Актуальность темы исследования
На современном этапе развития медицинского бизнеса в России особенно актуальными становятся вопросы, связанные с информационно-нормативной поддержкой медицинских учреждений и предприятий. В связи с недостаточностью государственного финансирования медицинских предприятий многие из них для улучшения своего имущественного и материального состояния начинают изыскивать сторонние источники финансового обеспечения – в частности, оказывают платные медицинские услуги. Также на действующий момент времени все больше и больше врачей – специалистов начинают заниматься частной практикой, организовывая либо частные платные врачебные кабинеты, либо целые центры коммерческой медицины. Данные обстоятельства обусловливают актуальность рассматриваемых вопросов, связанных с грамотным ведением бухгалтерского и налогового учета деятельности медучреждений.
Практика финансирования отрасли за счет средств государственного бюджета приводила к постоянному снижению доли расходов на медицину в общей сумме бюджетных ассигнований. В результате недостаточное финансирование, с одной стороны, и нерациональное использование средств — с другой, привели отрасль к критическому состоянию. Резкое падение большинства показателей, характеризующих уровень медицинской помощи, сделало очевидным необходимость принципиальной перестройки отечественного здравоохранения.
Решению теоретических проблем системы управления, планирования и финансирования здравоохранения посвящены работы отечественных ученых (Пупших Т.Ф., Мартынчик С.А., Хромченко О.М., Бояринцева Н.А., Кадыков Ф.Н., Попов Г.А., Шилова .М., Шамшурин Н.Г., Светличная Т.Г., Зыят-динов К.Ш., Закирова С.А. и др.).
Вопросы бухгалтерского учета в учреждениях непроизводственной сферы детально разработаны в трудах Дедкова Е.П., Голощапова В.А., Масталыи-ной Н.А., Малова С.А. и др. Однако работы названных авторов относятся к условиям действия административных методов управления здравоохранением и организации традиционного бюджетного учета и отчетности.
Изучение теории и практики деятельности лечебно-профилактических учреждений позволило сделать вывод о том, что недостаточно внимания уделяется проблемам совершенствования бухгалтерского учета, в особенности проблемам учета затрат на оказание медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих платные услуги.
Объект исследования - ГБУЗ СО «ГБ №1 г. Нижний Тагил».
Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Городская больница №6» Копейского округа предоставляет медицинское обслуживание населению.
Предмет исследования - теоретические и практические аспекты организации учета и анализа затрат в сфере здравоохранения.
Цель исследования - совершенствование организации учета повышение эффективности управления затратами на медицинские услуги в ГБУЗ СО «ГБ №1 г. Нижний Тагил»
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
1. Обобщить теоретические основы организации учета затрат на оказание платных медицинских услуг.
2. Рассмотреть порядок учета доходов и затрат платных медицинских услуг и методику расчета тарифов на медицинские услуги.
3. Раскрыть методику анализа затрат на оказание платных медицинских услуг.
4. Дать организационно-техническую и экономическую характеристику исследования предприятия.
5. Разработать и обосновать рекомендации по совершенствованию организации учета и повышению эффективности управления затратами на оказание платных медицинских услуг.
Информационная база исследования: в качестве информации для исследования использовались действующие нормативные положения, отчетная информация ГБУЗ СО «ГБ №1 г. Нижний Тагил
Глава 1. Теоретические основы организации учета и анализ затрат на оказание платных медицинских услуг
1.1. Нормативное регулирование деятельности по оказанию дополнительных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения
Учреждение здравоохранения может оказывать услуги только при наличии лицензии на выбранный вид деятельности, выданной лицензионной комиссией, созданной органом государственного управления субъекта Российской Федерации или местной администрацией по поручению соответствующего органа государственного управления субъекта Российской Федерации. Это требование установлено Основами законодательства Российской Федерации (далее по тексту – РФ) об охране здоровья граждан и пункт 2 статья 17 федерального закона от 8 августа 2001 года №128 – ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [3]. Основным нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации, является Закон о лицензировании. Данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защиты прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка медицинских услуг.
Кроме Закона о лицензировании в части, не противоречащей ему, при регулировании лицензирования применяется Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 года № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»[9]. Данным Постановлением наряду с Перечнем деятельности, подлежащей лицензированию, закрепляется Перечень органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности. Порядок и условия выдачи лицензий на осуществление медицинской деятельности определены Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 января 2017 года №30.[10]
Определение терминов, связанных с лицензированием, приведено в Законе о лицензировании. Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
В соответствии с законодательством можно выделить обязательные и специальные лицензионные требования и условия.
К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности относятся соблюдение: законодательства РФ, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента её выдачи, в течение которого лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность. Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.[3]
Лицензия выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии. Так, например, срок действия лицензии, выдаваемой на осуществление медицинской деятельности, в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности выдается сроком на пять лет.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Лицензия выдается соответствующими государственными органами. Например, в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности лицензирование медицинской деятельности осуществляется Минздравсоцразвития России или органами исполнительной власти субъектов РФ, которым Минздравсоцразвития России передало свои полномочия по лицензированию указанной деятельности.[9]
Положением о лицензировании медицинской деятельности установлен порядок получения лицензии (рис.1.1.).
Для того чтобы предприятие имело законодательное право заниматься оказанием медицинских услуг, оно должно получить лицензию в установленном законом порядке. Без наличия лицензии медицинское предприятие не может осуществлять свою основную деятельность. Медицинские учреждения в соответствии с действующим законодательством в установленном порядке несут ответственность перед заказчиком (потребителем) за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора о предоставлении услуг, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории РФ, а также в случае причинения вреда здоровью жизни потребителя.
При несоблюдении медицинскими учреждением обязательств по срокам исполнения услуг заказчик (потребитель) вправе по своему выбору:
- назначить новый срок оказания услуг;
- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
- потребовать исполнения услуги другим специалистом;
- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
Государственные и муниципальные медицинские учреждения вправе оказывать платные медицинские услуги населению только по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.
Рис.1.1. Порядок получения медицинской лицензии
При заключении договоров медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией о перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.
Государственные и муниципальные учреждения, кроме того, обеспечивают граждан информацией о видах медицинских услуг, оказываемых бесплатно в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования и целевых комплексных программ; о видах медицинских услуг, не вошедших в программу обязательного медицинского страхования и целевые комплексные программы, оказываемых лечебными учреждениями за счет личных средств граждан, в рамках договоров добровольного медицинского страхования.
При оказании платных услуг государственными и муниципальными учреждениями конкретные виды таких услуг должны быть указаны в соответствующем пункте устава учреждения. Причем в качестве платных (предпринимательских) услуг могут быть указаны только такие услуги, которые служат достижению целей, ради которых создано учреждение.[1]
Общие Правила предоставления платных услуг учреждениями здравоохранения всех форм собственности регламентированы Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 года №27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями».[11]
Согласно пункту 2 Правил предоставления услуг платные услуги могут оказываться в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. При этом специализированная медицинская помощь может быть предоставлена как в учреждении (стационарно), так и выездом на дом.
На рисунке 1.2 представлены основные медицинские учреждения, имеющие право на оказание платных медицинских услуг.