Введение
1 Теоретические аспекты проблемы учёта затрат на обеспечение качества продукции
1.1 Сущность понятия затраты на качество и их классификация
1.2 Система качества и ее роль в повышении конкурентоспособности предприятия
2 Учет затрат на обеспечение качества продукции (на примере ОАО «УРАЛТРУБПРОМ»)
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ существующей системы менеджмента качества в организации
2.3 Динамика затрат на качество изделий на предприятии
2.4 Разработка системы учета и сокращения затрат на качество
Заключение
Список использованных источников
Актуальность работы. В условиях меняющегося уровня потребительского спроса, высоких требований к качественным показателям выпускаемой продукции и их цене, возрастает актуальность учета и сокращения затрат на качество.
Конкурентоспособность предприятия любой формы собственности и размеров зависит в первую очередь от качества его продукции и соотношения цена-качество. Таким образом, совершенствование механизма управления качеством и затратами на качество имеет важное значение для повышения эффективности производства и качества продукции. На любом предприятии необходимо повышать качество выпускаемой продукции.
Процесс управления качеством продукции в нашей стране является все более актуальным вопросом, процесс решения которого должен определяться не только показателями количества и эффективности проводимой социально-экономической реформы, но и системно целевыми или программными подходами.
Руководство в условиях энергичного развития экономических реформ стремится изменить многие социально-экономические факторы жизнедеятельности, которые формируют качество жизни населения, создать систему управления качеством развития и внедрить программу управления качеством продукции и услуг.
При возрастающем уровне конкуренции между российскими и зарубежными предприятиями, на рынке появляется необходимость учитывать затраты не только на производство продукции, но и на проектирование, обеспечение, управление, учет, анализ, контроль и улучшение качества продукции. В частности, речь идет о создании на предприятиях системы управления затратами на качество. Система служит индикатором эффективности управления во многих областях деятельности компании, измеряя цену допускаемых ошибок, способствует установлению приоритетов в проведении корректирующих и профилактических мер и подтверждению их целесообразности, позволяет анализировать обоснованность текущих затрат на оценку и контроль качества.
Таким образом, учёт затрат на обеспечение качества продукции - актуальная тема для всех предприятий вне зависимости от отраслевой принадлежности, формы собственности и степени государственного участия.
Цель работы - совершенствование учёта затрат на обеспечение качества продукции на предприятии ОАО «УРАЛТРУБПРОМ».
Задачи работы:
1) Рассмотреть теоретические аспекты учёта затрат на обеспечение качества продукции и проблемы в этой сфере деятельности.
2) Дать общую характеристику предприятия ОАО «УРАЛТРУБПРОМ».
3) Провести анализ существующей системы менеджмента качества в организации.
4) Проанализировать динамику затрат на качество изделий на предприятии.
5) Разработать мероприятия по совершенствованию системы учета и сокращению затрат на качество.
Объект исследования - ОАО «УРАЛТРУБПРОМ».
Предмет исследования - затраты на качество на предприятии.
Методы исследования: анализ литературных источников по данной теме, синтез, обобщение, наблюдение, статистический анализ, расчетный метод и инструменты управления качеством.
Теоретическая и практическая значимость работы. Полученные в дипломной работе выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе проведения организационных и социально-экономических мероприятий по совершенствованию системы учета и сокращению затрат на качество.
Структура работы. Работа написана на 55 листах печатного текста. Состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА ЗАТРАТ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
1.1 Сущность понятия затраты на качество и их классификация
Затраты на качество - новый объект в учете общих затрат на производство продукции. Каждый раз, не понимая его важность, субъекты предпринимательской деятельности сокращают свои расходы до наиболее минимальным, а это, в свою очередь, приводит к снижению качества и конкурентоспособности продукции. Процесс изготовления продукции должен быть эффективным (осуществляться при оптимальном расходовании производственных ресурсов, минимальных затратах, максимальной доходности и прибыльности производства), поэтому правильный подход к построению организации бухгалтерского учета затрат на качество позволит предприятию эффективно использовать свои ресурсы для воплощения в жизнь общества более нового и совершенного продукта качества, а также выявлять негативные факторы, влияющие на процесс изготовления продукции и на деятельность субъектов хозяйствования в целом. Изучение проблем экономической сущности затрат на качество и их классификации приобретает все большее значение в современных условиях хозяйствования.
