Введение
Глава 1. Теоретические основы маркетинга в системе менеджмента качества
1.1 Сущность маркетинга
1.2 Роль маркетинга в системе менеджмента качества
1.3 Методика оценки эффективности маркетинга в системе менеджмента качества
Глава 2. Анализ маркетинга в системе менеджмента качества предприятия
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Организация маркетинга в системе менеджмента качества на предприятии
2.3 Недостатки организации маркетинга в системе менеджмента качества на предприятии
2.4 Направления совершенствования маркетинга в системе менеджмента качества предприятия
Заключение
Список использованных источников
Концепция маркетинга утверждает о том, что предпосылкой достижения целей организации является определение нужд и пожеланий целевых потребителей, их удовлетворение более эффективно и рационально, чем это делают конкуренты. Для этого предприятия должны разрабатывать собственный план дальнейших действий.
План может рассматриваться как модель поведения (нынешней и будущей) предприятия, как система мероприятий, направленных на достижение поставленных менеджментом целей, их содержание, обеспеченность ресурсами, объемы, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации продукции. Другими словами, план может рассматриваться как совокупность прогнозов и социально-экономических целей, достижение которых обеспечивается использованием определенных средств и методов.
Актуальность курсовой работы: заключается в том, что управление маркетингом играет важную роль в хозяйственной деятельности предприятия и каждого из нас. Управление маркетингом способствует развитию предприятия и оказывает воздействие на его конкурентоспособность. Использование инструментов маркетинга на рынке позволяет создать набор конкурентных преимуществ.
Цель курсовой работы – разработать мероприятия по улучшению программы маркетинга в системе менеджмента качества.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. определить сущность маркетинга;
2. уточнить роль маркетинга в системе менеджмента качества;
3. привести методики оценки эффективности маркетинга в системе менеджмента качества;
4. привести организационно-экономическую характеристику предприятия;
5. рассмотреть организацию маркетинга в системе менеджмента качества на предприятии;
6. определить недостатки организации маркетинга в системе менеджмента качества на предприятии;
7. предложить направления совершенствования маркетинга в системе менеджмента качества предприятия.
Предметом исследования является маркетинг в системе менеджмента качества.
Объектом исследования является компания ПАО «Газпром».
Методы исследования: сравнительный анализ, аналитический, изучение нормативно-правовой базы, изучение монографических статей и публикаций, анализ научной литературы по управлению маркетингом на рынке.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Теоретические основы маркетинга в системе менеджмента качества
1.1 Сущность маркетинга
В условиях перехода от индустриального общества к обществу информационных и коммуникационных технологий маркетинговые коммуникации стали рассматриваться как один из ключевых ресурсов обеспечения жизнедеятельности любого современного субъекта хозяйствования. Однако при всей обыденности использования и частоте применения данного понятия в практической деятельности полной ясности в том, что представляют собой маркетинговые коммуникации, нет. Проведенный нами анализ существующих теоретических источников по маркетингу свидетельствует об отсутствии единообразия в толковании самой дефиниции «маркетинговые коммуникации».
Управление маркетингом как деятельностью и функцией предприятия регулируется системой маркетинга. Основная цель управления маркетингом – внедрение маркетинга третьего уровня в уже функционирующий устоявшийся механизм предприятия.
Как ни удивительно, но до сих пор среди ученых и специалистов отсутствует единый взгляд на такое понятие, как «маркетинг». Например, Ф. Котлер и К.Л. Келлер считают, что «маркетинг – это прибыльное удовлетворение потребностей».
По мнению Дж.М. Эванса и Б. Бермана, «маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена».
Столь низкая степень детерминированности понятия «маркетинг» привела к тому, что на разных предприятиях функциональные обязанности маркетологов отличаются друг от друга. На одних маркетологи занимаются исключительно изучением рынка, на других – непосредственно контактами с покупателями, на третьих – рекламной деятельностью.
Подходы к реализации функции маркетинга на предприятии существенным образом зависят от размера самого предприятия и его управленческой ориентации. Крупные компании, ориентированные на маркетинг, создают у себя отделы маркетинга с достаточно детализированной структурой и большим числом работников. Предприятия малого бизнеса могут организовывать выполнение функции маркетинга, выбрав один из следующих способов:
- возложение маркетинговых функций на одного или нескольких наиболее подготовленных сотрудников предприятия;
- совместное проведение с другими малыми предприятиями некоторых маркетинговых мероприятий – например, участие в выставке путем организации «коммунального стенда»;
- приглашение консультантов и экспертов для разовых или постоянных соглашений по развитию ассортимента, формированию сбытовой сети организации работы с общественностью;
- все более популярным решением является аутсорсинг, то есть передача функции маркетинга для квалифицированного ее выполнения специализирующимся на данном виде деятельности организациям.
Необходимо отметить, что создание службы маркетинга не является абсолютной гарантией того, что уже завтра или послезавтра компания станет лидером рынка. Это, как говорится, условие обязательное, но не достаточное. В большинстве случаев компании плохо организованы для управления маркетинговой деятельностью и количество сотрудников в отделах продаж и маркетинга, а также их влияние на деятельность фирмы зачастую в несколько раз меньше, чем на аналогичных предприятиях Запада. Кроме того, довольно распространены в российском бизнесе подчиненное положение службы маркетинга на предприятии и ее финансирование по остаточному принципу.
