Актуальность темы исследования заключается в том, что в рыночных условиях особое значение приобретает проблема повышения конкурентоспособности предприятия.
Проблемы достижения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов не могут быть оптимально решены без учета особенностей развития конкретной отрасли народного хозяйства. В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.
В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение. Решение проблемы повышения конкурентоспособности розничных торговых предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке потребительских товаров.
В последние годы, как в теории, так и на практике все больше уделяется внимания необходимости комплексного решения проблемы развития конкуренции, и повышения конкурентоспособности торговых предприятий.
Научные исследования в области конкурентоспособности, в основном, ориентированы на изучение имеющегося опыта развития рынка и учета специфики деятельности мульти-форматных субъектов торговой отрасли. В этой связи возникает потребность в разработке комплексного подхода к определению и оценке конкурентоспособности для розничного торгового предприятия с целью выбора наиболее реальных и эффективных конкурентных стратегий.
Теоретической и методологической основой работы послужили теоретические положения работ отечественных и зарубежных ученых в области товарного обращения, конкуренции, экономики предприятия и торговли. Весомый вклад в теорию исследуемых проблем внесли: Г.А. Азоев, А.И. Акимова, Л.А. Брагин, Р. Блэкуэлл, Дж. Грейсон, В.Я. Горфинкель, Б. Голд, Т.П. Данько, Р. Каплан, Т. Конно, Ф. Котлер, И.М. Лифиц, Т.И. Николаева, В. Паретто, М. Портер, К.А. Раицкий, АН Романова, А.Дж. Стикленд, Д. Стоун, Р.А. Фатхутдинов, К. Хитчинг.
Научно-теоретические труды ведущих ученых – экономистов раскрывают основные положения конкуренции и конкурентных преимуществ; содержат теоретико-методологическое обоснование подходов к оценке и управлению конкурентоспособности предприятий.
Предмет исследования – конкурентоспособность ИП Ивлеева Д.А.
Объектом исследования данного проекта является ИП Ивлеева Д.А.
Целью исследования - является изучение понятий и факторов конкурентоспособности розничного торгового предприятия на потребительском рынке.
В соответствии с поставленной целью в дипломном проекте сформулированы для решения следующие задачи:
1. Изучить сущность содержание и основные процессы коммерческой деятельности предприятий розничной торговли;
2. Рассмотреть сущность, значение и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий розничной торговли;
3. Изучить методы оценки процесса продажи товаров и конкурентоспособности предприятий розничной торговли;
4. Дать характеристика объекта исследования ИП Ивлеева Д.А.;
5. Выполнить анализ конкурентоспособности «ИП Ивлеева Д.А.» и процесса продажи товаров;
6. Выполнить разработку рекомендаций по совершенствованию процесса продажи товаров.
Практическая значимость работы заключается в разработке и практическом применении мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования процесса
продажи товаров в ИП Ивлеева Д.А., что подтверждается актом о внедрении.
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятий розничной торговли
1.1 Сущность содержание и основные процессы коммерческой деятельности предприятий розничной торговли
Коммерческая деятельность является одной из важнейших областей человеческой деятельности, возникших в результате разделения труда. Она заключается в выполнении ряда торгово-организационных операций, направленных на процесс купли-продажи товаров и оказание торговых услуг с целью получения прибыли.
В отечественной экономической литературе существуют различные определения коммерческой деятельности. Приведем наиболее распространенные из них:
• коммерция - «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» (согласно определению из Толкового словаря В.И. Даля);
• коммерческая деятельность - товарно-денежный обмен, в процессе которого товары от поставщика переходят в собственность торгового предприятия с ориентацией на потребности рыночного спроса;
• коммерческая деятельность - особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия;
• коммерческая деятельность - это все то, что обеспечивает максимальную выгодность торговой сделки для каждого из партнеров при первоочередном учете интересов и запросов потребителей;
• коммерческая деятельность - комплекс операций, обеспечивающих куплю-продажу товаров и вместе с торговыми процессами представляющих собой торговлю в широком смысле слова;
• коммерческая деятельность - оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.
