ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В КОМПАНИИ
1.1. Сущность мотивации труда в управленческой деятельности
1.2. Основные принципы и методы мотивации персонала
1.3. Современные теории мотивации персонала
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ АО «АЛЬФА-БАНК»
2.1. Общая характеристика АО «АЛЬФА-БАНК»
2.2. Характеристика персонала АО «АЛЬФА-БАНК»
2.3. Система мотивации персонала в АО «АЛЬФА-БАНК»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА АО «АЛЬФА-БАНК»
3.1. Основные мероприятия по усилению мотивации персонала в АО «АЛЬФА-БАНК»
3.2. Эффективность использования мероприятий по усилению мотивации персонала в АО «АЛЬФА-БАНК»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В последнее время работодатели пересматривают свои взгляды на формы и способы ведения бизнеса, понимая, что самым важным фактором его развития, все-таки, остается человек. В связи с этим меняются и подходы к системе управления персоналом, корректируется стратегия развития, пересматривается кадровая политика, внедряются современные HR-технологии. Другими словами, руководители организаций разворачивают вектор в сторону совершенствования системы мотивации, а там, где ее не было, - создают систему с нуля.
Грамотно выстроенная система мотивации персоналом является фундаментом для эффективной реализации общей стратегии предприятия.
Система мотивации персонала должна быть устроена таким образом, чтобы соблюдать баланс между всеми необходимыми принципами управления организации и индивидуального развития человеческих ресурсов. Существует понятие «оптимальное стимулирование труда», которое должно выступать основой при создании мотивационного механизма, обладающего принципами справедливости, прозрачности и объективности.
Актуальность работы состоит в том, что в основе мотивации лежит стимулирование сотрудников к выполнению поставленных перед ними задач и достижению ими как личных целей, так и цели всей организации. Правильно разработанная и успешно внедренная система мотивации приведет не только к увеличению производительности труда и, как следствие, увеличению прибыли компании, но и к удовлетворенности персонала своей работой.
Целью данной работы является исследование методов мотивации персонала на примере АО «Альфа-Банк».
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и значение мотивации в управлении персоналом;
- провести анализ основных методов и принципов мотивации персонала;
- рассмотреть современные теории мотивации персонала;
- провести анализ состояния системы мотивации персонала в АО «Альфа-Банк»;
- разработать мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала в АО «Альфа-Банк».
Объектом исследования данной работы является АО «Альфа-Банк».
Предметом исследования является действующая система мотивация персонала в АО «Альфа-Банк» и пути её совершенствования.
Методами исследования являются:
- анализ – расчленение объекта исследования на отдельные элементы и синтез – соединение отдельных элементов в единое целое;
- обобщение – формулирование интегральных итоговых выводов;
- дедукция – движение от общего к частному;
- агрегирование – объединение явлений и процессов в общее целое.
Информационной базой исследования являются:
- Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации;
- Указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации;
- Статистические данные;
- Научные труды;
- интернет ресурсы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА В КОМПАНИИ
1.1. Сущность мотивации труда в управленческой деятельности
Общепризнанным является тот факт, что важнейший ресурс любой компании являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. Задача менеджера состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в том случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда. В этом заложен самый главный аспект мотивации персонала.
Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом организации, поскольку именно она выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации, соединение интересов каждого работника и организации в целом – главная задача управления персоналом.
Существует несколько точек зрения в определении понятия мотивация. В самом широком смысле понятие мотивация подразумевает под собой совокупность причин, объясняющих поведение человека и побуждающих его к действию или бездействию. Мотивацию можно определить и как механизм создания определенный условий, позволяющее обеспечить полное соответствие интересов персонала и руководства предприятия, побуждающий работника самоотверженно трудиться. Мотивацию также непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации, соединение интересов каждого работника и организации в целом – главная задача управления персоналом.
В механизме мотивации рассматриваются два основных компонента – потребности работников предприятия и удовлетворение/неудовлетворение с помощью существующей системы мотивации на предприятии. Мотивация представляет собой сложный многогранный процесс, направленный на развитие предприятия и улучшение его экономических результатов. Именно всеобщая заинтересованность работников предприятия в улучшении собственных достижений и в процветании предприятия позволяет повышать его конкурентоспособность.
Психологи выделяют два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя связана с интересом к деятельности, со значимостью выполняемой работы, со свободой действий, возможностью реализовать себя, а также развивать свои умения и способности. Повлиять на внутреннюю (духовную) мотивацию персонала руководство предприятия может через следующие направления: разъяснение работникам значимости его труда; обеспечение благоприятных условий труда; организация соревнований.