То есть после того как все статьи бюджета на плановый период определены и распределены соответствующие денежные средства, встает вопрос о том, сколько осталось и что из этого можно позволить себе выделить на маркетинг. При этом забывают о том, что маркетинг силен своей комплексностью воздействия на рынок, и если хотя бы один из инструментов маркетингового управления недофинансировать, то общая эффективность деятельности фирмы резко снизится.
Очень часто руководители компании пытаются закрыть бреши в управлении маркетингом путем создания новых должностей или отделов. Например, плохо в компании обстоит дело с аналитикой рынка – надо создать аналитический отдел, плохо с рекламной политикой – надо выделить этот блок в отдельное управление и т. п. В результате подразделений или бизнес-единиц становится все больше, согласование между ними происходит сложнее, решения принимаются с опозданием, затрудняется их исполнение, и ситуация еще больше ухудшается. Поэтому, прежде всего, надо помнить основное правило формирования структур управления: функция определяет структуру, а не наоборот. Любые изменения в организационных структурах целесообразны только в той степени, в которой они способствуют повышению эффективности их функционирования. Следует постоянно задавать вопрос: нельзя ли создание нового отдела заменить новыми правилами, процедурами, информационными технологиями?
С этой целью необходимо наводить порядок с распределением маркетинговых функций внутри службы, поскольку время от времени возникает как управленческий вакуум (когда есть функции, не выполняемые никем), так и дублирование функций. Дублирование функций возникает особенно часто в отделах маркетинга и сбыта, и вызвано оно в ряде случаев историей развития организационной структуры компании. Особенно часто перекрывают друг друга функции отделов маркетинга и продаж. Поэтому необходимо строить карты распределения задач, прав и ответственности, разделять дублируемые функции на подфункции и в дальнейшем перераспределять их между сотрудниками. Из карты, кроме того, можно определить степень загрузки работников внутри отдела маркетинга, равномерность распределения ответственности, так как часто работники на одних и тех же должностях оказываются загруженными в разной степени. Работает старый принцип: «Кто тянет, на того и валят!». Соответственно, закономерным является пересмотреть либо нагрузку отдельных сотрудников, либо их заработную плату.
1. Абрамишвили Г. Г., Война В. А., Трусов Ю. Ф. Операция «маркетинг». – М.: Международные отношения, 2014. -650 с.
2. Абрамова Г. П. Маркетинг: вопросы и ответы. – ВО «Агропромиздат», 2013. -280 с.
3. Антипов К. От PR к рекламе, от локальной идеи – к продукту// Маркетолог. – 2014. – № 12. – С. 38–39.
4. Афанасьев М;П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. – М.:ИНФРА-М, 2011.-422 с.
5. Багиев Г.Л. и др. Маркетинг. Учебник для вузов./Под редГ.Л.Багиева, В.М.Тарасевич, Х.Анн; под общей редГ.Л.Багиева. М.: Изд-во «Экономика», 2012.-703 с.
6. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учеб.пособ. – М.: ФАИР-ПРЕСС, – 2015. – 624 с.
7. Браверманн А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. – М.: ЮНИТИ, 2012–653 с.
8. Браймер Р.А. Основы управления в рекламной индустрии . – М., 2014.-420 с.
9. Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 2011. -180 с.
10. Голубков Е. П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. – М: Экономика, 2012. -620 с.
11. Дайан А. Маркетинг: В кн. Академия рынка: маркетинг. – М.: Экономика, 2012. -250 с.
12. Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг. – М.: ДИС, 2013.-421 с..
13. Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. – Минск: Ника-пресс, 2012.-420 с..
14. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. – М: ИНФРА-М, 2011.-350 с.
15. Иванова Т. Е., Платова Т. В. Основы информационного маркетинга. Учебн. пособие. – Ярославль, ЯрГУ, 2012. -380 с.
16. Конецкая В.П, Социология коммуникации, 2012 г. – 432 с.
17. Лавров С. Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. – М.: Внешторгиздат, 2013. -720 с.
18. Синяева И. М. Маркетинг в коммерции: учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев, ред. Л. П. Дашков. - М. : Дашков и К' , 2012. - 547 с.
19. Синяева И. М. Маркетинг в предпринимательской деятельности: учебник / И. М. Синяева, С. В. Земляк, В. В. Синяев, ред. Л. П. Дашков. - М. : Дашков и К' , 2012. - 266 с.
20. Цахаев Р.К. Основы маркетинга: учебник / Р.К. Цахаев, Т.В. Муртузалиева, С.А. Алиев. - М.: Издательство «Экзамен», 2013. - 448 с.
21. http://www.gazprom.ru
22. http://fb.ru/article/285500/pao-gazprom-struktura-filialyi-sovet-direktorov
23. Ширшова Д.С., МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПАО ГАЗПРОМ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://min.usaca.ru/uploads/article/attachment/1792/59_Куликова_Е.С._Ширшова.pdf
24. Торкина А.А., Малышев А.А., СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ МЕЖДУНАРОДНОГО МАРКЕТИНГА НА ПРИМЕРЕ ПАО «ГАЗПРОМ» [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://forum-nauka.ru/domains_data/files/22/Torkina%20A.A.14.pdf