Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития рынка услуг по подбору персонала
1.1 Этапы развития кадровой индустрии в России
1.2 Функция подбора персонала в системе управления персоналом
1.3 Основные методы подбора персонала
Глава 2. Анализ рынка услуг по подбору персонала в России
2.1 Современное состояние и проблемы рынка услуг по подбору персонала в России
2.1 Перспективные направления развития ранка услуг по подбору персонала в России
Заключение
Список литературы
Формирование и развитие в России рынка услуг по подбору персонала.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что становление современной экономики в России предполагает формирование цивилизованного рынка труда и его инфраструктуры. Одним из динамично развивающихся элементов инфраструктуры является рынок услуг по подбору персонала. Новейшие технологии и методики позволяют ему в максимально короткие сроки провести анализ сложившейся ситуации как в отдельно взятом предприятии, так и на рынке труда в целом и обеспечить быстрое трудоустройство соответствующих категорий претендентов на вакантные должности.
Выявление основных особенностей взаимоотношений рекрутинговых агентств с заинтересованными в их услуге субъектами способствовало бы актуализации и рассмотрению малоизученной проблемы взаимодействия социальных институтов на рынке труда. Основанием для этого служит тот факт, что в недавнем прошлом работодателем в основном выступало государство, а отбор персонала считался довольно простым процессом. В современном обществе концепция социально-ориентированной рыночной экономики существенно модифицировала отношение работодателя к наемному персоналу, который стал рассматриваться как ресурс, во многом определяющий будущее благополучие и процветание предприятия.
Объект исследования – услуги по подбору персонала.
Предмет исследования – российский рынок услуг по подбору персонала.
Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ процесса формирования и развития в России рынка услуг по подбору персонала.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) изложить этапы развития кадровой индустрии в России;
2) рассмотреть функция подбора персонала в системе управления персоналом;
3) определить основные методы подбора персонала;
4) проанализировать современное состояние и проблемы рынка услуг по подбору персонала в России;
5) предложить перспективные направления развития ранка услуг по подбору персонала в России.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития рынка услуг по подбору персонала
1.1 Этапы развития кадровой индустрии в России
Проблемы со сбором людей для проведения определенных работ возникали у человечества еще много веков назад. Поначалу их решали с помощью военных действий. Пленные становились работниками поневоле - рабами. Но человечество продолжало развиваться, специалистов с опытом и знаниями работодатели стали стремиться привлекать на добровольной основе.
Можно выделить, что еще 4-5 тысяч лет назад в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке (Шумера, Египет, Аркада) пользовались отбором персонала. Например, в Египте существовала школа чиновников, готовившая элитную касту государственных служащих. В эту школу был строжайший, целенаправленный отбор по многим критериям. Умственные способности, физическое развитие, культурный уровень и многое другое, влияли на зачисление в эту школу. К началу нашей эры сформировалась очень сильная школа отбора в Древнем Китае. Конфуций и его приемники создали целую философию отбора чиновников и представителей знатных сословий. Основой отбора чиновника на службу стала не принадлежность к богатому и знатному роду, а личные заслуги, качество ума и интеллект.
Наивысшие достижения подбора приходится на период рассвета Древней Греции. В ту пору профессионализм ремесленников, мореплавателей, воинов достиг невиданных высот. Поэтому требования к профотбору резко ужесточились и усложнились. Летописи свидетельствуют, что первая частная служба по трудоустройству появилась в Германии в 14 веке. В эпоху Наполеона в 19 веке Британия и Франция активно использовали организации по трудоустройству. Они платили очень много за доставку каждой "головы".
Практика "найма на службу за вознаграждение" получила повсеместное распространение, начиная с 18 века, с периода развития частной собственности и демократических свобод в Европе. Летописи свидетельствуют, что первая частная служба по найму персонала появилась в Германии в 19 веке. В том же веке в Британии и Франции начали активно работать рекрутинговые организации, которые занимались как трудоустройством специалистов, так и поиском персонала на заказ.
Повышение внимания к человеческому ресурсу привело к возникновению кадровой индустрии. В 1848 году в Америке, штат Массачусетс открылась служба по персоналу, ставшая известной как "Биржа занятости". А во время первой мировой войны частные агентства занятости уже вовсю подбирали на вакансии для военных заводов столь дефицитных тогда работников. Окончательно как отрасль, кадровая индустрия сформировалась в США в 50-е годы, а в Европе кадровые услуги появились, точнее, выделились в отдельный вид предпринимательства в 60-е годы. Рынок кадровых услуг в той или иной степени присутствует во всем мире с различной степенью развитости в отдельной стране или регионе.
Позже во времена второй мировой войны частные кадровые агентства в США занимались подбором служащих на военные заводы.
Самым первым рекрутером России современные эксперты считают Петра I. В период масштабных административных и финансовых реформ в стране катастрофически не хватало грамотных, хорошо обученных специалистов, вследствие чего под руководством российского императора начался целенаправленный "импорт" таких специалистов из-за границы.
Известно, что в разное время при Петре I одновременно служило от 300 до 1000 высококлассных инженеров, корабелов, финансистов и прочих.
20 сентября является национальным Днем Рекрутера. Инициатива создания этого праздника принадлежит российским, украинским и белорусским объединениям профессиональных консультантов по подбору персонала. Именно 20 сентября 2000 года российский рекрутмент отпраздновал свое первое десятилетие.
1. Аверьянов, Ю. Регулирование занятости с точки зрения теории / Ю.Аверьянов, И.Калашникова // Человек и труд. 2010. - №5. - С.45-49.
2. Зайцев М. Рекрутинг для начинающих рекрутеров// Журнал Управление персоналом, 2007, 12.
3. Иванова С. Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час. М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. 168с.
4. Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления. М.: Финстатинформ, 2008.
5. Кашепов A.B., Сулакшин С.С., Малчинов A.C. Рынок труда: проблемы и решения. Монография. М.:Научный эксперт, 2008. - 232с.
6. Лунева. А. Особенности формирования российского рынка рекрутинговых услуг и перспективы его развития / Е. А. Лунева // Сиб. торгопо-экомом. жури.. - 2010. - С. 36-44.
7. Лунева, Е. А. Особенности маркетингового анализа рынка рекрутинговых услуг /Е. А. Лунева// Ом. науч. вести. - 2011. -№ 6 (102). - С. 61-64. -0,42 п. л.
8. Малева, Т. М. Политика на рынке труда на этапе экономического роста / Т.М. Малева // Человек и труд. 2011. - №1. - С. 18-25.
9. Папанова Н.Е. С чего начать менеджеру по персоналу внедрение изменений// Сборник тезисов 3-ей Всероссийской конференции. — СПб, ИМАТОН-М, 2010. 132 с.
10. Поляков В. «Кадровые агентства в период кризиса: «У неимущего отнимется и то, что имеется»»//Управление персоналом, №2, 2011.
11. Реброва Н. П. Маркетинговые исследования рынка рекрутинговых услуг/Н. П. Реброва, Е. А. Лунева. - Омск : Ом. гос. ин. сервиса, 2011.- 165 с. -9, 9 п. л. (7,7 п. л. авт.)
12. Результаты ежегодного исследования: «Рынок подбора и предоставления персонала»//Опубликовано: 05.12.2013 - Исследования и опросы.
13. Соболь Е.И. Рекрутинг в России: проблемы становления. Журнал "Консультант директора", №5, 2012 г.