Введение
Глава 1. Теоретические основы работы специалиста по маркетингу
1.1 Функции и задачи маркетинга на предприятии
1.2 Особенности деятельности специалиста по маркетингу
1.3 Требования к маркетологу на современном рынке труда
Глава 2. Анализ требований к специалисту по маркетингу в ООО «Крона»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Организационная структура управления предприятием
2.3 Управление маркетинговой деятельностью и формирование требований к маркетологу
2.4 Направление совершенствования деятельности специалистов маркетинга предприятия
Заключение
Список литературы
Приложение
Специалист по маркетингу — это сотрудник, который занимается изучением рыночного спроса и предложения на те или иные товары и услуги, а также организовывает сбыт продукции компании. Ни одна компания, производящая какие-либо товары или услуги, не может обойтись без специалиста по изучению вкусов потребителей и продвижению продукции, если, конечно, она заинтересована в увеличении продаж. Поэтому профессия маркетолога перспективна и в плане карьерного роста, и в плане заработной платы.
Сегодня должность маркетолога есть в каждой компании, даже самой небольшой, которая активно занимается продвижением и продажей своей продукции — будь то банк, промышленный холдинг или фирма, торгующая мороженым. С развитием Интернета и, соответственно, расширением покупательской аудитории маркетолог-аналитик, который профессионально оценивает вкусы этой аудитории и тенденции рынка, стал практически незаменимым сотрудником отдела продаж. Кроме того, интернет-маркетолог является очень востребованным специалистом в консалтинговых компаниях, проводящих маркетинговые исследования в Интернете для своих клиентов. Актуальность темы исследования заключается в том, что специалист по маркетингу должен отвечать конкретным требованиям предприятия. При этом для разных предприятий требования к работникам могут отличаться.
Объект курсовой работы – ООО «Крона». Предмет курсовой работы – требования, предъявляемые компанией к специалисту по маркетингу.
Цель курсовой работы – изучить современные требования к специалистам по маркетингу.
Задачи курсовой работы:
- Рассмотреть теоретические основы работы специалиста по маркетингу;
- Охарактеризовать деятельность ООО «Крона»;
- Проанализировать работу маркетолога ООО «Крона»;
- Предложить мероприятия по удовлетворению потребностей предприятия в специалистах по маркетингу.
Курсовая работа содержит введение, основную часть и заключение. Основная часть включает две главы. В основе курсовой работы лежат материалы учебной и научной литературы. Практическая значимость работы заключается в возможности применить результаты исследования на практике.
Глава 1. Теоретические основы работы специалиста по маркетингу
1.1 Функции и задачи маркетинга на предприятии
Какие-либо существенные изменения во внешней среде довольно часто вынуждают компании реорганизовывать свой бизнес.
Роль маркетинга так же меняется. Традиционно специалисты по маркетингу играли роль посредников, обязанностью которых было изучать потребности покупателей и доводить их до сведения различных функциональных областей организации. Но сегодня большинство предприятий работает в устойчивых деловых сетях, и каждая функциональная область может взаимодействовать с потребителями напрямую. Маркетинг лишился монополии на взаимодействие с клиентом. Скорее перед ним стоит задача интегрировать все связывающие фирму и потребителя процессы, чтобы потребители видели цельный образ компании и слышали единый ее голос.
Специалисты по маркетингу разрабатывают финансовые инструменты для измерения ценности торговой марки, ценности канала, ценности клиента, и других ключевых маркетинговых активов.
В течение десятков лет маркетинг превращался из простого отдела сбыта в важнейшую функциональную сферу деятельности компании.
Эффективное управление производством в условиях неустойчивой конъюнктуры рынка предполагает организацию специализированной маркетинговой службы на предприятиях.
Обобщенная схема, характеризующая место и роль маркетинговых служб предприятия, представлена на рис. 1. Эта схема не является оргструктурой управления, в ней не представлены конкретные структурные звенья предприятия, а указаны только важнейшие с точки зрения маркетинга функции управления. Руководитель маркетинговых служб выполняет опосредующие функции между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта, его производством, стимулированием продаж, распределением, продажей, послепродажным обслуживанием и потребителями продукции. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращая в первую очередь внимание на деятельность конкурентов.
Рис. 1. Место и роль маркетинга в системе управления предприятием
Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны, исходя из этого определять направление совершенствования своей деятельности, доводить эту информацию до всех других подразделений предприятия. Таким образом, разработчики получают от маркетинговых служб информацию о развитии продукта, о том, в каком направлении нужно совершенствовать выпускаемую продукцию и какую новую разрабатывать. Производственники узнают, какой должен быть ассортимент выпускаемой продукции, каковы сроки ее обновления. Подразделения, связанные с ценовой политикой, исходя из информации, полученной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цепы. Кадровая служба соответственно решает вопросы увольнения и найма, переквалификации и т.д. В то же время служба маркетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия. Рассмотренная схема очень важна как база, основа маркетинговой деятельности. Исходя из этой основы, можно составлять также и должностные инструкции. Это не означает, конечно, что производственные и функциональные звенья предприятия самостоятельно не могут осуществлять связь с потребителями, не изучают ситуацию у конкурентов и т.п.