Внешняя мотивация формируется под воздействием внешних факторов, таких, как условия оплаты труда, социальные гарантии, возможность продвижения по службе, похвала или наказание руководителя. Они оказывают сильное воздействие, но не обязательно длительное. Более эффективной является такая система факторов, которая будет оказывать влияние, как на внешнюю, так и внутреннюю мотивацию.
На каждом предприятии происходит столкновение интересов двух сторон: работодателя (то есть собственника основных средств производства) и наемного персонала (то есть рабочих, служащих и управляющих), имеет место эксплуатация трудовых ресурсов в собственных интересах и стремление извлечь максимальный экономический эффект при минимальных затратах. Собственник мотивирован в увеличении прибыли предприятия, следовательно, в повышении производительности и оптимальному использованию рабочей силы. Наемный работник также заинтересован в более эффективном использовании своего рабочего времени. Персонал предприятия заинтересован еще и в высоких ставках оплаты труда. Следует помнить, что работник предприятия нуждается в постоянном стимулировании его труда извне, а также требует соблюдения нормальных условий труда и оптимальной его напряженности.
Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности. Оплата труда одновременно является и источником столкновения интересов работников предприятия и его собственников, и в то же время разрешает данную проблему. Наиболее универсальным интересом и работника, и собственника предприятия является получение именно справедливой заработной платы. Необходимо, чтобы у обеих противоборствующих сторон понятие «справедливой заработной платы» полностью совпадало.
1. Акутина В.А., Пасечникова Л.В. Мотивация персонала в коммерческом банке // Экономика и предпринимательство.2016. С. 853 – 856.
2. Александрова Н.А, Васильцова Л.И, Фатеева Н.Б. Основы кадровой политики и кадрового планирования: учебное пособие. Екатеринбург: Уральское аграрное издательство, 2014. 228 с.
3. Ашурова Д.Н. Повышение мотивации банковских сотрудников, обслуживающих физических лиц // Символ науки. 2016. No 12-1. С. 43 – 46.
4. Боковня А.Е. Мотивация - основа управления человеческими ресурсами. М.: ИНФРА- М, 2012. 144 с.
5. Генкин Б.М. Мотивация и организация эффективной работы (теория и практика). М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 352 с.
6. Голубкова, Е.Н. Оценка эффективности работы персонала компании / Е.Н. Голубкова, О.З. Михайлов, В.В. Юрашев // Маркетинг. – 2014. С. 345-349.
7. Данилюк А.А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. — 304 с.
8. Дементьева А.Г. Управление персоналом: учебник. М.: 2012. 287с.
9. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности : учеб. пособие. 3-e изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2012. 378 с.
10. Зайцева Т.В., Черняева Г.В. Мотивация трудовой деятельности : учебное пособие. М. : ИНФРА-М, 2014. 394 с.
11. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 695 с.
12. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности:учебник / Под. ред. А.Я. Кибанова. – М., 2009 –524 с.
13. Колесникова К. Как создать эффективную систему корпоративного обучения // Управ- ление персоналом. 2012. No 17.
14. Комаров Е.И. Измерение мотивации и стимулирования «человека работающего» : учебное пособие. М. : ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. 136 с.
15. Контролинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 300 с.
16. Кузнецова И.А. Научно-методические основы формирования системы трудовой мотивации персонала / И.А. Кузнецова, А.Н. Кузнецов // Региональная экономика и управление. – 2015. – No 3 (06). – С. 94-97.
17. Кузнецова Н. В. Система мотивации в организации: принципы построения // Молодой ученый. — 2017. — No14. — С. 375-378. — URL https://moluch.ru/archive/148/41771/ .
18. Минева О. К. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник. М. : Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 272 с.
19. Миронова М. Когда деньги не стимулируют // Справочник по управлению персона- лом. 2012. No 10.
20. Папонова, Н.Е. Как мотивировать персонал на достижение целей компании / Н.Е. Папонова // Кадры предприятия. – 2016. С. 58-97.
21. Соломанидина, Т.О., Соломанидин, В.Г. Управление персоналом. - М: Инфра-М, 2015. С. 38-74.
22. Травин В.В. Основы кадрового менеджмента: Учебное пособие / В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 2016. – 336 с.
23. Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА–М, 2015. – 296 с.
24. Управление персоналом. Теория и практика. Оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом организации / под ред. А.Я. Кибанова. М. : Проспект, 2015. 48 с.
25. Шибалкин Ю.А. Основы управления персоналом: Учебное пособие / Ю.А. Шибалкин. – М.:МГУИ, 2016. – 287 с.