Введение
Глава 1. Сущность и понятие управления
1.1 Понятие управления
1.2 Цели и воздействия управления
Глава 2. Цикл и функции управления
Глава 3. Организация процесса управления
3.1 Организационные механизмы в управлении
3.2 Составляющие подбора элементов
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Тема курсовой работы: «Процесс управления и его содержание».
Одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать дело, мотивировать и проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления. Хотя со временем техника управления и усовершенствовалась, основополагающие управленческие функции остались сравнительно неизменными.
Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.
Управление, как чрезвычайно широко распространенный вид деятельности, имеет много различных определений. Вот одно из них:
Управление – это элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы цели деятельности.
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование процесса и содержания управления.
В соответствии с целью, необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие управления;
2) рассмотреть цели и воздействия управления;
3) исследовать цикл и функции управления;
4) проанализировать процесс управления.
Глава 1. Сущность и понятие управления
1.1 Понятие управления
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу (Питер Друкер).
Управление есть перевод системы в новое состояние путем воздействия на ее переменные (Стаффорд Бир).
Управление – это соединение искусства и науки, которое необходимо для организации деятельности людей таким образом, чтобы обеспечивалось наилучшее использование всех наличных ресурсов для достижения намеченных целей.
Управление – это искусство заставить события свершиться (Б.Твисс).
Роль управления в мире чрезвычайно велика. С его помощью приводится в движение все человечество и огромные массы разнообразных ресурсов. В основе роста экономического и политического могущества государств, развития мировых рынков продукции и услуг, увеличении продолжительности жизни, осуществлении космических программ и многого другого лежат процессы управления.
Практически все население Земли в той или иной мере испытывает на себе влияние управляющих воздействий, т.к. выступает в качестве граждан государства, налогоплательщиков, наемных работников, членов общественных организаций и т.д. При этом значительная часть населения занята непосредственно в сфере управления (государственного, муниципального, территориального, отраслевого, самостоятельными предприятиями и организациями и т.д.). В известной мере управление присутствует и в семье.
Процесс управления – это по существу борьба с неупорядоченностью, борьба за упорядоченность. В естественных условиях, в системе, предоставленной самой себе, возрастает энтропия (неопределенность поведения). То есть система стремится к беспорядку. Противостоять нарастанию беспорядка могут только процессы управления (академик В.А.Трапезников).
Именно управление определяет уровень жизни населения в любой стране. «Нет бедных стран – есть страны, плохо управляемые» (П.Друкер).
Управление выделилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, при возникновении его кооперации и увеличения масштабов производства.
Становление управления как науки связано с тремя важными событиями:
- ростом крупных корпораций: огромным промышленным организациям, которые возникли в конце ХIХ в., требовались новые модели управления;
- разделением между владением и управлением: с концентрацией капитала у немногих собственников пришло осознание необходимости профессионального управления собственностью. Частная собственность на обычные акции провела разделительную линию между инвесторами и теми, кто осуществляет повседневное управление предприятиями. Профессиональные управляющие, которые независимы от собственности на капитал фирмы или имеют небольшую их долю, являются лишь наемными работниками;
- развитием новых теорий: по мере того, как практика и теория управления становятся предметом исследования, создается огромная масса знаний, которая может быть передана другим.
Термин «управление» относится ко всем объектам, процессам, системам. В этом смысле наука об управлении – кибернетика – применима к любой области исследования (к технике, биологии, физике, социологии и т.д.). Понятие «менеджмент» относится к социально-экономическим, производственно-хозяйственным системам. Менеджмент – это профессионально осуществляемая деятельность по управлению организацией
В теории управления производственно-хозяйственными и социально-экономическими системами, рассматривается три уровня:
- макроуровень – управление народным хозяйством государства;
- мезоуровень – управление отраслями, регионами;
- микроуровень – уровень отдельных предприятий.
Менеджмент, как правило, рассматривает микроуровень, который в свою очередь имеет высшее звено управления (президент, вицепрезидент), среднее звено (управление отдельными производствами, цехами, отделами), низовое звено, осуществляющее в основном контроль за выполнением производственных заданий (операционный управляющий).
1. Албастова Л.Н. Технологии эффективного менеджмента. Учебно-практическое пособие.- М.: Издательство «ПРИОР», 1998 – С. 64-68.
2. Вершигора Е.Е. Менеджмент. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1999 – С. 173-176.
3. Ефремов В.С. Формирование производственной и инновационной деятельности предприятия – «Кадровое дело», 2003 - №7 – С. 21-24.
4. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента: Учебное пособие. - СПб., Издательский дом МиМ, 1997 – С. 37-39.
5. Лоренц П., Лорщ Д. Неопределенность бросает основной вызов рациональности// Хрестоматия: СПб.: LINK, 1994 – С. 31-32.
6. Лэйхифф Джеймс М., Пенроуз Джон М. Бизнес-коммуникации: Стратегии и навыки: [Пер. с англ.] СПб.: Питер, 2001 – С. 19-21.
7. Лэнд Питер Э. Менеджмент - искусство управлять: Секреты и опыт практического менеджмента/ Пер.с англ. М.Шершевской при участии М.Орлова.- М.: ИНФРА-М, 1995 – С. 73-76.
8. Мазов Н.И. Организационные механизмы управления // Кадровое дело, №5, май 2003 – С. 9-12.
9. Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник для вузов/ Ф.М.Русинов, М.Л.Разу, В.А.Денисов и др. Под ред. Ф.М.Русинова, М.Л.Разу. Рос.экон.акад.им.Г.В.Плеханова, Гос.ун-т упр., Рос.акад.гос.службы при Президенте РФ.- М.: ФБК-ПРЕСС, 1998 – С. 49-53.
10. Современный менеджмент.// Российский экономический журнал, 1995, № 10, с. 63 – 78.
11. Страхова О.В. О методах организации управления – М.: 2003 – С. 27-28.
12. Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. - М.: АО «Бизнес школа Интел-Синтез», 1997 – С. 25-27.
13. Шеметов П.В. Менеджмент в схемах, таблицах и рисунках: [Учеб. пособие]. Новосибирск, 2000 – С. 61.
14. Якокка Ли. Карьера менеджера: Пер.с англ./ При участии У.Новака.- Тольятти: Издат.дом «Довгань», 1997 – С. 105-108.