Термин «коммерция» (от лат. commercium - торговля) имеет двоякое значение: в одном случае он охватывает отрасль торговли, в другом - торговые процессы, направленные на активизацию и осуществления купли-продаж товаров.
Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны между собой и выполняются в определенной последовательности.
В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают как юридические, так и физические лица, наделенные правом ее совершения. Объектами коммерческой деятельности на потребительском рынке являются товары и услуги.
Основными принципами коммерческой деятельности являются:
• соблюдение действующего законодательства;
• высокая культура обслуживания покупателей;
• оптимальность коммерческих решений;
• доходность, прибыльность.
Торговля, удовлетворяя нужды и запросы потребителей, является конечным звеном деятельности субъектов рынка.
Особая роль принадлежит коммерческой деятельности, связанной с выполнением комплекса мер по доведению товаров от производителя до потребителя.
Цели коммерческой деятельности определяют ее содержание:
• установление хозяйственных и партнерских связей с субъектами рынка;
• изучение и анализ источников закупки товаров;
• согласование связи производства с потреблением товаров, ориентированных на спрос покупателей (ассортимент, объем и обоснование выпускаемой продукции);
• осуществление купли и продажи товаров с учетом рыночной среды;
• расширение существующих и перспективное развитие целевых рынков сбыта товаров;
• сокращение издержек обращения товаров.
Деятельность розничного торгового предприятия связана с реализацией продукции конечному потребителю, что является завершающим этапом ее продвижения из сферы производства. Предметом розничной торговли является не только продажа товаров, но и торговое обслуживание и предоставление дополнительных услуг покупателям. Для покупателей торговое обслуживание определяется имиджем предприятия, удобством и минимальными затратами времени на совершение покупки. Оказываемые услуги сопровождаются покупкой товаров и, кроме того, послепродажным сервисным обслуживанием реализованных товаров. Следовательно, процесс розничной торговли складывается из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и послепродажных услуг.
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и заключаются в следующем:
• удовлетворение потребностей населения в товарах;
• доведение товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и подачи к местам продажи;
• поддержание баланса между предложением и спросом;
• воздействие на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема продаж;
• совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.
На предприятиях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что особенно касается операций, следующих за оптовыми закупками товаров, управления товарными запасами и управления ассортиментом товаров. Свою специфику имеет и рекламно-информационная деятельность, услуги предприятий розничной торговли. Поскольку в розничной торговой сети завершается процесс доведения товаров от производства до потребителя, то коммерческая деятельность, связанная с розничной продажей товаров, является наиболее ответственной, т.к. на этом этапе приходится иметь дело с конечным потребителем товара. Поэтому очень важно не только предложить розничному покупателю широкий выбор высококачественных товаров, обширный перечень услуг, но и использовать при этом современные, удобные для покупателя методы продажи, прогрессивные системы расчета за покупки и т.д.
Реализовав товар и получив заданную прибыль, торговое предприятие достигает своей цели. По своему экономическому содержанию затраченный капитал, который привлекается в качестве оборотных средств, должен компенсироваться продажей товаров. В условиях рынка необходимо реально оценить динамику и адекватность отдачи денежных активов, вкладываемых в товарно-материальные средства розничным торговым предприятием.
Задачами розничного торгового предприятия в новых условиях хозяйствования являются:
• изучение запросов и потребностей в товарах с ориентацией на покупательскую способность;
• определение ассортиментной политики;
• формирование и регулирование процессов поставки, хранения, подготовки к продаже и реализации товаров в увязке с целями деятельности предприятия;
• обеспечение заданного товарооборота материальными и трудовыми ресурсами.
При этом особое внимание уделяется взаимодействию розничного торгового предприятия с производителями товаров и оптовыми предприятиями. Все эти составляющие в совокупности образуют технологическую цепочку в процессе доведения продукции до конечного покупателя.
