Введение
Глава 1. Понятие, состав и классификация затрат на производство
1.1. Расходы и себестоимость
1.2. Состав и группировка расходов на производство
1.3. Классификация производственных затрат для целей управленческого учета
Глава 2. Анализ структуры затрат на производство и реализацию продукции
2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2. Анализ структуры затрат по элементам
2.3. Маржинальный анализ себестоимости и прибыли
Глава 3. Предложения по управлению затратами на предприятии
3.1. Выведение бухгалтерии на аутсорсинг
3.2. Экономическая эффективность рассматриваемых мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1 Бухгалтерский баланс
Приложение 2 Отчет о прибылях и убытках
Процесс производства занимает центральное место в деятельности организации и представляет собой совокупность технологических операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Производство обусловлено взаимодействием трех основных факторов — рабочей силы, средств труда и предметов труда. Участие этих факторов в производстве требует соответствующих расходов: во-первых, для обеспечения непрерывного производственного процесса необходима закупка материальных ресурсов, в результате чего формируются входящие расходы; во-вторых, хозяйственные средства расходуются непосредственно в процессе переработки материально-производственных запасов для изготовления продукции и ее продажи — на заработную плату работников, стоимость израсходованных на изготовление продукции предметов труда, амортизацию средств труда, занятых в производстве, обслуживание производства и управление (заработная плата обслуживающего и управленческого персонала, стоимость предметов труда, израсходованных на общепроизводственные и общехозяйственные нужды (отопление, освещение, уборку помещений и т.п.), амортизация зданий и хозяйственного инвентаря цехов и общехозяйственных сооружений и др.).
Анализ производственных затрат, основанный на данных оперативного учета, занимает одно из важнейших мест в анализе экономической деятельности предприятия, т.к. является основой для контроля за эффективностью деятельности предприятия и эффективностью использования производственных ресурсов.
В данной работе рассматриваются основные способы и методы анализа затрат на производство на промышленном предприятии, а также вопросы и проблемы, возникающие в связи с этим анализом.
Целью дипломной работы является анализ управления затратами на примере ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез».
Для достижения поставленной цели необходимо:
- рассмотреть теоретические аспекты затрат на производство;
- проанализировать структур затрат на производство и реализацию продукции на ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»;
- разработать мероприятия по снижению затрат на производство и реализацию продукции путем выведения данного предприятия на аутсорсинг.
Объект исследования - предприятие ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез».
Предмет анализа – затраты на производство.
Теоретической основой дипломной работы служат труды отечественных и зарубежных специалистов, нормативно-правовые акты.
Методическую основу исследования составили следующие методы, как изучение и анализ научной литературы, так же изучение и анализ отечественной практики, анализ нормативно-правовых актов и методических материалов.
Глава 1. Понятие, состав и классификация затрат на производство
1.1. Расходы и себестоимость
В последнее время многие руководители приходят к выводу, что период получения сверхприбыли без должного контроля затрат завершился. Конкуренция усиливается, все больше предприятий применяют современные технологии и оборудование, совершенствуют качество управления. Получать прибыль, просто увеличивая цены, стало невозможно. На первый план выходят неценовые факторы завоевания рынка: улучшение качества продукции, развитие гарантийного и послегарантийного обслуживания, предоставление дополнительных услуг. Именно снижение затрат при сохранении качества выпускаемой продукции дает предприятию возможность удержать или даже усилить свои позиции на рынке.
В условиях ограниченности ресурсов, когда предприятие не может постоянно увеличивать производственную базу, и с развитием конкуренции, когда компании не могут бесконечно поднимать цены, вопрос «Что лучше: меньше тратить или больше зарабатывать?» однозначно решается в пользу оптимизации затрат и поиска резервов их снижения.
Теоретически существуют три варианта действий, позволяющих увеличить прибыль: повышать цены, наращивать объемы продаж или снижать расходы. На первом этапе компания может получать прибыль, увеличивая объем продаж и не очень заботясь об эффективности. На втором этапе рынок начинает насыщаться и рост продаж прекращается. Возникает необходимость заниматься повышением эффективности за счет наведения порядка в компании, то есть оптимизировать расходы. Однако на некоторых вещах, например на рабочем инструменте, экономить нельзя. Техническое обеспечение не должно подводить. Если оборудование завтра сломается, мы не заработаем денег.
Однако снижение затрат – не панацея. Нередко неоправданное снижение приводит к обратным результатам. Так, в ряде компаний, работающих в сфере услуг, где установлена система процентно-премиальной оплаты труда сотрудников (ателье, спортклубы, салоны красоты и т. п.), можно столкнуться со следующей ситуацией. Руководство решает снижать расходы, начав с уменьшения процентов от выручки, выплачиваемых сотрудникам. В скором времени большинство сотрудников находят выход: клиенты платят мастерам «в карман». Результатом становится снижение общих объемов выручки и, как следствие, сокращение прибыли. К сожалению, в сфере услуг такие ситуации очень распространены. В производственных отраслях подобные эксперименты оборачиваются уходом специалистов, появлением «откатов», хищениями.
Для того чтобы эффективно управлять затратами, руководителю компании важно понимать, какие виды затрат существуют и от чего они зависят.
