли непосредственно контактируют с конечным потребителем (покупателем), то они могут отслеживать его ответную реакцию на изменения ценовой политики. Поэтому торговое предприятие может использовать гибкое ценообразование и максимально учитывать психологическую составляющую при установлении цены.
Следующий элемент комплекса маркетинга — каналы распределения. Поскольку предприятие розничной торговли само по себе для производителя товара выступает как канал распределения, то для торговца традиционное понятие канала распределения переходит в новое качество. Под каналом распределения в торговом маркетинге подразумевается внутримагазинная логистика или физическое распределение. Под физическим распределением, как правило, понимаются все операции по хранению товара, формированию ассортимента и его внутримагазинному перемещению.
1. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014. 231 с.
2. Бейбин Б., Борджес Э., Шпильманн Н. Влияние гендера и атмосферы магазина на восприятие предлагаемых им ценностей // Маркетинг розничной торговли. - №1. – 2014. С. 41-47
3. Бобриков О. Эффективность точек контакта розничной торговли // Маркетинг розничной торговли. - №2. – 2014. С. 11-17
4. Гвоздик О. Роль мерчандайзинга в розничной торговле // Маркетинг розничной торговли. - №1. – 2014. С. 23-28
5. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. / Л.Ю. Гермогенова – М: Рус Партнер ЛТД, 2013г. – 276с.
6. Головлева Е.Л. Основы рекламы. / Е.Л. Головлева– М.: Феникс, 2011г. – 157с.
7. Гольман И.Я. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. / И.Я. Гольман– М.: Гелла-принт, 2011г. – 371с.
8. Дёмина И.Н. Теоретические основы рекламного дела / И.Н. Дёмина – Иркутск: Иркут. Ун-т, 2013г. – 84с.
9. Джон Филип Джоунс Рекламный бизнес. / Д. Ф. Джоунс - М.: Вильямс, 2013г. – 163с.
10. Кормогов Ю.Ю., Красильников С.А. Маркетинг. / Ю.Ю. Кормогов, С.А. Красильников – С.Пб.: Питер, 2012г. – 137с.
11. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. - СПб.: Питер Ком, 20128. - 896с.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. / общ. ред. и вступ. ст. Е.М. Пеньковой. - М.: Прогресс, 2013 – 514с.
13. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России: Учебник / И.В.Крылов— М.: Дело, 2012г. – 74с.
14. Матищев А.Н. Эффективность рекламы. / А.Н. Матищев – М.: Финпресс, 2012г. – 118с.
15. Михалева, Е.П. Маркетинг: учебник / Е.П. Михалева. — М.: Форум, 2012. — 222 с.
16. Нагапетьянц Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.А. Нагапетьянца. — М.: Вузовский учебник, 2013. — 272 с.
17. Никишкин В., Твердохлебова М. Маркетинговый словарь-справочник основных терминов розничной торговли (часть 1) // Маркетинг розничной торговли. - №1. – 2013. С. 28-33
18. Никишкин В.В., Цветкова А.Б. Особенности комплекса маркетинга в розничной торговле // Маркетинг в России и за рубежом. - №4. – 2013. С. 36-39
19. Федоров М. Маркетинговая стратегия розничного интернет-магазина: системный подход // Маркетинг розничной торговли. - №1. – 2013. С. 15-18
20. Цахаев Р.К., Муртузалиева Т.В., Алиев С.А. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Изд-во «Экзамен», 2014. - 448 с.
21. Сущность и роль маркетинга в управлении современной фирмой. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mkg.ucoz.com/publ/sushhnost_i_rol_marketinga_v_upravlenii_sovremennoj_firmoj/1-1-0-55