Введение
1. Теоретические основы функций менеджмента
1.1. Основные функции менеджмента
1.2. Содержание понятия мотивации как функции менеджмента
2. Анализ функции мотивации на предприятии социально-культурной сферы и туризма
2.1. Характеристика предприятия социально-культурной сферы и туризма
2.2. Анализ трудовых ресурсов и распределения заработной платы
2.3. Мероприятия по повышению мотивацииперсонала в туристической фирме «Парадайз» 20
Заключение
Список литературы
В условиях формирования новых механизмов хозяйствования, ориентированных на рыночную экономику, перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка, овладевая новым типом экономического поведения, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации.
В связи с этим возрастает вклад каждого работника в конечные результаты деятельности предприятия. Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора.
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их стимулирование и мотивация.
Управление по результатам - это система не только управления, но и мышления и поведения членов организации. Авторы этой концепции Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне и Й. Ниссинен считают, что залогом успеха корпоративных стратегий является желание работников достичь определенных результатов. Поэтому целевое управление делает основной упор на стимулирование человеческих ресурсов, обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, развитие работников, постоянное обогащение труда.
О значении материальной заинтересованности работников реального сектора экономики говорить нет необходимости. Степень мотивации труда определяется не только, а точнее, не столько размерами окладов, ставок, премий доплат надбавок и т.д., сколько взаимосвязью оплаты с фактическими результатами работы человека, его квалификацией, ответственностью за выполнение функциональных обязанностей.
Цель курсовой работы – рассмотреть процесс совершенствования функций управления на примере совершенствования процесса мотивации в красноярском предприятии социально-культурной сферы и туризма.
В соответствии с целью ставятся задачи:
дать характеристику основным функциям менеджмента;
определить роль мотивации работников в системе управления современным предприятием;
рассмотреть анализ системы стимулирования туристического агентства «Парадайз».
Объект исследования – туристическое предприятие «Парадайз».
Предмет исследования – процесс мотивации персонала как функция менеджмента.
1. Теоретические основы функций менеджмента
1.1. Основные функции менеджмента
Функции управления порождаются разделением труда, объединяя однородные по характеру и общности промежуточных целей элементы совокупного воздействия, т.е. отдельные управленческие работы. Чтобы назвать функции управления, необходимо определить признаки однородности и общности целей, элементов целенаправленного воздействия. Ни одна из функций сама по себе или простая сумма функций не дают представления об управлении. Только в неразрывном единстве, взаимодействии они образуют единый управленческий цикл.
Любая функция управления состоит из пяти видов управленческой деятельности, обладающих относительной самостоятельностью:
1. планирования;
2. организации;
3. координации;
4. мотивации;
5. контроля.
Каждый предыдущий вид деятельности является необходимой предпосылкой последующего, пока данная функция не будет полностью реализована. Значит, степень полноты реализации функции управления зависит от комплексности управленческой деятельности.
Чтобы понять содержание каждой функции управления, необходимо представить ее как совокупность указанных пяти основных видов взаимосвязанных управленческих действий. Для ясности проиллюстрируем это на функции планирования при разработке конкретного плана. Этой работой занимается значительная группа сотрудников. Для достижения цели (разработка плана) их деятельность необходимо спланировать, организовать, скоординировать, активизировать и проконтролировать. На этом примере можно видеть различие понятий «планирование» как функции управления и «планирование» как ее составляющей, одного из пяти управленческих действий этой функции. Точно так же, если группа сотрудников разрабатывает систему поощрения работников фирмы, то их работу нужно планировать, организовывать, координировать, активизировать (поощрять) и контролировать. То есть при выполнении функции управления «активизация» работников нужно активизировать.
Рассмотрим виды управленческих действий.
1. Первый вид — планирование,
т.е. определение оптимального результата при заданных ограничениях по времени и ресурсам. В любом управленческом решении, распоряжении всегда есть ответы на вопросы: кто должен сделать, что, сколько и когда.
2. На вопрос, как сделать, позволяет дать ответ второй вид управленческой деятельности — организация,
т.е. определение путей, методов и средств достижения поставленной цели. При анализе реализации функций необходимо самым серьезным образом проверять, на каком иерархическом уровне руководства реализуется стратегия организации, а на каком — тактика.
3. Третий вид — координация, или гармонизация,
т.е. установление гармонии в совместном труде участников планируемого процесса. Анализируя функции по этому виду деятельности, необходимо обратить внимание на время реализации. Как правило, на практике этот вид управленческой деятельности осуществляется в ходе производственного процесса, а не до его начала. Отсюда огромное количество так называемых пятиминуток, длящихся зачастую по несколько часов. Поэтому при анализе функций целесообразно обратить внимание на протоколы различных совещаний, на которых в основном в оперативном порядке решаются вопросы координации.