Исходя из задач розничной торговли коммерческая работа розничного предприятия осуществляется в следующих направлениях:
• формирование необходимого ассортимента товаров в рамках покупательского спроса;
• развитие закупочной деятельности;
• организация хозяйственных связей с поставщиками;
• осуществление процесса купли-продажи товаров, сопровождаемого коммерческими сделками, товарно-денежным обменом;
• обеспечение устойчивых конкурентных позиций при решении коммерческих задач.
Розничная торговля имеет свою торговую сеть, структуру магазинов, особенности ведения коммерческой работы.
На предприятиях розничной торговли коммерческие операции имеют свою специфику, что особенно касается операций, следующих за оптовыми закупками товаров, управления товарными запасами и управления ассортиментом товаров. Свою специфику имеет и рекламно-информационная деятельность, услуги предприятий розничной торговли.
1. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности. // Маркетинг. - №4. - 2016. - С. 25-38.
2. Баззел Р. Д., Кокс Д. Ф., Браун Р. В. Информация и риск в маркетинге. - М.: Экономика, 2016.- 546с.
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Юристъ, 2016. – 496 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Наука, 2017. – 374 с.
5. Воронов Дмитрий Сергеевич. Оценка, анализ и выявление путей повышения конкурентоспособности предприятий: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05: Екатеринбург, 2017.- 145c.
6. Гибсон, Джеймс Л. Организации: поведение, структура, процессы. - М.: ИНФРА-М, 2016 – 660 с.
7. Голубков Е.П. Основы маркетинга.//Финпресс.- 2017.-656с.
8. Гордон Ян; пер. с англ. [С. Жильцов, И. Малкова, Е. Федорова]. - М.: Вершина, 2017. - 368с.
9. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: учебное пособие/ Е.П. Голубков. – М.:Финпресс, 2016. – 461 с. Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации: учебник/ В.Н.Еремин. – М.:КноРУс, 2017. – 648 с.
10. Казанцев А.К., Малюк В.И., Серова И.С. Основы менеджмента. Практикум.- М.: ИНФРА-М, 2016. — 544 с.
11. Карташёва Л.В Поведение в организации. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 220 с. 12. Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом на предприятии. – М.: ГАУ им. С.Орджоникидзе, 2016. – 421с.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга// М.,СПб.,К.-2016.-944с.
14. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов/ Г.Б. Казначевская, И.Н. Чуев, О.В. Матросова. – Изд. 4–е – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 378 с.
15. Кислицына В.В. Маркетинг: учебник/ В.В. Кислицына. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА–М, 2017.: ил. – 464 с.
16. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность: книга/ Н.А Кричевский, С.Ф. Гончаров. – М.: ИКФ Омега–Л, 2016. – 195 с.
17.Лукина А.В. Маркетинг: учебное пособие/ А.В. Лукина. – 2–е изд. исп. и доп. – М.: ФОРУМ, 2017 – 240 с.
18.Ляско, А.К. Стратегический менеджмент.Современный учебник/ А.К. Ляско. – М.: ИД Дело АНХ, 2017. – 488 c.
19.Макаров В.М., Попова Г.В. Менеджмент: учебное пособие. Стандарт третьего поколения/ В.М. Макакров, Г.В. Попова. – Спб.: Питер, 2016. – 256 с. 20.Маркетинг: конспект лекций [Электронный ресурс] / И. В. Скопина, Ю. О. Бакланова, О. В. Скопин // МЦНИП. – 2016. – 1 электрон.опт. диск (CD–ROM). 21.Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник/ А.П. Панкрухин. – М.: ИКФ Омега–Л, 2016 – 656 с.
22.Пирс II Д. Стратегический менеджмент/ Д. Пирс II, Р. Робинсон; Пер. с англ. Е. Милютин. – СПб.: Питер, 2017. – 560 c.
23.Репина, Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие/ Е.А. Репина. – М.:Академцентр, 2016. – 240 c.
24.Рогов А.В. Тенденции формирования корпоративной социальной ответственности бизнеса: учебное пособие/А.В. Рогов. – Вестник ВГУЭС. – 2017. – 243 с.
25.Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. — М.: Маркет ДС, 2017. — 457 с.