Введение
Глава 1. Теоретические основы кадровой политики в органах государственного (муниципального) управления
1.1 Понятие государственной кадровой политики
1.2 Структура и функции государственной кадровой политики
1.3 Механизм реализации государственной кадровой политики
Глава 2. Деятельность кадровых служб органов государственного управления: социологический аспект
Глава 3. Проблемы и перспективы кадровой политики в системе государственной службы РФ
Заключение
Список литературы
Тема, исследуемая в курсовой работе, - «Кадровая политика в органах государственного (муниципального) управления: цели, содержание и механизмы реализации».
Успешное осуществление реформы государственного управления предполагает создание качественной системы подготовки и переподготовки специалистов-управленцев. В настоящее время укрепляются институциональные основы обучения кадров, в том числе в системе государственной службы, однако проблема дефицита современных профессиональных государственных служащих сохраняет свою остроту, что требует особого внимания к исследованию мотивации чиновников к качественной профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленцев в органах исполнительной власти. Проводимая реформа системы подготовки государственных служащих и повышения их квалификации пока еще не привела к качественному улучшению данной системы.
Таким образом, целью данной курсовой работы является анализ кадровой политики в органах государственного (муниципального) управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические основы кадровой политики в органах государственного (муниципального) управления;
2) проанализировать деятельность кадровых служб органов государственного управления;
3) выявить проблемы и перспективы кадровой политики в системе государственной службы РФ.
Глава 1. Теоретические основы кадровой политики в органах государственного (муниципального) управления
1.1 Понятие государственной кадровой политики
Государственная кадровая политика - одно из приоритетных направлений деятельности государства по координации мероприятий, проводимых в целях развития и совершенствования всего трудового потенциала страны. В РФ ориентируется на социальное регулирование, охватывающее все общество и общественные отношения, оказывает влияние на установление приоритетов социальных ценностей и общественные устремления в профессиональной сфере. Государственная кадровая политика РФ направлена на формирование дееспособных трудовых коллективов, целесообразное и рациональное использование трудовых ресурсов страны, включает разработку общих принципов работы с людьми, их воспитание, обучение, общеобразовательную, специальную профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. Важнейшей функцией государства при реализации его руководящей роли в кадровой политике является оптимальный подбор и расстановка кадров, их развитие, создание условий для поддержания необходимого профессионального уровня во всех сферах хозяйственного и культурного созидания.
Государственная кадровая политика РФ охватывает совокупность социально-экономических и политических задач, решение которых осуществляется на правовой основе. Вопросы государственной кадровой политики РФ находят свое отражение в законодательных и иных правовых актах, содержащих нормы и положения, регулирующие те или иные кадровые аспекты. К ним относятся Конституция РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления, программные и методические документы Правительства РФ, а также иные нормативные правовые акты, относящиеся к данной сфере государственного регулирования. Государственная кадровая политика РФ неразрывно связана с государственным управлением, при котором кадровая работа является его составной частью и по сути решающей. Она ведется главным образом по трем основным направлениям: в области государственных предприятий, учреждений, организаций (объединений, фирм, концернов, компаний и т.д.); в системе государственной службы (на уровне федеральном, субъектов Федерации и местного самоуправления); в области негосударственных предприятий (акционерных, частных, арендных предприятий, фирм и т.д.).
Сущностное содержание государственной кадровой политики РФ заключается в непосредственной деятельности государственных органов, кадровых служб и должностных лиц, которые воплощают на практике и проводят в жизнь конкретные мероприятия по ее осуществлению. Они реализуют государственную кадровую политику РФ посредством определения численности при наборе и подготовке работников и специалистов различных категорий для отраслей народного хозяйства; установления перечней специальностей и специализаций, степени потребности в них; путем квалификационных требований, стандартов и нормативов; методами стимулирования и ограничения, а также всеми другими способами, имеющимися в распоряжении государства.
Государственная кадровая политика РФ направлена не только на приобретение общеобразовательных и профессиональных знаний, но и на формирование мировоззрения, сознательного отношения к труду, уважения к профессии. Современная государственная кадровая политика РФ должна быть научно обоснованной, исторически конкретной, учитывающей насущные потребности общества в кадрах, иметь плановый и перспективный характер. Она должна базироваться на науке об обществе, управлении, на правовой основе, руководствоваться демократическими принципами, учитывать мировоззренческие и идеологические представления людей, состояние государства, возможности осуществления намеченных целей его развития. Выбор целей государственной кадровой политики РФ должен производиться, исходя из интересов личности, общества и государства, особенностей демографического и культурно-исторического развития, а также уровня занятости, безработицы, образованности и других факторов.
1. Антошина Н. Формирование кадрового состава государственной службы Российской Федерации. «Государственная служба». 2005, № 5, стр. 52
2. Барышев В.Н. Государственная кадровая политика России: прошлое и настоящее- "Гражданин и право", N 1, январь 2002 – С. 21-22.
3. Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная Дума в формировании правового пространства России (1994-2003) - Издание Государственной Думы РФ, М., 2003 – С. 204-205.
4. Граждан В. О некомпетентности и бюрократизме на государственной службе. // Государственная служба. 2008. №6. С. 51.
5. Зорин В. С. Основные принципы государственной кадровой политики. – М.: 2002 – С. 56-59.
6. Ларионова Ю. Формула успеха - "Кадровое дело", N 10, октябрь 2003 – С. 7.
7. Лытов Б. Государственная власть: проблемы прохождения.// Власть. 2007. №7. С. 9.
8. Марголин А.М. Мировой опыт государственного управления. // Государственная служба. 2000. №1. С. 14.
9. Рудичева Н.И. О государственной службе и отдельных статусных льготах ее субъектов: сравнительно-правовые характеристики - "Право в Вооруженных Силах", N 2, февраль 2004 – С. 17-18.
10. Сулемов В. А. Проблемы формирования региональной кадровой политики и механизм ее реализации. Ч. 1–2. М., 2001
11. Черепанов В.В. Государственная кадровая политика и кадровая деятельность в системе гражданской службы: Учебное пособие. М.: Финакадемия, 2009. Ч. 1. 144 с.
12. Яковлев В. Кадры для местного самоуправления: проблемы и пути их решения. // Государственная служба. 2003. №5. С. 26.