Затраты на качество являются одним из важных элементов издержек производства. С этой категорией (понятием) столкнулись многие субъекты предпринимательской деятельности, поскольку каждый раз они сокращают свои расходы на обеспечение надлежащего качества в наиболее минимальные, используя при этом товары-заменители. В то же время, принимая решение о сокращении расходов, не следует забывать, что затраты на качество условно делятся на высокопроизводительные и непроизводительные: первые работают на увеличение доходов предприятия, вторые являются определенным балластом, поэтому сокращение и даже минимизация должны касаться только вторых, то есть непроизводительных расходов [25].
Поэтому важнейшей предпосылкой обеспечения экономической безопасности предприятия и обеспечения надлежащего качества продукции является не минимизация затрат, а их оптимизация как инструмент для установления формализованной взаимосвязи между различными их видами. Таким образом, для обеспечения такого механизма необходимо рассмотреть экономическую природу затрат на качество и их разновидностей.
Затраты на качество включают в себя два понятия: «качество» и «расходы». Как известно, качество продукции связано с отношениями между ее производителями и потребителями, по которым формируется потребительская стоимость продукции и удовлетворяются общественные потребности. То есть это совокупность взаимосвязанных мероприятий для обеспечения и поддержания отношений между ее производителями и потребителями, которые необходимы для повышения конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия, а также для удовлетворения потребностей [29].
В условиях рыночной экономики качество производимой продукции и услуг является определяющим фактором их конкурентоспособности и одновременно основным составляющим цены. Требование «высокое качество – низкая цена» сегодня является лучшим показателем эффективности управления затратами на конкретный объект.
Затраты на качество определяются прежде всего расходами, связанными с реализацией стадий жизненного цикла продукции. Это затраты на маркетинговые исследования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, производство, доставку и монтаж, а также техническое обслуживание. Затраты на качество могут быть как внутренними, так и внешними. Первые определяются внутренней деятельностью и расходами, связанными с продукцией. Вторые представляют расходы, связанные с поставщиками, потребителями, агентами, дилерами и т.д. [37].
Затраты на качество имеют большое значение, так как практически они всегда высоки и означают снижение прибыли и потерю заказов. Затраты, связанные с качеством, имеют широкий спектр и определяются отказами систем, браком, переработкой, поздней доставкой, жалобами на обслуживание и гарантии, отзывами о продукции и т.д. [40].
Разные авторы [3, 8, 38] определяют затраты на качество, по-разному, в основном как денежное выражение использования производственных ресурсов, в результате которого осуществляется производство и реализация продукции.
Ю.Г. Гушян с соавторами [15] данное понятие рассматривает как затраты на соответствие и несоответствие качеству. Е.С. Дыкман [17] пишет, что затраты на качество продукции в системе менеджмента качества (СМК) предприятия, представляют собой как затраты предприятия на соответствие и несоответствие качеству, возникающие в результате реализации основных процессов СМК:
- документооборота СМК;
- деятельности управленческого персонала;
- управления ресурсами;
- реализации процессов жизненного цикла продукции, мониторинга и улучшения.
Конкуренция вынуждает производителей предпринимать различные меры по минимизации затрат. Делают продукцию дорогой именно лишние затраты, т.е. те, которых можно избежать. Определить, какие затраты являются лишними, можно с помощью измерения. Измерение затрат позволяет выделить мероприятия, связанные с качеством продукции на различных стадиях ее жизненного цикла. Это дает возможность рассматривать качество как параметр деловой активности. Измерение расходов на качество позволяет оценить деятельность и дает основу для сравнительной оценки различной продукции (товаров, услуг), процессов и подразделений [16].
Таким образом, затраты на качество - это совокупность затрат, обусловленные мерами по предотвращению ошибок, планомерным контролем качества, исправлением ошибок внутри и вне фирмы, а также выполнением внешних менеджерских функций в данной области.
Кроме экономической сущности понятия «затраты на качество» очень важным аспектом является их разновидности по разным составляющим элементам.