Однако эта их деятельность направляется и координируется руководителем маркетинговых служб, сотрудники которых проводят также конкретные маркетинговые исследования.
Таким образом, маркетинг является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу находятся в начале, а не только в конце производственного цикла. Они должны установить и довести до каждого работника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить и где и когда потребуется этот продукт.
Маркетинговые службы оказывают влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия.
С тем чтобы решить множество задач для производства продукции и ее продвижения к покупателю маркетингу в организации необходимо выполнять данные функции: исследовательские, разработка стратегии, исполнительские. Главные функции маркетинга в организации расположены на рис. 2 [28].
Рис.2 Основные функции маркетинга на предприятии-фирме
Дифференциация задач, обязанностей и прав в комплексе управления маркетингом может быть применена целесообразно только в том случае, если в организации достаточно точно представлены место и роль маркетингового отдела.
Главной функцией отдела маркетинга является то, чтобы учитывать вкусы покупателя, своевременно следить за его потребностями, а также учитывать действия конкурентов, измерять слабые и сильные стороны данных конкурентов.
В области маркетинга в каждой организации должны решаться данные задачи:
1. Анализ прибыльности продукции. - Дело, 2012. - 168 с.
2. Афанасьев М.П. Маркетинг. Стратегия и практика фирмы. - М.: Финстатинформ, 2011 - 382 с.
3. Басовский Л.В. Маркетинг. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 308 с.
4. Башиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг: Учебник для вузов/Под общ. ред. Г.Л. Башиева. - М.: ОАО "Изд-во "Экономика", 2009. - 482 с.
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Маркетинг: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2011. - 496 с.
6. Вуд, Мериан Берк Маркетинговый план: практическое руководство по разработке – Издательский дом «Вильямс», 2012. – 352 с.
7. Гнедков С. Стоит ли экономить на маркетинговых исследованиях? // Консультант, 2012. - № 13. – с. 26-29.
8. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Изд-во "Финпресс", 2011. - 348 с.
9. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент/Пер. с англ. - СПб: Питер Ком, 2009. - 896 с.
10. Котлер Ф. Основы маркетинга/Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2012. - 835 с.
11. Круглова Н.Ю., Круглов М.И. Стратегический менеджмент: Учебник для ВУЗов – М: Издательство РДЛ, 2011 – 464 с.
12. Крылов И.В. Маркетинг, М.: Центр, 2012, - 296 с.
13. Кузьмин В. Роль службы маркетинга на предприятии // Маркетинг. - 2013. - № 6. - с.40 - 45.
14. Люкшинов А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие для ВУЗов – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2012 – 375 с.
15. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник / Под ред. проф.В.А. Алексунина. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательско-торговая корпорация" Дашков и К", 2012. - 614 с.
16. Маркетинг: учебник / Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2011. - 484 с.
17. Маркетинг: Учебник / Под ред. Э.А. Уткина. - М.: ЭКМОС, 2011, - 483 с.
18. Маркетинг: Учебник, практикум и учеб. - метод. комплекс по маркетингу/Р.Б. Ноздрева. - М.: Юрист, 2012. - 467 с.
19. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: М.:ИНФРА, 2011г.
20. Маслов В. О роли маркетинга в деятельности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - № 7,8. - с.35 - 38.
21. Мескон М.У., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента – М.: Дело, 2012. – 704 с.
22. Организация маркетинга. - М.: Дело, 2012, - 200 с.
23. Основы предпринимательской деятельности. (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент.) / Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 496 с.
24. Панов М. Маркетинговые планы: цель всей компании // Консультант, 2011. - № 21. - с. 51-52.
25. Перекатина Н.С. Теория и практика маркетинга. - М.: Высшая школа экономики, 2012. - 280 с.
26. Пурлик В.М., Тулаева Н.И. Маркетинг: Ключ к успеху. - М.: РусьИнфо, 2011. - 232 с.
27. Реструктуирование предприятия. - Дело, 2012. - 200 с.
28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 336 с.
29. Современный маркетинг / В.Е. Хруцкой, И.В. Корнеева и др. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 286 с.
30. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разрабатывать и реализовывать стратегии: Учебник для ВУЗов – М: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012 – 576 с.
31. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник, 7-е издание.- М.: Дело, 2012 – 448 с.
32. Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга: 100 экзаменационных ответов. - Ростов н/Д: Издательский центр "Март", 2011. - 448 с.
33. Шикинов А. Во сколько обходится компании один специалист по продажам // Консультант, 2012. - № 17. – с. 21-24.
34. Эванс Дж. Маркетинг/Сокр. пер. с англ. - М.: Экономика, 2012. - 432 с.
35. Экономика фирмы: Учебник для вузов/Под ред. проф.В.Я. Горфинкеля, проф.В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. - 461 с.