Специалисту, проводящему анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, следует различать понятия расходов, затрат и себестоимости. Тактической целью любого предприятия является получение стабильного дохода и приемлемого уровня прибыли. Цель эта достигается предприятием в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности, которая немыслима без расходов. С хозяйственной точки зрения расходы представляют собой потребление или использование товаров и услуг в процессе получения дохода, т.е. являются его "оборотной" стороной, необходимой для получения дохода. Из такого общего определения следует, что расходы - это любые выплаты, которые производит предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности.
С финансовой точки зрения расходы являются "неблагоприятным" Движением денежных средств, уменьшающим прибыль предприятия. Однако это тоже слишком общий взгляд на то, что такое расходы. Все ли расходы уменьшают прибыль предприятия? Ответ на этот вопрос зависит от того, на каких принципах формируется показатель прибыли. Показатели финансовой результативности деятельности предприятия формируются по данным бухгалтерского учета в соответствии с принятыми в каждой стране стандартами ведения учета и отчетности. Стандарты эти могут носить законодательный характер или быть чисто профессиональными. В России вопросы ведения бухгалтерского учета и формирования отчетности регулируются законодательством.
Формирование финансового результата деятельности предприятия отражается в отчете о прибылях и убытках, являющемся одной из основных форм бухгалтерской отчетности, обязательной для составления и представления российскими предприятиями. В основе его лежит представление о том, что финансовый результат (прибыль принадлежащая владельцам предприятия) формируется в несколько этапов. База прибыли - доходы от основной деятельности предприятия (выручка от реализации продукции), уменьшенные на суммы переменных расходов, понесенных для получения этого результата. Полученный показатель называют результатом реализации или результатом операционной деятельности. Его следует скорректировать на величину прочих доходов и расходов (финансовых и внереализационных), получив результат финансово-операционной деятельности (прибыль до вычета налогов). И после вычитания доли государства (налоги) остается прибыль, подлежащая распределению среди акционеров (чистая прибыль).
Схема эта представляет общие принципы формирования прибыли предприятия, но не иллюстрирует особенностей российского законодательства, которое предусматривает, что для определения финансового результата деятельности предприятия разные виды его расходов учитываются по-разному, не все они являются затратами и включаются в себестоимость. Основными законодательными актами, касающимся формирования финансовых результатов деятельности российского предприятия, является Положение по бухгалтерскому учету №10/99, а также (в целях налогового учета) Глава 25 Части второй Налогового кодекса Российской Федерации Согласно этому документу себестоимость продукции - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Из этого определения следует, что согласно российскому бухгалтерскому законодательству часть расходов, понесенных предприятием, являются затратами и включаются в себестоимость производимой продукции, а часть таковыми не является. Кроме того, в себестоимость включаются некоторые расходы, не являющиеся расходами. Самым наглядным примером таких затрат являются амортизационные отчисления, которые не связаны непосредственно с выплатами денежных средств и зависят от выбранного в рамках учетной политики способа перенесения стоимости основных средств на стоимость готовой продукции.
Таким образом, различая понятия расходов, затрат и себестоимости, можно сказать, что расходы относятся к операционной деятельности предприятия и к его денежному потоку, поскольку возникают в процессе его текущей операционной деятельности и требуют для своей оплаты денежных средств. Расходы же являются бухгалтерской категорией, с денежным потоком не связаны и служат элементами, формирующими показатель себестоимости. Часть затрат - это операционные расходы, а часть бывает связана с финансовой или инвестиционной деятельностью предприятия и включается в себестоимость продукции по частям в соответствии с утвержденными правилами и нормативами.
Сводный учет затрат на производство заключается в обобщении данных аналитического учета по счету 20 «Основное производство» и ведется по центрам затрат и ответственности, калькуляционным статьям по текущим нормам (изменениям, отклонениям от норм) в разрезе групп однородных изделий или по конкретным изделиям. В калькуляционном аспекте свод производственных затрат обеспечивает информацию для распределения валовых затрат между товарным выпуском и незавершенным производством по текущим нормам и отклонениям от норм в разрезе цехов по каждой группе однородных изделий.
Порядок обобщения затрат определяется в зависимости от применяемого варианта сводного учета производственных затрат. Существуют предусмотренные действующими руководящими документами варианты сводного учета затрат на производство — полуфабрикатный и бесполуфабрикатный.
Полуфабрикатный вариант предполагает параллельный учет движения остатков незавершенного производства в бухгалтерии и оценку каждого наименования деталей и сборочных единиц цехов-изготовителей по фактической цеховой себестоимости, что в связи с целым рядом объективных производственно-организационных условий нереально.
При бесполуфабрикатном варианте бухгалтерский учет движения производственных заделов не ведется: расходы на производство могут распределяться между товарным выпуском и остатками производственных заделов в целом по организации. Некоторые организации с успехом применяют своеобразный полуфабрикатный вариант, сочетающий оперативный учет движения деталей и сборочных единиц в натуральных измерителях с бухгалтерским стоимостным учетом. Межцеховое движение деталей и остатков незавершенного производства оценивается по твердым внутризаводским ценам, полностью соответствующим нормативным калькуляциям на детали и сборочные единицы по затратам цеха. Некоторые организации включают в учетную цену только стоимость материалов и покупных полуфабрикатов или трудовые расходы по текущим нормам, однако первая оценка предпочтительнее, так как обеспечивает полную увязку оперативного учета с бухгалтерским при значительном снижении трудоемкости сводного учета затрат на производство.