Особенности менеджмента 21 века определяются современными экономическими реалиями. Если менеджмент 20 века был, прежде всего, производственным, то сегодня развивается и завоевывает приоритетные позиции менеджмент некоммерческих организаций. С развитием школы человеческих отношений возрастает роль человека в любой организации, в настоящее время сотрудники любой организации воспринимаются современными управленцами не как затратная составляющая, а как основной капитал.
В 21 веке от управления экономическими системами мы переходим к управлению социально-экономическими системами, причем крен к социальной составляющей в этом понятии все более усиливается в условиях современного менеджмента. Сейчас менеджер должен быть инноватором, и противником всемерной стабилизации положения организации на соответствующем рынке товаров или услуг, его подход к управлению организацией должен носить креативный характер.
Говоря о современном управлении, менеджер должен внедрять инновационные технологии, как в бизнесе, так и в некоммерческих организациях. Понимая, что возрастает роль социальных инноваций, а не технических (или технологических) как принято считать среди большинства менеджеров, мы должны определить факторы, обеспечивающие конкурентное преимущество любых организаций и некоммерческих в первую очередь. Определяя приоритет некоммерческих организаций, мы обязаны определить положение в современном управлении работников умственного труда, понять, как определять эффективность их деятельности.
В первой половине 20 века специалисты в области управления исходили из следующих положений:
1. Менеджмент – менеджмент бизнеса.
2. Существует единственно правильная организационная структура управления. 3. Есть один правильный способ управления персоналом. 4. Менеджмент занимается внутренней сферой деятельности организации. Однако в конце 20 столетия все большую роль стали играть некоммерческие организации. Произошли и другие изменения в обществе, что поменяло представления специалистов на менеджмент. Появляется новая стратегия или парадигма менеджмента, которая исходит из следующих постулатов:
1. Менеджмент – это специфическая и определяющая деятельность любой организации, направленная на обеспечение эффективности ее функционирования.
2. Организационная структура управления крайне необходима для любой организации. При этом вид организационной структуры управления должен соответствовать поставленным перед организацией задачам.
3. Управление персоналом должно решать задачу не управлять, а направлять сотрудников на постоянное повышение их навыков, управлять их знаниями и переходить в режим самообучающихся организаций.
4. Менеджмент обязан решать все проблемы, которые оказывают влияние на эффективность деятельности как внутри организации, так и во внешней среде.
Есть 7 явлений, которые можно считать полностью соответствующими нынешней действительности. Эти явления категорически не вписываются в рамки стратегии почти всех современных организаций. Они по своей сути не имеют прямого отношения к экономике, а скорее относится к социологии и политике.
Вот эти новые 7 реалий:
1. Резкое снижение рождаемости в развитых странах;
2. Изменения в распределении располагаемого дохода;
3. Изменение определения эффективности труда;
4. Глобализация экономики и конкуренции в частности;
5. Несоответствие между экономической глобализацией и политической разобщенностью.
6. Изменения в составе народонаселения развитых стран за счет притока иммигрантов и их ассимиляции.
7. Усиление государственного регулирования экономики в отдельных странах и необходимость такого регулирования в мировом масштабе.
На чем может основываться стратегия менеджмента в эпоху быстрых перемен и неопределенностей, которые имеют место в начале 21 века?
Цель курсовой работы - рассмотреть опыт известных менеджеров в области управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1)Обозначить актуальные вопросы менеджмента в 21 веке;
2)Рассмотреть современные модели управления;
3)Изучить зарубежный опыт успешного управления (на примере Японии);
4)Рассмотреть опыт менеджмента на примере компании “Apple.Inc”.
Объект исследования - компании “Apple.Inc”.
Предмет исследования – менеджмент предприятия.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В 21 ВЕКЕ
1.1. Особенности и этапы развития менеджмента
Менеджмент - это система программно-целевого управления, текущего и перспективного планирования и прогнозирования научно-технических разработок, организации производства, реализации продукции и услуг с целью повышения эффективности хозяйствования, удовлетворения потребностей рынка и общества в целом, увеличения прибыли.
Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлора после публикации его книги "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя систему управления, разработанную Ф.Тейлором, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ предложенной Ф.Тейлором модели управления показал, что эта система Тейлора пока нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями. Именно под воздействием учения Тейлора чуть позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появляется и действует на практике так называемая классическая школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий этап развития менеджмента стал называться "неоклассическим", зарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано, прежде всего, с именамем Э.Мейо. На этом этапе появляется, и начинает работу социологическая концепция групповых решений.
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 - 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции - 1950 - 1960г.)
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла, происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
- возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;
- создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
- усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности .
По мнению М.Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.
1) Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
2) Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
3) Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
На каждом этапе развития менеджмента формировались соответствующие школы управления. М.Мескон выделяет четыре такие школы, в которых показаны методы и принципы их формирования (таблица1).
Таблица 1 - Школы управления
I. Школа научного управления.
Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
Отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач, и их обучение.
Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
II. Классическая школа управления.
Развитие принципов управления.
Описание функций управления.
Систематизированный подход к управлению всей организации.
III. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.
Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
IV. Школа науки управления.
Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
Развитие количественных методов в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях.
Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.
В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.
Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им
1. Анискин Ю.П. Новые теоретические положения организации планирования развития интегрированных компаний. – М.: Логос, 2015. – 96 с
2. Арутюнова Д.В. Стратегический менеджмент. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2016. - 122 с
3. Бабкин Ф.В. Электронная коммерция и новые организационные формы компаний. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 226 с
4. Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 2011. – 368 с
5. Валуев С.А. Организационный менеджмент. - М.: Владос, 2013. – 381 с
6. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада-ЛТД, 2015. - 384 с
7. Голикова Ю.А. Организация и управление корпорациями в мировой экономике. − Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2015. – 82 с
8. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. – М.: Дело, 2014. – 253 с
9. Дейнега В.Г. Организация производства и сбыта наукоемкой продукции государственной корпорации в условиях конкурентных рынков. – Воронеж: ВГПУ, 2012. – 362 с
10. Завальный П.Н. Оптимизация форм управления крупной газовой компании. Информационные бизнес-системы. Системные проблемы надежности, качества, информационных и электронных технологий. Часть 3. — М.: Радио и связь, 2014. – 328 с
11. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование. — М.: Дело, 2013. – 362 с
12. Логиновский О.В. Управление группой предприятий. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2014. – 264 с
13. Ньюстром Дж. В. Организационное поведение. — СПб.: Питер, 2014. – 328 с
14. Мескон М.Х. Основы менеджмента. — М.: Логос, 2012. – 156 с
15. Силантьев А.Ю. Структурная оптимизация систем управления. Системные проблемы качества, математического моделирования, информационных и электронных технологий. — М.: Радио и связь, 2013. – 243 с
16. Станис Д.В. Развитие института корпорации в современной России. – М.: Российский университет дружбы народов, 2013. – 172 с
17. Чернавский Д.С. Социально-экономическое положение России. — М.: ФИАН им. П.Н. Лебедева, 2013. – 76 с