4. Четвертый вид — мотивация или стимулирование, т.е. создание таких условий труда, при которых каждый работник трудился бы с наивысшей отдачей.
5. Пятый вид управленческой деятельности — контроль — должен быть особенно тщательно выполнен. На практике, к сожалению, происходит смешение контроля и учета. Часто вместо того, чтобы прогнозировать ход работ, значительную часть времени расходуют на выявление причин срыва заданий. Контроль — это прежде всего прогнозирование отклонений и своевременное их предупреждение. Не допустить отклонений — вот главная задача совершенной системы менеджмента.
Менеджмент предполагает комплексность в реализации функций управления. Для эффективности менеджмента необходимо рассмотреть:
всю сумму функций, составляющих содержание управления, и установить степень соответствия этой суммы целям и задачам, стоящим перед данной конкретной системой управления;
комплексность реализации каждой функции по видам деятельности, скоординированность долей функции при их реализации разными исполнителями и трудоемкость выполнения функции с учетом равной напряженности труда;
процедуры реализации каждой функции в целях упрощения и совершенствования технологии их выполнения.
Анализ эффективности реализации функции позволит также более четко определить обязанности и права работников аппарата управления и на этой основе спроектировать более рациональную систему менеджмента.
Функции являются основой менеджмента. Состав и численность аппарата управления в целом, равно как состав и численность работников входящих в него подразделений, определяются функциями управления и составляющими их операциями. Любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления.
Деятельность аппарата управления направлена на то, чтобы объединить в общем потоке управленческого труда все относительно обособленные, хотя и неразрывно связанные управленческие функции. Поэтому важное значение имеет анализ функционального аппарата менеджмента.
Анализ функций управления дает возможность систематизировать знания о динамике, темпах и направлениях развития, причинных связях и взаимосвязях функций, резервах совершенствования их организации. Анализ функций управления — составляющая менеджмента, а результаты анализа — основа для совершенствования существующей системы управления.
Выбор объекта анализа зависит от задач его проведения. Можно выявить виды работ, тесно взаимосвязанные и в то же время представляющие единую функцию управления, обосновать общесистемную информацию, распределение прав и обязанностей в системе управления. В качестве объекта анализа принимаются функции всей системы, затем проводится общий системный анализ. А при необходимости обоснования специфической информации за объект анализа берут подфункцию (функциональную подсистему), в состав которой входит этот круг работ.
Анализ отдельных операций на рабочем месте проводится в тех случаях, когда нужно выделить работы, требующие равной квалификации управленческого персонала.
Содержание анализа функций управления состоит:
в контроле за ходом их выполнения;
1. Адаир Д. Эффективная мотивация. – М.: Изд-во Эксмо, 2010. – 256 с.
2. Балашов Ю.К., Коваль А.Г. Методики построения мотивационного профиля персонала и разработки Положения о стимулировании персонала // Кадры предприятия, №8, 2011.
3. Балашов Ю.К., Коваль А.Г. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования // Кадры предприятия, №7, 2011.
4. Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора, №4, 2010.
5. Вырковский А., Бочарский К. Поиск мотива // Секрет фирмы, № 14 (101), 2010.
6. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? – М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. – 288 с.
7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. (Серия “Мастера психологии”) – СПб.: Питер, 2010. – 509 с.
8. Козычева Н.Б., Козычев Б.С. Проблема и задачи мотивации персонала // Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2010.
9. Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы.//Человек и труд. 2006, №10;
10. Лукичёва Л.И. Управление персоналом: Курс лекций; практические задания / Л.И. Лукичёва; Под ред. Ю.П. Анискина. – М.: Омега-Л, 2010. -264 с.
11. Маликова Н.Р. Этносоциологическое исследование трансформации постсоветских наций // Социс, №5, 2010.
12. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур// Риск. – 2011. - №5 – 6. – с. 82 – 87.
13. Папонова Н.Е. Какой может и должна быть мотивация работников? // Кадры предприятия, №8, 2010.
14. Попов Д.Е. Мотивация руководителей как фактор выполнения стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом, №3, 2010.
15. Шабанова М.А. Посткоммунистический трансформационный процесс в России: механизменная перспектива анализа // Социс, №1, 2011.
16. Щербина В.В. Проблема менеджмента в сфере управления человеческими ресурсами // Социс, №7, 2006.
17. Яхонтова Е.С. Оценка доверия в контексте управления персоналом // Социс, №09, 2011.